Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Семья Мартыновых: четыре века на верхнеуслонской земле

Мартыновы - коренные верхнеуслонцы. Более четырехсот лет назад их пращуры поселились на правом берегу Волги, да так и живут здесь. Сегодняшние представители их рода-Валентина Васильевна Лысенко, Юрий Васильевич Зуев. Шумели над Россией войны, проходили репрессии, катились, как полноводная Волга, счастливые мирные годы, а они крепко стояли на родной земле, всегда...

Мартыновы - коренные верхнеуслонцы. Более четырехсот лет назад их пращуры поселились на правом берегу Волги, да так и живут здесь. Сегодняшние представители их рода-Валентина Васильевна Лысенко, Юрий Васильевич Зуев.
Шумели над Россией войны, проходили репрессии, катились, как полноводная Волга, счастливые мирные годы, а они крепко стояли на родной земле, всегда были там, где нужнее.
В.В.Лысенко (по материнской линии- Мартынова) рассказывая о своих близких ей людях, не может сдержать слез. Много лет по крупицам собирает она все, что связано с родными: письма, документы, вещи, фотографии, воспоминания.
- Хочу, чтобы все они «были вместе», а мои дети внуки знали историю своего рода, своей семьи, чтобы не порвались корни. Нам есть кем гордиться, внукам - на кого равняться.
Дядя Валентины - Борис Иванович Мартынов был призван на срочную службу в Красную Армию в августе 1938 года. Попал в артиллерийскую часть. Он-ровестник Октября, деревенский парнишка, окончил школу, занимался в планерной школе, которая тогда была в Верхнем Услоне, видел, как «учили» студенты КАИ летать первые самолеты. А места боев времен гражданской войны облазил со сверстниками вдоль и поперек. Знак ГТО получил заслуженно. А еще в числе таких же комсомольцев - активистов района 11 июля 1933 года встречал в Верхнем Услоне участников всемирно известного автопробега «Москва-Кара Кум- Москва», который стартовал из Москвы.
Мальчишки тех лет были воспитаны на подвигах Валерия Чкалова, героев-челюскинцев, Алексея Стаханова, Паши Ангелиной, Павки Корчагина и других пламенных патриотов земли русской. (Вряд ли этих Героев знают сегодняшние школьники).
В семье Мартыновых было семеро детей. Когда бабушку Валентины Синкликитию выдали за вдовца Ивана Мартынова, у него было уже трое детей: Павел (скончался в армии от болезни), Александр (в последствии - директор казанского училища швейников №4) и Николай (в 1937-38-председатель Верхнеуслонского райисполкома).
В совместном браке у молодых родилось еще четверо: Борис, Клавдия (мать Валентины), Валентин и Лидия. Речь сегодня пойдет именно о последних Мартыновых. Лидия в военное время работала в местном узле связи телеграфисткой, Валентин, ему не было и восемнадцати лет, устроился на казанский завод. Был он слаб здоровьем, часто болел. Именно из-за болезни не вышел один день на работу. За это его осудили по закону военного времени и приговорили к тюремному заключению.
Когда Валю выпустили, родные его не узнали. Едва передвигался. Через Волгу, а это было зимой, его вели под руки.
Сохранилось письмо Бориса с фронта Валентину.
«… Валя, напиши мне, где и в качестве кого ты работал последнее время. И напиши, как провел зиму и как живешь сейчас.
Валя напиши мне, взяли ли в армию Курятникова, Сакина, и еще кого из наших.
Валя, я живу в основном пока по-старому и что будет дальше, не знаю. Нашей части присвоено звание Гвардейское и награждена орденом Красного Знамени,
Ну вот, я писать пока заканчиваю еще раз желаю быстрейшего выздоровления и с новой силой вступить в жизнь».
По всей вероятности, родные не писали Борису о том, что произошло на самом деле.
Вскоре Валентин умер от туберкулеза. Ему не было и девятнадцати. Продуктовую карточку он не получал, жил на иждивении семьи. Чувствовал себя неуютно, старался как можно реже садиться за стол. Перед смертью, глядя в окно, произнес:
- Как не охота умирать в девятнадцать лет.
Клавдия его уговаривала, вселяла надежду, но все понимали, что дни парня сочтены. Обо всем этом Клавдия Ивановна часто рассказывала Валентине.
А Борис служил. Сначала срочную, с первых дней войны в действующей армии. Скупые строки писем фронтовика. Эти письма бережно хранятся в личном архиве Валентины Васильевны. Она знает каждое письмо наизусть.
Вот еще одна весточка из фронтового сорок второго года.
«17.V. 42 г. Добрый день, сестра Лида! Шлю тебе свой привет и наилучшие пожелания в твоей работе и освоения твоего предприятия, и веселее проводить свою молодую жизнь. Лида, у меня уже лично писать к тебе нечего. Но я должен сказать, что ты очень скупа в этом отношении и опаздываешь отвечать на письма…
Лида, пиши чаще и больше. Итак, до свидания с приветом к тебе твой брат Борис.
Передай мой адрес Шуре и Коле».
Письмо в несколько строк. Но как его ждали в тылу. Весточка с фронта, самая дорогая. Значит жив-здоров, значит бьет врага.
Солдат осторожен в своих высказываниях. «Освоения твоего предприятия». Что это? Борис знает, что телеграф-это секретное учреждение и не называет его открыто. Не может того быть, чтобы сестра «скупа» была на ответы. Ведь письма могли просто не доходить до Бориса. Работала цензура. Любая не понравившаяся цензорам фраза вычеркивалась. А фраз о том, как трудно живется, в письмах было достаточно. Мне рассказывала участница войны Валентина Александровна Пономарева из Казани, она работала на фронте в СМЕРШе, как зачастую от письма оставалось несколько строк. О том, что жив-здоров и кому передать приветы. Было и такое, что письма просто сжигали.
А как хотелось солдату узнать побольше о жизни родного села, семьи, о новостях. Оно и понятно: более четырех лет не был Борис Мартынов дома. И когда еще увидит он Верхний Услон, родных и подруг, выйдет на крутой берег Волги, сядет в лодку и отправится на Маркиз или посидит с удочкой в тихих заводях? До окончания войны было еще долгих три года. Но это мы сейчас знаем об этом, а солдатам знать этого было не дано. В 1942-ом враг был силен и он рвался к Волге, в кольце блокады был Ленинград, впереди было немало сражений, которые приведут к Великой Победе.
В республиканской Книге Памяти о Борисе Ивановиче Мартынове всего полторы строки. Вот потому-то его племянница и хочет восстановить справедливость, узнать всю правду о фронтовой судьбе своего дяди.
Надо добавить и то, что отец Валентины-Василий Антонович Зуев, младший техник, лейтенант отдельного ордена Красной Звезды ремонтно-восстановительного батальона связи, прошел пол-Европы, восстанавливая и ремонтируя стратегически важные объекты, награжден медалью «За взятие Кенигсберга» № 046232 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 г.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: 250

2
X