В Иннополисе - как в идеальном Советском Союзе
1816
0
«Йод» посмотрел, чем живет Иннополис - новый российский город для айтишников. О городе Иннополисе, который находится под Казанью, много говорят. Кто-то считает, что это город будущего, где специалисты высочайшего уровня будут создавать высокотехнологичные отечественные продукты и сервисы, кто-то - что это второе неудачное Сколково. Специальный корреспондент «Йода» отправился в Иннополис,...
Мы сидим на светлой кухне современного дома. За окном слышна стройка, слепит солнце, но это не мешает семье Ковтуненко с удовольствием есть пирог. Молодые айтишники переехали сюда совсем недавно, но уже настроены решительно: в Иннополисе они будут строить не только своё будущее, но и всей страны. Получится ли?
Строительство города Иннополис, экономика которого основана на высокотехнологичных индустриях, началось в июне 2012 года на месте деревни Елизаветино в Верхнеуслонском районе Татарстана. В торжественной церемонии участвовали премьер-министр России Дмитрий Медведев и президент Татарстана Рустам Минниханов, которые заложили капсулу с посланием для будущих жителей города. В том же месяце была зарегистрирована управляющая компания ОАО «Иннополис». В декабре 2012 года учредили одноимённый университет.
Тогда же Медведев подписал постановление о создании в Татарстане особой экономической зоны (ОЭЗ) «Иннополис», а в апреле 2013 года утвердил появление в России нового населенного пункта. К концу следующего года в Иннополисе построили и сдали под отделку главный корпус университета, первые жилые дома и хозяйственные помещения. В декабре 2014 года населенный пункт Иннополис получил статус города; в июне, через три года с начала строительства, он был открыт.
Согласно официальным данным, на его создание из федерального бюджета России выделили 15 млрд рублей. На строительство университета и развитие его инфраструктуры Минкомсвязи РФ выделило 4,7 млрд рублей. Также в рамках государственно-частного партнёрства город получил еще 3 млрд. Есть и внебюджетные вложения - за 2013-2014 годы сумма частных инвестиций в университет Иннополиса составила 840,6 млн рублей. Получается, что сейчас город стоит почти 23 млрд рублей.
Пока Иннополис похож на большую стройку где-то на Марсе. Проезжаешь КПП, и виден огромный пустырь песочного цвета, по которому разъезжают самосвалы, экскаваторы и копошатся рабочие, ночующие в блеклых фургончиках. Сейчас улиц в городе мало, а конкретно - три. Называются стандартно: «Университетская», «Спортивная», «Центральная».
Мастер-план Иннополиса составлял Лиу Тай Кера, главный архитектор Сингапура, но выполняют его местные застройщики. Уже готовы офисы для компаний-резидентов технопарка, университет, спорткомплекс, общежития для студентов, а также не больше десяти шестиэтажных домов, в двух из которых уже живут люди. Планируется, что к сентябрю в городе откроются школа и детский сад. Инфраструктура, которая уже построена в городе или находится в финальной стадии строительства, готова принять 5 тысяч человек. При этом мастер-план города рассчитан на 155 тысяч.
Построенные здания выглядят если не футуристично, то на западный манер: у них простые геометрические формы, используется много стекла, разноцветных панелей, подсветки. Жилые дома - шестиэтажные, максимальное количество комнат во всех квартирах - две. В одном из таких домов (пока не во всех работают лифты) мне выделяют квартиру. В неё можно войти, приставив карточку-ключ к считывателю. Интерьер простой: небольшой коридор со шкафом; спальня с белыми стенами и потолком, стол, стулья, двухместная кровать; кухня со всей необходимой мебелью и техникой; ванная и застеклённый балкон.
В такой же, но двухкомнатной квартире живет Святослав Ковтуненко с женой и двумя дочерьми. Он компьютерщик, преподает в университете Иннополиса изучение «распределённых систем», ассистирует зарубежным профессорам в их курсах и пишет научные статьи. По комнатам разбросаны игрушки, стоит электронное пианино. Мы разговариваем с Ковтуненко и его женой на светлой кухне.
Молодая семья айтишников (обоим чуть меньше 30 лет) переехала в город два месяца назад. Они жили в Тюмени, и однажды на портале habrahabr.ru Святослав увидел статью об университете Иннополис, который тогда ещё находился в Казани. «Статья была о том, что объявляется конкурс на поступление на совместную программу с американским университетом Карнеги-Меллон - "разработка программного обеспечения", - говорит Святослав. - Решение я принял через час, через день уже сдавал экзамен, а через неделю приехал в Казань на очное собеседование». Святослав сдал экзамен на знание английского языка Toefl и общий тест по математике и профессиональному английскому. По его словам, отбор на программу был сложным: из 300 человек, подавших заявки, взяли лишь 14, в основном, из России. Успешно пройдя все испытания, Святослав уехал на годовое обучение в американский университет. После приезда стал работать в казанском отделении университета Иннополис, а потом переехал уже в сам город.
Как семья ощущает себя в Иннополисе? «Это просто место, где мы живем», - говорит Святослав. Он считает, что тут комфортно для детей: свежий воздух, отсутствие шума, почти нет комаров. В городе пока нет магазинов, но это не большая проблема для владельцев машин, рассказывает он. А машины в Иннополисе есть у всех. Семья Ковтуненко раз в неделю едет за продуктами в Казань, их это устраивает. На вопрос, комфортно ли им жить посреди стройки, они говорят: «Здесь всё очень быстро меняется». Если раньше были перебои с водой и электричеством, а ходить по территории строительства было просто опасно, то сейчас таких проблем уже нет. «Месяц назад построили детскую площадку. И это отлично», - радуется Святослав. Он говорит, что мог бы жить в Казани и ездить в университет на машине, но тогда меньше бы виделся с семьей: «Поэтому мы переехали сюда одними из первых». Святослав не хочет рассказывать, сколько он здесь зарабатывает, но говорит, что семья не бедствует. «Все тут получают по заслугам. Но и в деньгах не купаются», - заканчивает он.
Жена Святослава Ксения не переживает насчет своих дочерей - трехлетней Есении и пятимесячной Арины. Она считает, что даже сейчас в Иннополисе чище, чем в других городах. Отсутствие детского сада и школы ее также не смущает. По словам Ксении, в городе всё делается очень быстро, поэтому учебные заведение построят в срок, к сентябрю учебного года. Единственный и главный минус для неё - отсутствие медикаментов: «Здесь нет аптеки и лекарств, - говорит Ксения. - Но это временно. Терапевта уже посадили в университете».
Сейчас в Иннополисе живет не больше 200 человек. Они могут не только переписываться с администрацией города через Telegram, но и пользоваться круглосуточным консьерж-сервисом, куда можно позвонить и узнать любой вопрос: от того, как стать потенциальным инвестором, до того, где заказать пиццу.
«Добровольная мигрантка» Ксения общается в Иннополисе с такими же молодыми матерями. Обычно всё общение происходит на детской площадке. Сейчас Ксения не работает - всё время проводит с дочерьми. У неё долгий декретный отпуск. Но Ксения, кажется, не тоскует - она сравнивает жизнь в городе с идеальным Советским Союзом: «У меня есть ощущение, что все заодно. Когда кто-то едет из Казани в Иннополис, у него можно попросить купить, например, лекарства. У нас все живут в одном подъезде и работают на одной работе!» Пока горожан мало, то связь между ними и городской властью поддерживается через мессенджер Telegram. «Мы можем влиять на принятие решений, - говорит Святослав. - Обсуждать, какие программы будут в школе и садике, какого специалиста пригласить, как будет работать спорткомплекс. Здесь все очень задействованы во всём». Семья уверена, что дальше будет только лучше, ведь, по их словам, Иннополис - очень значимый проект для страны.
С директором университета Иннополис Дмитрием Кондратьевым мы встречаемся в его кабинете. Чтобы зайти в него, надо подняться по остеклённой лестнице университета на четвертый этаж. За это время можно разглядеть прозрачные комнаты с проекционными экранами, группу людей в переговорной, тестирующую какую-то программу на огромном мониторе, студентов, идущих в столовую. Кабинет Кондратьева тоже прозрачный - через окна видно стройку и деревья вдалеке.
«Сейчас у нас 20 магистров и 26 бакалавров, - говорит Кондратьев. - Магистры, которые были на годовой программе, закончат обучение в этом августе. Бакалавры поступили сразу на 4 курс». В следующем году в университете будут учиться 430 студентов: 30 человек на первом курсе, 300 - сразу на третьем, и 100 человек в магистратуре, поясняет директор.
Практически все студенты в Иннополисе из России, есть единицы из бывших республик СССР - Белоруссии, Украины, Казахстана и Узбекистана. Студентов из Штатов или Европы нет, их привлечение для администрации не является приоритетом. «С другой стороны, они очень нужны, - поясняет Кондратьев. - Чтобы среда была интернациональной. Чтобы студенты могли понимать, что можно общаться с людьми из других культур: вести бизнес и совместные проекты».
Университет Иннополиса
Планируется, что студенты Иннополиса будут ездить на один семестр заграницу по обмену. Для этого у университета есть партнерские соглашения с зарубежными вузами (Carnegie Mellon University, National University of Singapore , Korea Advanced Institute of Science and Technology и другие). Иностранным студентам, по словам Кондратьева, будет легко освоиться в Иннополисе, так как обучение ведется преимущественно на английском языке: «IT - интернациональная вещь, и преподаватели у нас - на 50% иностранцы».
Кроме обмена студентами, партнерские соглашения позволяют обмениваться опытом преподавателям. Метод такой: университет выбирает российских преподавателей, посылает их на три семестра стажироваться в один из партнерских университетов, там человек перенимает опыт и подходы к образовательной деятельности, одновременно пишет и читает свой курс.
Наконец, последняя часть партнерских соглашений - прямой обмен курсами. Особенно это актуально для магистратуры. Иннополис полностью заимствует программы зарубежных вузов (например, Carnegie Mellon University), уплачивая за это деньги. Директор университета отказывается говорить, о каких суммах идет речь. Он уверяет: «Если мы сами начнём строить магистерские программы, то, в лучшем случае, с третьего года получится хорошая. У нас нет такого времени. Мы хотим чтобы она была эффективна сразу».
Что может делать выпускник университета? Кондратьев говорит, что всем выпускникам будут предлагать работу в Иннополисе компании-резиденты. О том, что это за компании, говорить пока рано - директор утверждает, что не все они смогут получить статус резидента. Чтобы после окончания учебы студенты не разбегались, условием гранта на обучение для каждого является проживание и работа в Иннополисе в течение полутора лет после выпуска.
План руководства университета - войти в топ мировых вузов. «Мы изначально не планировали, что это будет "ещё один российский университет", - смеется Кондратьев. - Мы хотим, чтобы он был признан в мире и являлся центром концентрации международного опыта и экспертизы в области IT. Но репутация университета создается долго, когда у тебя много выпускников, которые попадают на хорошие места. Первые выпускники, которых мы полностью отучим с первого по четвертый курс плюс магистратура, появятся через шесть лет. Их всего будет 30 человек. Они еще не создадут нам репутацию».
Поэтому, говорит директор, реалистичный срок попадания в списки ведущих мировых вузов - минимум 30 лет. И убегает на следующую встречу.
Мы сидим с магистром Иннополиса Маратом Валиевым на скамейке около университета. Ему 33 года, он родился в городе Арсеньев, на Дальнем Востоке. Закончил Дальневосточный государственный технологический университет, работал в компании-аутсорсере Motorolla. После этого жил в Китае, где работал в компании-аутсорсере Google, а потом открыл свой стартап. Затем Марат вернулся в Арсеньев, где стал начальником отдела информатизации в администрации города.
А потом взял и переехал в Иннополис.
В августе он закончит обучение в университете. Марат, так же, как и Святослав, узнал об Иннополисе из статьи на habrahabr.ru. Прочитав о наборе студентов, он послал документы, затем приехал на собеседование, получил грант, уехал в Карнеги-Меллон на стажировку и недавно вернулся.
Когда студентов отбирают на программу, смотрят не на то, сколько очков они набрали, а на уровень мотивации, рассказывает Марат. Их спрашивают, зачем они хотя учиться в Иннополисе, что собираются делать в жизни, задают неожиданные вопросы. «Представьте: проходит собеседование по Skype с представителем Карнеги-Меллон. А я в резюме указал, что увлекаюсь мотоциклами. И он говорит: Вот если вы переедете в США, вы не вступите в Hell s Angels?» - смеется Марат.
«Здесь я учусь на software engineering, - продолжает он. - Это программа на стыке техники и менеджмента, только в IT». По его словам, те, кто учатся на магистерской программе, уже понимают технические аспекты разработки ПО, и теперь нужно постигнуть специфику того, как управлять программистами. Марат считает, что магистерская программа здесь уникальна: «В другом месте эти знания не получить - никто этому не учит. Для России это что-то тотально новое».
Изюминка программы, по мнению магистра, - это стиль её ведения. «Это не просто "давайте мы возьмем 50 русских инструкторов, отправим их учиться в лучшие университеты мира, и потом они привезут с собой вот это вот", - говорит Марат. - Они привезут с собой знания, но тот контекст, который в них изначально был, никуда не денется - они всё равно видят это своими российскими глазами. Да, у нас есть какое-то количество российских инструкторов, но есть много иностранных специалистов, и они привносят с собой новый контекст, позволяют не потерять этот vision, который связывает техническую и бизнес-часть программы. В этом смысле Иннополис - уникальное место. Очень сложно было бы это начать в России как-то по-другому».
После выпуска Марат хочет остаться работать в университете - заниматься исследовательской деятельностью. По его словам, это самый сложный, но самый престижный путь для магистра. «Я занимаюсь своим ресёрчем уже сейчас, - говорит Марат. - Это исследование динамики opensource-сообществ. Мне не нужны шагающие экскаваторы, только ноутбук с выходом в интернет и светлая голова. И выходы на нужных людей, которые варятся в этой области, могут посоветовать, рассказать практическое применение».
«Вы можете уехать из России из-за того, что происходит в государстве?» - спрашиваю я. «Люди уезжают отсюда из-за отсутствия возможностей, - спокойно отвечает Марат. - Допустим, в других странах уровень жизни выше, а коррупции - ниже. Но мне довелось немного поездить по миру, и у каждой страны есть свои проблемы. Я не могу отрицать, что, возможно, по прошествии 10-20 лет, я откажусь [от жизни в России]. Но здесь и сейчас есть достаточное количество возможностей, чтобы заниматься проектом. Да, не всё так безоблачно: я могу понять тех, кто смотрит на Запад. Но мир не черный и белый».
«Иннополис - это первый город в России, построенный с нуля», - говорит мэр города Егор Иванов, сидя в своем кабинете на четвертом этаже университета. Мэр одет в простую серую футболку и джинсы и совсем не похож на чиновника.
Иванов рассказывает, что главная задача Иннополиса - предотвратить отток IT-специалистов из России за рубеж и дать альтернативу потоку трудовой миграции из регионов в Москву. «Что для этого нужно?- говорит мэр. - Стабильность и определённость. Наш город даст такую экосистему, в которой переезд будет проходить с наибольшим комфортом, потому что у нас менталитет такой: мы не привыкли переезжать из городов в города. Приезжаешь - есть работа. Надо искать квартиру, надо устраивать ребенка в детсад, а это какой-то непонятный процесс, сопряженный с общением с чиновниками. В Иннополисе экосистема сразу дает комфортную возможность вступления в неё. Вот есть понятная арендная квартира, работа, комфортная среда, компактная и пешая, развитая социальная инфраструктура».
Мэр Иннополиса Егор Иванов
Вторая базовая идея города, по словам Иванова, - высокотехнологичные компании-резиденты. Для них и создавалась ОЭЗ с налоговыми преференциями. «Источник кадров для компаний - первый университет в России с фокусом на IT, готовящий уникальных специалистов. Это то, чего нет в России, где очень большой разрыв между фундаментальным образованием и потребностями бизнеса. Второй источник - эта среда, в которой живут горожане», - говорит Иванов.
Одна из компаний-резидентов, уже строящая в городе свое здание - «Ростех», который представляет оборонно-промышленный комплекс РФ (ОПК). По этому поводу уже высказывались сомнения - как можно совмещать ОПК и открытый высокотехнологичный университет? Но Иванов утверждает: «Ключевым драйвером инноваций во многих странах являются оборонные заказы. Считаю ,что это единственная возможность для города очень быстро набрать обороты и превратиться в правильную экосистему. Если мы посмотрим на историю той же Силиконовой Долины, то она началась как раз с оборонного заказа с большой долей господдержки».
Иванов, бывший топ-менеджер компании Yota, сравнивает работу руководства города с бизнесом. По его словам, до сих пор очень мало городов учитывают customer experience. «Поэтому главная задача города - понимать актуальные потребности и интересы жителей и опираться на них при создании городских продуктов и услуг. Сначала понять клиентский опыт жителя, и под него уже заточить все обеспечивающие и развивающие процессы руководства города», - уверяет мэр.
Стройка в вечернем Иннополисе не прекращается. Везде копают, сажают, что-то устанавливают. Подсвечиваются общежития для студентов, спорткомплекс с бассейном, технопарк. Около входа в университет сидят уборщицы. «Строят всё постоянно», - говорит одна. - «Да, прямо город будущего», - отвечают ей. - «Тогда почему в городе будущего нам на каждом этаже не могут установить уборочные машины, чтобы мы не бегали туда-сюда?!»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Оставляйте реакции
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
Нет комментариев