Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
Общество

Верхнеуслонские поисковики вернулись с Невского пятачка

На счету наших ребят три «поднятых» бойца и личные вещи солдат

Очередная поисковая вахта верхнеуслонского отряда «Совесть памяти» завершена с впечатляющими результатами. Большая радость и от того, с какой верой и желанием работали юные поисковики. Ну, обо всем по порядку.

На Невский пятачок, верхнеуслонские поисковики впервые приехали 1 июля 2015 года. Нас было трое: Дима Данилов, Алеша Сакин и автор этих строк, ваш покорный слуга. Все было необычно: раскопы, найденные останки солдат, песни у костра, дежурства по лагерю, проливные дожди, гудки проходивших по Неве теплоходов, промокшие от дождя палатки, белые ночи...

10 лет 30 июня, мы садимся в поезд Казань - Санкт-Петербург и едем на, ставший родным, Невский пятачок. Он, действительно, за эти годя стал родным. Меняется состав отряда «Совесть памяти», на смену подросшим пришли другие. Радует, что ребята, в большинстве своем, приходят в отряд сознательно, понимая цель экспедиций и огромным желанием найти бойцов и предать их земле, увековечив память о Героях Великой Отечественной войны, вернув солдату доброе имя.

В этом году в экспедицию выехали 15, из заявленных 18 ребят, (двое решили поступать после выпускных экзаменов, один захотел работать). До последнего дня открытым был вопрос по машине. Тут были свои сложности. Наконец, мы уговорили Сергея Анохина поехать с отрядом. Билеты приходилось то сдавать, то вновь покупать. Вопрос оплаты проезда туда-обратно решил глава района Евгений Варакин, за что спасибо ему от детей и родителей. Человек дела, слов на ветер не бросает, особенно в вопросе патриотического воспитания молодежи. Много усилий приложила и Юлия Федотова, зам. главы по экономическим вопросам. Спокойно, профессионально решала вопросы, вселяя уверенность и в меня. Словом, я впервые почувствовала внимание и заинтересованность в работе отряда не на словах, а на деле. Это коснулось и оформления машины. Родителям эта поездка обошлась в 3 000 рублей, не считая личных денег. Тут уж, как говорится, кто сколько смог.

И вот, пройдя через все препоны, мы садимся в поезд. У мам, чьи дети едут в неведомую даль без них, на глазах слезы. Радость и грусть… Уезжали всего на 10 очень коротких дней!

За окном - знакомые станции. Первым делом - покушать! За примерное поведение детей, нам говорили повсюду только спасибо. Это было очень приятно. Взрослых, было трое. 1 июля день рождения отмечал Эмиль Ильясов. Так что с утра поздравления и подарки! Об этом парне, как, впрочем, о Тимуре Лаптеве, Ниязе Сафиуллине, Кирилле Матвееве, Ильшате Сулейманове, Георгии Демашине, Динаре Рахимзянове я буду говорить в этой статье не раз. Они это заслуживают. Надежные ребята, костяк отряда. Им не надо напоминать лишний раз, что надо делать. Родителям спасибо за воспитание. Уже не раз они в экспедициях, у Тимура - пятая вахта, включая Смоленскую и Орловскую области. У остальных - по 2-3 вахты, а опыт приходит с годами.

До выезда на вахту, созваниваюсь с Полпредством Татарстана по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. С ними связывает крепкая, многолетняя дружба. Ежегодно они встречают и провожают нас, предоставляя транспорт. Невский пятачок в полутора часах езды от Московского вокзала. Своим ходом, да еще с палатками, спальниками, рюкзаками проблематично добираться на двух транспортах: метро и автобус. А тут, уложили вещи, уселись и поехали! На этот раз встречать приехал старый знакомый, заместитель посла Дамир Сабиров. Встречает, как родных!

…Проезжаем мост через Неву и оказываемся в Кировском районе. Мальчишки крутят головами, глядят на узнаваемые места. Да и мы, взрослые, волнуемся, как перед первым свиданием. Вот он, наш Мемориал, лесная дорога, поворот и мы на месте. Автобус туда не доходит, от остановки вещи несем сами.

Встречает нас Сергей Анохин, он приехал чуть раньше, разгрузил вещи, установил костровое. Ребята определяются с местом, ставят палатки. Торопимся, потому, как начинается дождь. Успели! Натянули тент над импровизированной столовой, вымыли столы и лавки, которые оставались от нас с прошлого года. Тент нам купила мама Тимура Оксана Лаптева. Без него на вахте просто нельзя. Мальчишки с Сергеем Николаевичем пилят дрова, колят, складывают в поленницы. Дров надо много, благо, что поваленных деревьев вокруг достаточно. Организационных работ тоже немало: нужны выгребная яма для пищевых отходов, для туалета, подключить генератор и т.д.

В этом году мы стояли одни. Казанцы не смогли поехать и все пришлось делать самим. Хорошо, что приехали два опытных поисковика Алексей Канарейкин из Москвы и Дима Никифоров из Казани. У обоих машины, оба в поиске много лет. Первый – кадровый военный, а о Дмитрии сказать надо особо. Стаж поисковой работы более 15 лет. Начинал шестиклассником. В прошлом году, отчаявшись, принял решение больше не выезжать на пятачок: «Перекопал весь, бойца так и не поднял». А на следующий день поднял бойца с медальоном! За него радовался весь наш большой лагерь. Понял Дима, что Невский его не хочет отпускать. Приехал в это лето с девушкой, решил сделать ей предложение в городе на Неве. Перед этим она неделю работала с ним с утра до вечера на раскопе! Вот так, на наших глазах, родилась новая поисковая семья!

Невский действительно не отпускает. С 1986 года приезжают сюда казанские отряды и каждый раз поднимают бойцов. Вся земля Кировского района: Невского пятачка, Синявина, других мест нашпигована снарядами, минами, осколками и густо полита кровью советских солдат.

Каждая вахта начинается с экскурсии по Мемориалу, где стоят многочисленные памятники защитникам Ленинграда, а в братских могилах лежат неизвестные солдаты. Тем, чьи имена удалось найти, родственники или поисковики установили памятные плиты. Есть и плита верхнеуслонцам, с заложенной капсулой с фамилиями защитников города - наших земляков.

Возложение цветов, минута молчания - это добрая традиция на протяжении многих лет. Ребята это воспринимают, как святую обязанность внуков перед прадедами. 2 июля с утра работаем на самом берегу Невы, у Шуровского блиндажа (о нем снят фильм «Рубеж»). Сергей Анохин выкапывает лопату. Это хорошая находка!

Во второй половине дня поменяли место. Щуп и металлоискатель реагировали на осколки от снарядов. Пытались «зарыться», углубить раскоп. Здесь, напротив, Мемориала, в лесополосе, копано-перекопано. Между старыми раскопами посчастливилось обнаружить останки. Настроение поднялось мгновенно, солдата называем Алеша. Идут личные вещи, настрел гильз. В итоге мы подняли большое количество останков, монету. Отличился новичок Садертдинов Инсаф. Вот, что значит быть внимательным на переборе отвала.

На следующий день работали на крутом берегу Невы, на месте бывшей деревни, уничтоженной фашистами. Кстати, дальше по берегу к Кировску сплошь дачи: частные территории. Приходится лавировать между ними и охраняемой государством, заповедной зоной. Дмитрий находит это место, подключаемся к работе и мы. Находки «пошли» к обеду ближе: нож, кружка, ложка с инициалами «Г.К», монета, пуговицы, поясные ремни, портмоне, подсумок, фрагменты обуви и останки (Демашин, Ильясов, Лаптев, Сулейманов). Этого солдата мы называем русским именем Иван. Обедать пошли к вечеру. Благо, что в Ленинграде белые ночи, так что ребята и искупаться в озере успели!

Нынче мы отошли от традиции: для поездки в Шлиссельбург и музей прорыва блокады выбрали солнечный день. Поездкой ребята (и бывалые, и новички) остались очень довольны.

Дни бежали так быстро, что времени не хватало катастрофически. Снова работа в лесополосе и место, которое поставило финальную точку в поиске этого года. На сей раз зацепились за форменную пуговицу морпеха. Мы уже знали, что моряки Балтики, Крондштата, оставив корабли, стали бить фашистов на земле. В форменных бушлатах и тельняшках, в бескозырках, они были для врага беспощадной смертью. Так и называли их немцы - «черная смерть». На этом участке Невского пятачка сражалась 4-я особая морская бригада. И снова имя даем бойцу - Рафаэль (ведь мы многонациональная республика), и снова просим бойца помочь обнаружить себя, дать какой-либо знак. Часто это срабатывает. К примеру, поисковик Лиля Блохина из Казани, в этих же местах, обратилась к неизвестному бойцу с подобной просьбой. Вдруг с сосны упала шишка - это знак. На этом месте нашла бойца Коньшина, уроженца Пермского края, при нем был медальон. Ну, как тут не верить? Вот еще пример: Дима и Камиля именно здесь решили обручиться. И, представьте себе, они нашли кольцо, то ли медное, то ли серебряное. Мистика? Нет, самая настоящая реальность. 

У нашего Рафаэля было найдено больше всех останков: три пуговицы, крючки, запалы от гранат, хвостовики мин, пули. Все останки поисковик Чулпан Гимадеева выкладывала на баннер, чтобы зафиксировать результаты работы отряда, составить отчет и передать в объединение «Отечество». Большой интерес к этой работе проявил Эльмир Ильясов. Он чистил останки, раскладывал их и буквально не отходил от Чулпан ни на шаг.

В течение вахты ребят поощряли за активный и результативный поиск. Вручали значки, бейсболки, футболки.

А Динара Галявиева, которая по доброй воле поехала с сыном на Вахту - 2025, взялась за тяжелую работу повара, вкусно кормила ребят, поражая своим кулинарным умением. Автор этих строк, по традиции, напекла почти 200 пирожков, которые мгновенно испарились! А помогал их «лепить» Эмиль. Да, еще и мастер-класс нам провел. У мамы научился.

Все дни наше Полпредство было с нами на связи. Спрашивали, как дела, каковы результаты, нужна ли помощь? В один из дней пообещали организовать экскурсию на Синявинские высоты. Это место для фронтовиков, которые защищали Ленинград, печально известное. До сего времени в болотах Синявина лежат сотни наших бойцов. Всякий раз я привожу пример сеитовского кузнеца Николая Ивановича Рагузина. 18-летним парнем призвали его на фронт, попал под Ленинград. В первом же бою парнишке вывернуло при налете ногу. Так он и ходил, мучаясь от боли, считая, что ему повезло. Остался жив, женился, вырастил прекрасных детей Татьяну и Алексея.

Последнюю ночь лил, не переставая, дождь. Часть вещей была уже уложена в машину. На рассвете Сергей Анохин покинул лагерь и тронулся в обратный путь. Мы, грустные, притихшие собирали вещи, укладывали оставшиеся палатки. Время шло медленно. Решили сходить на Мемориал, попрощаться с бойцами, которым здесь суждено лежать вечно. Не сговариваясь, повернули к нашей плите, постояли молча, Динар Рахимзянов положил рядом скромные лесные ромашки. Потом отправились к памятнику детям, погибшим в фашистском концлагере на территории Кировской области. Вспомнили о блокаде, дневнике Тани Савичевой. Можете не верить, но у ребят на глазах были слезы.

Еще раз со стороны Пятачка посмотрели на свои раскопы и зашли в часовню Георгия Победоносца. Вернулись в лагерь. Он опустел, осиротел. Наверное, общее мнение выразил Макар Морозов, который с грустью в голосе сказал, что уезжать очень не хочется.

Перед отъездом мы побывали на Синявинских высотах, а гидом для нас стал Дамир Сабиров. Когда-то, 12 лет назад, оказавшись с ветеранами в этих местах, я написала такие строки.

Как вам живется, высоты Синявина,

Что снится вам по ночам?

Громов раскаты иль пули свинцовые,

Которые немцы пускали по вам?

Снятся вам парни, безусые, юные,

Те, что в бессмертье шагнули тогда,

Как погибали в болотах Синявина,

Планы ломая врага.

Ветер с берез обрывает листочки,

Рядом рябинка алеет, как кровь,

Чьи вы мальчишки, ушедшие в вечность,

Чья вас тогда согревала любовь?

Как далеко вы, высоты Синявина,

От татарстанской земли.

И в скорбной печали стоят обелиски,

И в вечном покое лежат земляки.

За два часа до поезда, мы были на вокзале. Дамир помог быстро пройти контроль, попрощался с каждым, просил не прекращать это святое дело. На следующий год обещал организовать экскурсию на целый день по Питеру, на Пискаревское кладбище, другие знаковые места города.

И вот дорога домой. Награждение участников вахты, традиционный опрос, что для них эта вахта значит. Игнат Васильев, Захар Гужов, да и все остальные, откровенно загрустили. До следующей вахты целый год... Динар Рахимзянов готовит фильм, который мы в начале года покажем в каждой школе и, конечно, родителям.

В поезде наши ребята были в центре внимания. Их снимали, их расспрашивали. В последний вечер в дороге познакомились с удивительным парнем из Казани, сотрудником МЧС. Он согласился рассказать о том, как стать спасателем, что для этого нужно. Ребята заинтересовались и со знанием дела спрашивали о льготах при поступлении, стипендии и т.д.

Вот так, на позитивной ноте 12 июля в 01.35 мы подъехали к Зеленому Долу, где ребят ждали родители.

 

Римма Троицкая, руководитель отряда «Совесть памяти», «Вахта - 2025».

фото предоставлено автором текста

  

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia

Читай «Волжскую новь» в Телеграм, Вконтакте, Одноклассники, Дзен


Галерея

Оставляйте реакции

9

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Верхний Услон невский пятачок вахта 2025 отряд совесть памяти верхнеуслонские поисковики