Люди района - Николай Мартьянов: "Мы лес в обиду не дадим"
Каждому из нас доводилось гулять по лесу. Не по чистому ухоженному парку, лесополосе или дачному массиву. А по верхнеуслонским лесам, которые в некоторых местах напоминают тайгу. Согласитесь, когда входишь, кажется, попадаешь в сказку. И чем дальше ты находишься от цивилизации, тем больше понимаешь, - есть другой мир.
Участковый лесничий Николай Мартьянов с детства знал, что лес станет для него и службой, и отрадой. И что протяженность его жизни будет так же отмеряться годичными кольцами. Но что для дерева миг, то для человека — целая жизнь.
Вы не поверите, но он даже родился в Теньковском лесничестве. Его отец и дядя были лесниками, поэтому еще мальчишкой он знал все лесные тропки, ягодные и грибные места, звериные норы. Летом, когда советские школьники помогали совхозам выращивать, а затем убирать свеклу, картофель, Николай со своими сверстниками проводил время в питомнике, где выращивались саженцы деревьев. Сначала они ухаживали за ними, а затем высаживали в лесу. Ему нравилась эта работа, поэтому после окончания 8 классов, пятнадцатилетний подросток устроился в лесничество укладчиком пиломатериалов. Будущий хозяин леса понимал, что без образования вряд ли он сможет строить свою карьеру дальше, поэтому поступил в Лубянский лесной техникум. Там отучился три с половиной года, и прямиком направился на флот, пополнив ряды Советской Армии.
Вернувшись на родину, устроился в Приволжский лесхоз мастером, затем был помощником лесничего, а сейчас – участковый лесничий. А что такое лесничество? Это не только романтика тенистых чащ и земляничных полян, это еще и бесконечная природоохранная и природовосстановительная работа, ведь даже такой огромный «зверь», как лес, не может жить без поддержки, заботы и участия человека.
- У лесничих работу легкой не назовешь, - говорит Николай Викторович. - Участок у меня 5,5 тысяч гектаров, где мы следим за санитарным, противопожарным состоянием леса, весной высаживаем молодые деревья, проводим уход за лесными культурами, наказываем тех, кто ворует лес или мусорит в нем и многое другое. Зимой занимаемся охраной леса, проводим санитарные рубки, уборку мусора. Хочу заметить, что далеко не все посетители лесов, если их можно так назвать, безобразничают и нарушают природоохранные правила, все таки большинство - люди ответственные. Но встречаются индивиды, которым, в буквальном смысле, хоть трава не расти. Но, повторюсь, таких случаев становится меньше и меньше. Мы лес в обиду не даем.
- А у вас никогда не было страха заблудиться в лесу, - интересуюсь у собеседника.
- Любая тропа всегда выведет куда-нибудь, - успокаивает меня Николай. - Главное не останавливаться. Самый страшный враг - паника. Человек прошел километр, но в стрессовой ситуации ему кажется, что он идет как минимум десять. Думает: надоела мне эта тропа, срежу-ка я. Сворачивает, и его шансы выйти из леса живым резко уменьшаются.
Мне тоже не раз доводилось бывать в наших лесах. Чем дольше находишься в лесу, тем больше понимаешь лесников. Почему они предпочли природу, лесопосадки, леса, пение птиц, чистый воздух… Мысли раскладываются по полочкам. Повсеместные заботы кажутся ерундой. А какая романтика в лесу.
Участковому лесничему Мартьянову нравится входить в лес, как в родной дом: чувство полной свободы наполняет его душу.
- Как славно идти по лесным дорожкам, когда ноги утопают в желтой листве, словно в глубоком снегу. С замиранием сердца услышать прощальные крики журавлей в поднебесье. Почувствовать поздней осенью в лесу запах снега. Значит, зима не за горами, а всего в каких–то шагах, - рассказывает он, а я представляю все это перед своими глазами. - А когда ляжет снег и затрещат морозы, деревья жалобно перестукиваются друг с другом, будто просят помощи. Идешь, читая на снегу автографы четвероногих лесных обитателей. Сострадание к ним и попечение о них - святое дело лесничего. А как хорошо, намаявшись в лесу, собирая сосновые шишки, не спеша возвращаться домой. И увидеть издалека, как высокие дымы поднимаются над печными трубами. Дома ждет тепло, уют и тихая радость бытия.
Да, дома с работы Николая ждет жена. Вместе с ней они вырастили и воспитали двоих дочерей. Одна из них пошла по стопам отца, по лесным стопам: сначала работала инженером в лесничестве, а сейчас в Министерстве лесного хозяйства.
Уважительно к Николаю Викторовичу относится руководство и коллеги. Часто советуются с ним, он ведь человек бывалый, и в лесном хозяйстве не первый год. Кто, как не он научит, подскажет, поможет.
- Самое большое удовлетворение испытываю, когда вижу посадки, посаженные 20 лет назад. Они росли вместе со мной. Уход за молодняком для лесничего — дело особой важности. Это мост в будущее. Приятно видеть убранный лес. За день находишься так, что ноги не двигаются. Был бы шагомер, наверняка накрутил бы и 15 километров, и больше. Но вот что удивительно: ни усталости, ни раздражения, ни тоски не ощущаю. А все потому, что нравится мне моя работа. И совсем не важно, какая пора года, какой день и какая на дворе погода, - признается Николай Викторович.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев