Камиль Тимаев: «Отстаивать интересы своей Родины приходится во все времена»
Так считает полковник в отставке Камиль Тимаев, 25 лет отслуживший в пограничных войсках, исполнявший интернациональный долг в Афганистане.
Без малого 50 лет живет Камиль Шамильевич в Нижнем Услоне. 47 лет назад купил здесь дом и большую часть времени проводит с супругой в нашем районе, лишь на зиму уезжая в город.
Мы познакомились с ним, когда встречали первую группу военнослужащих, возвращающихся с Украины. Бывший военный, патриот, открытый человек с активной жизненной позицией, везде и всегда отстаивающий интересы своей страны. Он внимательно следит за новостями специальной военной операции, анализирует и искренне переживает за происходящее в Украине. Кажется, стать военным ему было предопределено свыше.
- Я родился в Черемшане. Мои родители участники Великой Отечественной войны, познакомились на 1-ом Украинском фронте. Мама вернулась с фронта со мной, я родился 22 июня 1945 года. После войны отец занимал руководящие должности, и мы часто переезжали с места на место. Оба похоронены в Нижнекамске.
Отслужив три года срочную службу, парень поступил на историко-филологический факультет КГУ, был активным комсомольцем. И вот как-то вызывают его в КГБ.
- Поздравили с присвоением звания «лейтенант», пожали руку и сообщили, что я призван по партийному набору комсомольских работников в погранвойска. И поехал я по распределению в Ашхабад.
На заставе им.Гавриила Самохвалова служил 10 лет. Помнит, как с Луганской области каждый год приезжала к ним жена погибшего смертью храбрых в бою с басмачами командира Самохвалова. Следующие два года прошли на р.Пянж, туркестано-афганской границе.
30 декабря 1979 года советские пограничники взяли порт Шерхан, к которому стремились душманы. До июля 1980 года пограничник Тимаев со своими сослуживцами обеспечивал безопасность порта и прилегающую к нему территорию. Летом того же года Камиля Шамильевича отправили в Академию КГБ в Москву.
- Я научился не только говорить на фарси, но и читать, писать. Я знал про Афганистан все и в 1982 году вновь вернулся туда советником. Семья осталась в Душанбе. Наша задача была помочь афганскому народу и цели были мирными. Нам надо было приспосабливаться жить среди них и при этом оставаться солдатами со своими принципами. Между прочим, там жили много таджиков и татар, - говорит Камиль Шамильевич.
Советник Тимаев рассказал, как в племени тараки, на афгано-пакистанской границе, для борьбы с душманами в течение месяца им удалось создать роту сарандой (полиция), поставить людей на денежное довольствие. Рота насчитывала 200 человек, здесь были молодые мужчины и женщины, и даже 70-летние старики.
Отдельная история - борьба с неграмотностью. Как-то старейшина одного из племен Шербатхан, пообщавшись с нашим советником, удивился, как шурави хорошо говорит на фарси, еще и читает, и пишет. Посетовал, что в его племени, насчитывающем 750 000 человек, большинство неграмотные. Это стало поводом для организации курсов безграмотности.
- Через год большинство и читать, и писать научились, - по-доброму смеется Камиль Шамильевич.
А вот еще анекдотичный случай, который по началу вовсе не казался таким смешным. Его из уст в уста передавали друг другу солдаты афганской армии.
Шел январь 1983 года. Советник Тимаев с бойцами из числа местных жителей находился в одной из старинных крепостей, стены которой были толщиной 2,5 метра. Вражеские снаряды впивались в нее, но не взрывались. Неожиданно среди ночи душманы открыли стрельбу, которая длилась два часа. Они кричали: «Ленин бачи, сдавайтесь». В ответ слышали подобный призыв. И вдруг среди ночи раздалось: «Русские, сдавайтесь». На это советник Тимаев не нашелся ответить лучше, чем «русских нет, есть татарин» и стрельба прекратилась. Через три месяца, когда Камиль Тимаев приехал в Кабул, вышестоящие командиры, спросили его, правда ли все так и было?
Проводя аналогию между Афганистаном и Украиной, полковник находит много общего. Говорит, что сценарий повторятся и за всем этим заметен западный след. Там привыкли чужими руками жар загребать. Народ деморализован, мы проигрываем информационную войну. Обидно ему, что при СССР на Украине процветали бандеровцы. Об этом все знали и ничего не предпринимали.
Рассуждая о том, можно ли как-то переломить ситуацию, Камиль Шамильевич говорит, что нужно усилить оперативную и агентурную работу, закрыть границы. Сокрушается, что были проблемы с организацией и обеспечением мобилизованных: «В военкоматах слова-то такого после 1945 года не слышали», - говорит мой собеседник. Однако, Тимаев уверен, что здравый смысл восторжествует, первые предпосылки на Западе уже есть.
- Победа будет несомненно за нами, - говорит Камиль Шамильевич, - но она достанется нам дорогой ценой!
На первом фото полковник Тимаев слева
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев