Восточная Звездочка – вторая жизнь забытой деревни
Ехать сегодня сюда одно удовольствие: асфальтированная дорога через Иннополис приведет до пункта назначения.
И вот мы уже в Восточной Звездочке. Ну, а дальше все как по сценарию: деревенька как будто укрылась в лесу. Воздух здесь сладкий, густой и свежий. Он нагрет солнечным светом, напитан ароматами трав и цветов с полей, смолами от сосен, прелыми ароматами окружающих деревеньку лесов. Такой воздух можно есть ложками, им не надышишься.
В Восточной Звездочке нас уже ждет местная активистка, бывшая староста и просто хорошая женщина Любовь Николаевна Устинова. Она поселилась здесь в 1991, когда в деревне жили всего шесть семей. Все эти люди были уже в преклонном возрасте и, к сожалению, сегодня из них в живых никого нет. Чуть позже сюда переехала и Луиза Закирова. Женщины быстро подружились и жизнь, как говорится тут закипела. Кстати, Луиза Якуповна, узнав о нашем приезде, тоже не пропустила встречу.
Спрашиваю у собеседницы: почему выбрали именно это место? Ведь ни вы, ни ваши родственники здесь никогда не жили. Любовь Николаевна отвечает, что деревня ей понравилось сразу, когда она более тридцати лет назад добралась сюда зимой на лыжах.
Места, действительно, здесь красивые. Не удивительно, что в свое время они принадлежали женскому Макарьевскому монастырю. И раз мы уж завели разговор про это место, то хотелось обратиться и к его истории. Церковное предание связывает основание монастыря с именем знаменитого русского святого — преподобного Макария Желтоводского и Унженского, который скончался 10 декабря 1667 года.
Монастырь был невелик, в 1691 году была построена двухэтажная каменная церковь, где находилась главная святыня монастыря — чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского, принесенная схимонахом Исайей из Унжи, а также Ватопедская икона Божией Матери, принесенная в монастырь с Афона. Храм был построен над могилой основателя пустыни - схимонаха Исайи. В 1764 году пустынь приписали к Свияжскому Успенскому монастырю, и, фактически, закрыли. Но в 1798 году последовал указ императора Павла I о восстановлении монастыря. В 1866 году была построена церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, к ней примыкали настоятельский двухэтажный корпус.
В сентябре 1918 года пустынь была разграблена красноармейцами, а к концу 1920-х гг. ее покинули последние насельники — официального решения властей о закрытии монастыря не понадобилось.
Монастырский двор располагался и в Восточной Звездочке. Место это считалось не простое, а намоленное. Оказывается, жизнь послушниц не ограничивалась его стенами. Многие сестры жили на подворьях. Здесь занимались подсобным хозяйством: выращивали зерно, овощи и фрукты, скот, делали заготовки на зиму.
И все же веяние времени не обошло его стороной. В 1924 году монастырские земли стали народным достоянием. После того, как был издан декрет о национализации всей собственности, местные советы приступили к конфискации церковного и монастырского имущества. Подобная участь постигла практически все подобные заведения, несмотря на то, что при многих женских монастырях действовали церковноприходская школа, иконописная мастерская, больница с аптекой, богадельня для престарелых монахинь и приют для девочек-сирот. На всем на этом был поставлен крест, причем в прямом смысле этого слова.
Прошло время, и сюда на постоянное место жительство из Шевлягино, который сегодня, как и многие малые деревни, исчез с карты района, переезжают шесть семей. Ими были Турцевы, Маслениковы, Хитовы, Панфутовы, Курбановы и Ямаловы. Продолжатели рода «осели» в Восточной Звездочке и укрепили свои корни.
- Почему они переехали именно сюда, существует несколько версий, - рассказывает Любовь Николаевна. – По одной из них – это были раскулаченные семьи, которые были сосланы по велению власти. Другая версия гласит так, что поскольку монастырские земли стали народным достоянием, вот их и передали народу, чтобы те обустраивались здесь, вели свое хозяйство. Но в любом случае эти люди приехали не на пустое место, не в чистое поле. К тому времени это был хоть и не жилой, но монастырский двор. Правда позже его растащили по бревнам и кирпичикам.
Если мы обратимся к истории, то там написано, что со времени основания Восточная Звездочка входила в состав Свияжского кантона ТАССР. С 14 февраля 1927 г. – в Свияжском, с 20 октября 1931 г. – в Верхнеуслонском, с 1 февраля 1963 г. – в Зеленодольском, с 12 января 1965 г. в Верхнеуслонском районах. Ныне входит в состав Введенско-Слободского сельского поселения.
- Чем же занимались здесь местные жители?
- В Восточной Звездочке никогда не было ферм, - продолжает наша собеседница. – Поэтому часть людей работала в отделении совхоза «Свияжский», которое находилось в деревне Елизаветино. А вторая половина трудилась в пионерском санатории в Пустых Морквашах. Кстати, именно этот санаторий в январе 1942 года разместился эвакуированный госпиталь общехирургического профиля. Со дня его открытия и до июня 1944 года выписаны в часть 1181 человек раненых и 77 больных. Уволено в отпуск со сроком 30-45 дней 185 человек раненых и 17 больных. Уволено в запас из Красной Армии 687 раненых и четверо больных.
В госпитале имелась хорошо оснащенная лаборатория. Выполнялись клинические анализы крови и мочи. Медикаментами и перевязочным материалом госпиталь снабжался сносно. Остро не хватало предметов ухода за больными: пузырей для льда, грелок, кружек Эсмарха, термометров для измерения температуры тела. Шины и гипс имелись в достаточном количестве. Гипс был хорошего качества. К 1 мая 1942 года госпиталь получил в подарок 58 кг мяса, 68 яиц, 50 кг пряников и 16 кг варенья. Над госпиталем шефствовал Печищинский мельзавод, который в 1942 г. подарил 50 книг для библиотеки госпиталя. Показали два концерта художественной самодеятельности и два раза помогли перевезти муку с мельзавода в госпиталь. Силами сотрудников госпиталя оказана помощь в уборке урожая трем колхозам. Поставлены четыре концерта самодеятельности госпиталя. 30 июня 1945 года госпиталь был расформирован.
- Когда мы приехали в Восточную Звездочку, я познакомилась здесь с местной жительницей Галиной Турцевой, - говорит Устинова. – Это была на редкость добрая и приятная женщина. Она рассказала, что во время войны работала в госпитале. Нет, Галя не лечила раненых солдат, у нее не было образования для этого. Она пекла для них хлеб. Мы познакомились с ней, когда война с немцами отгремела почти полвека назад, а Галя по-прежнему пекла в санатории хлеб. Да такой душистый и ароматный, что я до сих пор помню его вкус. К сожалению, и моей соседки уже много лет нет в живых, но в моей памяти она останется навсегда.
Восточная Звездочка никогда не была большой деревней. В 1926 году здесь насчитывалось 53 человека, в 1938 – 70, в 1958 – 34, в 1970 – 40, ну а дальше все меньше и меньше. Сегодня деревня превращается в дачный поселок – излюбленное место горожан. А почему бы и нет, ведь здесь все условия для цивилизованной жизни, о которых местные жители только мечтали.
Устинова не скрывает, да и мы не однократно писали, чего ей стоило, чтобы в деревню был проведен газ, вода, новое электроснабжение, телефонная связь, дорога, магазин. До ее приезда всего этого не было.
- Старожилы рассказывали, что местные ребятишки ходили в школу в Введенскую Слободу и Пустые Моркваши. В последний населенный пункт ходили и за продуктами в магазин. Кстати, пока в деревню не провели телефон я сама ходила сюда, чтобы выйти на связь с руководителями и решить наши проблемы.
Она оббила пороги сотни кабинетов, чтобы добиться в своей деревни достойной жизни. Были случаи, когда руководители указывали ей на дверь, но она лезла в окно и не отступала от поставленной цели. Вместе со своей подругой Луизой Якуповной побывали не только на приемах у руководства района, но и в кабинетах министерств и ведомств. Об этих неугомонных женщинах знают в республике. Про них даже статью написали, озаглавив «Бешеные бабки» и строительство Иннополиса». Понятно, что под словом бешеные подразумевается слово энергобабки, которые не привыкли останавливаться на достигнутом. И тогда они решили, что в деревне нет главного, того, с чего берет она свое начало. В ней нет церкви. Собрав необходимые документы, они снова пошли по кабинетам.
В 2005 году их задумка воплотилась в реальность. В Восточной Звездочке была построена часовня в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина». А потом произошло еще одно значимое событие – освящение часовни.
По словам моей собеседницы, за дело взялся местный житель Владимир Муртазин с помощниками. Финансами и стройматериалами помогли благотворители из райцентра и Казани.
Посмотреть на таинство своими глазами в тот день собрались не только местные жители, но и жители соседних деревень. Самые смелые по окончанию обряда, несмотря на прохладную погоду, даже искупались. Другим было достаточно умыться, чтобы почувствовать благословение Господне.
А в 2013 году здесь произошло еще одно значимое событие – после 45 лет ожидания в деревне родился мальчик Егор. И хотя здесь нет клуба, местные жители сами несут культуру в массы – проводят праздники. Самым популярным стал Сабантуй. По программе самообложения граждан построили детскую площадку.
- Деревня наша будет жить и жить, потому что сюда приезжают новые люди, - с уверенностью говорит Любовь Николаевна.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Комментарии
0
0
Спасибо автору за интересную информацию. Никогда не был в этой деревне. Обязательно свожу семью в эти места
0
0