Математическая тревожность: почему мы теряем способность к вычислениям
Профессор психологии Вера Никишина объяснила механизмы утраты математических способностей в разных возрастных периодах.
Способности к математическим вычислениям и пространственному мышлению могут утрачиваться человеком на различных этапах жизни вследствие разных причин. Как отмечает доктор психологических наук, профессор Вера Никишина, ключевое значение имеет принцип "используй или потеряешь", сформулированный в системно-селективной теории Джеральда Эдельмана.
В детском возрасте нарушения математических способностей часто связаны с недоразвитием зоны TPO — области перекрытия третичных полей височной, теменной и затылочной коры. При умственной отсталости легкой степени распространенность которой достигает 3% в детской популяции, наблюдается значительный дефицит оптико-пространственного гнозиса, что делает невозможным осуществление математических операций.
Во взрослом возрасте риски утраты математических способностей связаны с недостаточным использованием соответствующих нейронных сетей. Переложение вычислительных функций на гаджеты и отсутствие регулярной тренировки математических навыков приводят к ослаблению и деградации нейронных связей, отвечающих за символический и оптико-пространственный гнозис.
В пожилом возрасте к этим факторам добавляются нейродегенеративные заболевания, которые усугубляют снижение когнитивных функций. Профессор Никишина подчеркивает важность сохранения и развития математических способностей в течение жизни, поскольку они являются фундаментом для адекватного функционирования в сложном социальном пространстве человеческих отношений.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Читай «Волжскую новь» в Телеграм, Вконтакте, Одноклассники, Дзен
Нет комментариев