Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Есть такая профессия – Родину защищать

Кто не помнит эти слова из кинофильма «Офицеры». Династий таких, военных, по России великое множество

Жители с. Русское Маматкозино гордятся семьей Федоровых, мужчины этой семьи посвятили свою жизнь защите Родины. Бережно, по крупицам, собирает историю семьи Михаил Александрович Матвеев - коренной житель села, ныне председатель первичной ветеранской организации. Доброй помощницей стала ему библиотекарь Елена Седова.

- Хранить традиции семьи – счастье, - говорит Елена. - Если определить цель заранее, следовать за ней, можно многое узнать о семейной династии, сохранить традиции и передать их следующим поколениям. А традиции – это ведь и опыт, и мастерство, и ценности, и черты характера, лучшие человеческие качества. История семьи Федоровых, как военной династии, началась с началом Великой Отечественной войны

Федоров Семен Романович

Родился в 1916 году в с. Ст.Р.Маматкозино в большой многодетной семье, где было шесть детей. В 1935 году женился, родилось двое сыновей Александр и Борис. Был призван в ряды Красной Армии в 1941 году, в действующей армии с 1942 года. Проходил службу в 680 иптап РГК 2 УкрФ (680 иптап РГК). Был награжден медалью «За боевые заслуги». В наградных документах говорится так: «Шофера артиллерийского парка, рядового Федорова Семена Романовича (наградить) за то, что на подступах к городу Зволен под артиллерийским огнем противника своевременно доставлял боеприпасы на огневой пункт батарей, чем способствовал нанесению противнику больших потерь».

Вернулся с войны в родное село, в семье родилось еще трое детей - Николай, Нина и Анатолий. Умер фронтовой шофер в 1957 году, похоронен на местном погосте.

Федоров Борис Семенович

Родился 18 октября 1941 года. Мама Бориса умерла, когда мальчишке было всего два года. И путь его лежал в Елабужский детский дом. Пробыл там до 18-летия.

А потом служба в рядах Советской Армии. Призывался Кировским военкоматом г.Казань, службу проходил в Башкирии Для кого-то служба в тягость, а для Бориса была в радость. Командиры отмечали его собранность, дисциплину, тягу к военным знаниям, поэтому и рекомендовали солдата в школу младших авиаспециалистов. Получил по окончанию школы специальность механика.

Дальнейшая служба проходила в Московской области, на известном Чкаловском аэродроме. В звании прапорщика, в должности старшего бортмеханика продолжил сверхсрочную.

Началась война в Афганистане. Неоднократно, по тревоге поднимали самолеты с аэродрома. И всякий раз мастерство, и опыт специалиста 1 класса Бориса Федорова были необходимы пилотам. Частыми были и заграничные командировки, том числе и в Афганистан. За свой ратный труд имеет правительственные награды.

Уволен в запас 10 октября 1985 г. в связи с ухудшением здоровья.

Ветеран воинской службы ушел из жизни 28 июля 2008 года, похоронен в родном селе. 

Федоров Вадим Борисович

В семье Бориса Семеновича весной 1966 г. родился сын Вадим. С детства мальчик слышал рассказы отца о небе, полетах в дальние страны. И, как сын военного, решил продолжить династию. Учился прилежно, увлекался техникой, много читал специальной литературы, любил фильмы о войне, летчиках.

В Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище поступил легко. А иначе и быть не могло: к будущей профессии готовил себя с начальных классов.

Пять лет учебы пролетели незаметно и вот уже вручение дипломов и лейтенантских погонов, последнее прохождение с песней перед трибунами. Бравые командиры получили назначение и отправились к месту службы.

С августа 1988 г. по июль 1999 г. служил в военно-воздушных силах ВС РФ в г.Кубинка, Московской области. Занимаемые должности: старший авиационный техник технико-эксплуатационной части, старший бортовой авиационный техник корабля, бортовой авиационный инженер корабля-инструктор авиационной базы по реализации международного договора «Открытое небо».

В запас ушел в звании майора, но служить Родине не перестал. Его многолетний опыт в войсках пригодился. Не каждому доверяют такое: 10 лет инспектор, а затем заместитель командира по работе с личным составом ДПС 1 батальона ДПС 2 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москва. Думаю, что это за «спецтрасса» пояснять не надо. Таким, как Вадим Борисович доверяли жизни высших лиц государства, важных иностранных гостей.

С апреля 2023 г. по настоящее время - педагог отдела образовательной части Московского центра «Патриот. Спорт» оздоровительно-образовательного центра «Патриот» г.Москва (Кубинка).

Бывало и такое

(Из воспоминаний Вадима Федорова)

Аэродром расположен на берегу Чёрного моря в пяти километрах западнее города Гудаута. Ближайший аэродром, который при необходимости может быть запасным – Адлер.

Полоса в Гудауте стандартная, 2500 метров. Расположена она со взлётным курсом 330 градусов, от берега в сторону гор. Впереди по взлёту Кавказские горы, уже на удалении 10 км превышение местности 500 метров, а на удалении 20 км по взлётному курсу гора Чипшера, высотой 2395 метров. Поэтому имеются особенности взлёта-посадки. Посадка только с моря, взлёт для истребителей и армейской авиации производится в сторону гор и сразу после взлёта отворот влево на 90 градусов. Взлет в сторону моря для транспортной авиации. Все полёты на аэродроме Гудаута осуществляются только над морем. 

30 декабря 1992 года при выполнении полетного задания с посадкой на аэродром Гудаута, находясь на посадочном курсе, наш транспортный самолет «Ан26» был атакован парой «Су-25» Вооруженных сил Грузии. Одной из «сушек» управлял бывший российский летчик-грузин, уехавший на Родину после начала грузино-абхазского конфликта. Ранее проходил службу в ВВС РФ в Кубинке, в соседнем со мной полку. 

Летчик грузинской армии, прослушивая радиообмен экипажа «Ан-26» с руководителем полетов аэродрома Гудауты и, узнав по голосу командира экипажа и его позывной, не смог выполнить поставленную задачу, ушел в глубь воздушного пространства Грузии вместе с ведомым. Дальнейшая его судьба нам неизвестна.

Гордимся земляками

В дополнение добавлю, что при заходах на посадку самолетов РФ, над зоной аэродрома Гудаута всегда находился «Су-27» ВВС РФ, прикрывавший наши самолеты, так что от возмездия после выполнения пусков ракет он бы все равно не ушел. Что в большей степени повлияло на его решение не известно.

В боевом режиме находились и наземные комплексы, обеспечивающие охрану аэродрома. За время конфликта было совершено более двух десятков вылетов. Все экипажи награждены орденами и медалями МО РФ, поощрены ценными подарками командующего ВВС Московского военного округа.

Вот такая военная семья. Достойную, самую мужскую профессию выбрали Федоровы и ни разу не пожалели об этом. А мы гордимся своими земляками.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала М.Матвеева и Е.Седову

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Галерея

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев