Верхнеуслонский поисковый отряд работал на полях Сталинградской битвы
Во время очередной вахты, поисковики подняли 35 бойцов, а участие в раскопках принял и внук Шарля Де Голля.
Такой вахты у меня еще не было… Дождь, пронизывающий ветер, град...Живем в палатках. Спальники не спасают. Одеваем на себя все, что привезли. Но теплые вещи брали по минимуму. Возвращаемся с раскопов мокрые и грязные. Сушиться негде, воду возим от сердобольного населения хутора Степной или покупаем в магазине сразу 5-10 бутылей по 5 литров. Ее используем в основном для чая. Хватает на сутки. Чаем греемся. Умывамся и чистим зубы ледяной водой. До хутора пять км, дорога такая, что можно только на «буханке» или вездеходе проехать.На остальные цели идет другая, солоноватая на вкус, вода из скважен. Но и за ней надо выезжать туда же в Степной.
Наш отряд «Боевое братство»,( командир Влад Кузьмин), в эту вахту пополнился новыми ребятами. Всего 16 человек. Нурлатцы (а отряд базируется в г. Нурлат) приехали к обеду 22 апреля. Наскоро собрав палатки, до дождя, поехали в поле. Там уже работали поисковики из Оренбурга, местные казаки и французы. В этом году вахта международная, точнее русско-французская. Журналистов из Франции было много (среди них и внук Шарля Де Голя), но и военных археологов тоже. Все дни они работали с нами рядом, каждый делая свое дело. Общались через переводчиков. Но к концу вахты уже начали понимать друг друга! Где «на пальцах», где жестами, мимикой… Словом сработались. Работают наши колеги очень аккуратно. На яме, которую в первый день раскопали наши ребята, а в ней лежали 7 советских бойцов, они работали четыре дня. Очищали от земли каждую косточку, каждую фалангу, доводя ее до идеального состояния, записывали все, что делали, фотографировали…
Мы же, обнаружив бойца, осторожно окапываем его со всех сторон и делаем «стол» и только потом начинаем эксгумировать, выкладывая останки на специальный банер. Работать стараемся быстрее, чтобы поднять побольше, но при этом тщательно проверяем уже освободившийся раскоп, прощупывая и просеивая землю. Это для того, чтобы не оставить, не пропустить мелкие находки: кубари, пуговицы, мелкие косточки.
Мы с Ринатом Хабибуллиным, нашим главным эксгуматором, афганцем (руководителем штаба Юнармия Вахитовского и Приволжского района г. Казани), на место прибыли ближе к полуночи. Ночь была ужасно холодной, а утром хмурое небо и низкая температура. Но впереди нас ждала работа. Наскоро перекусив, загрузились в машину и на работу. На начавшийся дождь внимания не обращали. До лагеря совсем рядом, так что на обед ехали в лагерь, где дежурные готовили обед. На продукты, бензин, воду складывались сами. Конечно, что-то взяли из дома: овощи, салаты, варенье грибы. Мне подкинули картошку, морковку, лук — Касимовы, бензином на дорогу помогли руководители района, сельхозуправления и Кураловского завода Крахмалопатока. Огромное им за это человеческое спасибо.
Несмотря на непогоду, нашему отряду удалось поднять 35 бойцов. Медальонов не было ни одного. Самый большой раскоп — семь бойцов, есть одиночные — два, в остальных по 2-6. На ногах, шеях многих бечевки. Значит их сволакивали в воронки, траншеи мирное население, зачастую подгоняемое фашистами. Личных вещей тоже немного. Что здесь творилось в июле-августе 1942 можно только предположить. А сколько тут полегло наших солдат, вряд ли мы теперь узнаем. Высота «Огуречная» 154, 2. Ее значение, как стратегического пункта, в Сталинградской битве, как для Красной Армии так и для противника, переоценить трудно. С нее просматривалась вся окрестность на многие километры. Сегодня там стоит поклонный крест, а рядом на гранитных плитах перечислены все воинские соединения, кто отстаивал этот край от фашистов.
… Уже к вечеру 28 апреля, собрав вещи, воспользовались погодой и снова пошли на поле. На щуп определили железо. Копали по-ударному. И вот они — три бойца. Наверное, они ждали нас...Три лопаты, фляжки, котелки… Трудно было сдержаться от слез. Даже ребята-школьники из Астрахани, подоспевшие на помощь, не могли сдержать слез, отворачиваясь, смахивали их грязными перчатками…
Простите нас, солдаты, простите, родные. Вы сделали для нас все, что смогли, не пожалели жизней. А мы вот уже 78 лет не можем вызволить вас из земляного плена. По вам ходят машины и трактора, растаскивая вас плугами, на ваших косточках растет лук, огурцы… Больно видеть такое и еще страшнее забыть об этом.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев