Каждый раз, включая телевизор, надеюсь на чудо, что прекращены обстрелы мирных городов, не гибнут люди, не стонет от взрывов многострадальная земля Украины.
Но, увы. Снова и снова на экране кадры военной хроники. Плачущие женщины, суровые лица мужчин, окровавленные раненые и лужи крови под убитыми.
Во все это трудно поверить. Цветущая,...
Каждый раз, включая телевизор, надеюсь на чудо, что прекращены обстрелы мирных городов, не гибнут люди, не стонет от взрывов многострадальная земля Украины.
Но, увы. Снова и снова на экране кадры военной хроники. Плачущие женщины, суровые лица мужчин, окровавленные раненые и лужи крови под убитыми.
Во все это трудно поверить. Цветущая, богатая и щедрая Украина в огне. Горят храмы, дома мирных жителей, нет возможности похоронить убитых, спасти раненых.
Кто бывал на Украине знает, какая она летом. Спеют черешни, вишни, сливы, зреют абрикосы, наливаются соком яблоки и груши. В полях кукуруза и подсолнечник, «гарбузы» и дыни. Где все это? Кто собирает тот богатый урожай, делает заготовки на зиму?
В советское время во многих городах Украины мне довелось быть: во Львове и Харькове, Трускавце и Стрые, Ровно, Краснодоне и Керчи, Киеве и других. Везде тогда было красиво, спокойно, по-доброму приветливы жители. Но особенно часто вспоминается Луганск. Мы отправились туда на экскурсию с классом Лидии Корчагиной в июне 1990 года. Город только переименовали и на табличках вагонов еще стояло прежнее название - Ворошиловград.
Группа была очень большая, поэтому в качестве руководителей были также учителя Любовь Ситкова и Ольга Хуртина. Поездка была насыщенной, интересной. Мы проехали несколько городов: Краснодон, Ровеньки, Острая Могила, побывали в музее Александра Пархоменко, «Молодая Гвардия», домике Олега Кошевого, на могилах молодогвардейцев, постояли у шурфа шахты, куда фашисты живыми сбрасывали членов партийного и комсомольского подполья.
Каждый вечер возвращались в гостиницу Луганска. Она стояла, как белый корабль на стыке городской окраины и пригорода Луганска. Из окон гостиницы - в одну сторону жилые городские кварталы, в другую - деревенские улицы в зелени садов.
В свободное время ходили знакомиться с городом. Особо ребят привлекали фруктовые сады. У каждого дома - земля сплошь покрыта абрикосами. Их было в тот год так много, что жители не собирали их. И ребята сначала украдкой, затем посмелее делали набеги и приносили абрикосы в гостиницу.
А потом к нам подошла незнакомая женщина и пригласила в гости.
- Не собирайте с земли, детки, вон их на дереве сколько. Полезайте, рвите, сколько надо!
Вскоре подошли соседи и тоже позвали в гости. Надо было видеть радость на лицах ребят. Наелись вволю, набрали с собой. Каждый из жителей улицы старался чем-нибудь угостить: огурцы, помидоры, груши, яблоки, сливы.
Нас, взрослых, приглашали в дом, расспрашивали о Казани, о том, как мы живем, о Волге.
Помню, среди них была женщина - татарочка, которую судьба забросила в Луганск. Вот уж радость для нее была. Она разговаривала с ребятами на родном языке, говорила о том, как скучает по родине, как взволнованно готовится к каждой очередной поездке в Казань. А потом со слезами на глазах запела татарскую песню.
Как благодарны мы были тогда этим простым и сердечным людям. Ведь они, не ведая о том, преподнесли детям самый главный урок-урок дружбы и мира, урок толерантности, о которой так много и так возвышенно говорят сегодня.
Один из тех, кто в той поездке был с нами - Дмитрий Григорьев, в то время -шестиклассник. Мы везли с ним гуманитарную помощь для Украины в Казань и всю дорогу вспоминали ту поездку, тех добрых и сердечных людей, которые запросто зазывали в гости, угощали фруктами. А еще в центре города возле универмага помнится стоял киоск, где продавали мороженое. Представьте толпу в тридцать три человека! Съев быстренько одно, ребята вставали за другим. А горожане терпеливо стояли и ждали. И никто из них не возмутился. У нас бы такое началось…
Где теперь эти люди, живы ли? Все так ли благоухают их сады, устояли ли под бомбежкой и обстрелами их дома? Встречаясь с ребятами из той группы, теперь взрослыми, солидными людьми, обязательно говорим о Луганске, Украине, которую увидели и полюбили и молим Бога, чтобы весь этот кошмар закончился и мы вновь могли поехать туда, где нас любят и ждут.
Нет комментариев