Анна Акутина: "На женщинах всегда держалось село"
Сельская жизнь – особенная жизнь. Понять это можно лишь тогда, когда увидишь все своими глазами. И вдруг поймешь, что еще остались те, кто не выживает в деревне, а живет. И не мыслит иной жизни.
В последний раз я была в Егидерево два года назад, когда с главой поселения и отделом ЗАГС приезжали поздравлять супругов Шеенковых с годовщиной свадьбы. А до этого, в 2003 году мы поздравляли с золотым юбилеем совместной супружеской жизни супругов Бабаевых. К сожалению, нет их сегодня в живых. И вот судьба меня снова привела сюда после последнего посещения.
Это небольшое село не прячется в густой кроне деревьев от любопытных глаз проезжающих мимо по автомобильной трассе путников. Знакомая дорога и царившая вокруг тишина, завораживает, настраивая на философские размышления, отсеивая все ненужное и напускное. Казалось, что деревья здесь шумят по-особенному, и облака в небе плывут таинственнее, и солнце светит ярче. Эта безмятежная тишина позволяла услышать собственные мысли.
Внешне в селе мало что изменилось. Тихие улицы не подавали особых признаков жизни. О том, что жизнь здесь все-таки теплится, можно было догадаться по протоптанным снежным тропинкам, которые ведут к домам. Здесь мы познакомились с Анной Михайловной Акутиной, которая живет в Егидереве почти всю жизнь. Хотя родом она из поселка Черный пень, который когда-то находился недалеко от этого села. А сегодня – это исчезнувшая с карты Верхнеуслонского района деревня. Откуда пошло такое название, она не вспомнила. Поэтому нам пришлось обратиться за помощью к Интернету. На страничке ВКонтакте мы наткнулись на статью «История нашего села», автором которой был Андрей Бочков. И именно в материале Андрея Ивановича мы нашли небольшой ответ на этот вопрос. Оказывается, недалеко от большого егидеревского леса в сторону Больших Мемей есть дол под названием Попов дол. В нем есть большой родник, рядом с которым росла ветла толщиной, как вспоминают старожилы, в три обхвата. Сверху ветла разветвлялась на несколько отдельных стволов. Однажды ее спилили, а толстый пень оставили. Весной пастухи обложили его сухими сучьями и подожгли. Пень не сгорел, а только обуглился и в таком виде простоял несколько десятилетий. Вот, якобы от этого пня и пошло название поселку.
Когда началось укрупнение колхозов, семья Анны Михайловны, как и многие другие семьи, была вынуждена переехать в Егидерево.
- Трудно нам тогда пришлось, - вспоминает она. – Не так-то просто обжить новое место. Тем более, что место это, а точнее дом, нужно было еще построить. Семья у нас была многодетная. Поэтому окончив четыре класса местной школы, в двенадцать лет пошла работать в колхоз.
В этот момент я отложила в сторону ручку, блокнот и подняла глаза на свою собеседницу. Та, по началу, в недоумении прервала свой рассказ, а потом улыбнулась и продолжила.
- Тогда многие не учились, а шли работать в колхоз. Жить на что-то же нужно было. Работала разнорабочей, а в пятнадцать лет я уже на комбайне мешки зерном засыпали, - с гордостью рассказывает она.
Правда потом Анна Михайловна немного задумалась, не вставая со стула глянула в окно, видимо в тот момент перед глазами пробежала вся ее жизнь, а потом сказала:
- Все, детство закончилось. С тех пор на нас уже не смотрели как на беззаботных детей, мы были рабочая сила, и нам нужно было кормить страну. Работы я никогда не боялась. Мужчины столько работы не выполняли, сколько женщины в те годы.
В Егидерево наша героиня познакомилась со своим будущим мужем Виктором, с которым они прожили более пятидесяти лет. Вырастили четверых детей, правда, один ребенок умер.
- Девять лет прошло, как не стало и мужа, - говорит Анна Михайловна. – Но, слава Богу, я не бываю одна. Рядом со мной живет дочь, приезжают дети и внуки. Летом дел много на огороде, а вот зимой бывает тоскливо. В эти минуты я иногда вспоминаю, каким было раньше наше село. За столько лет оно сильно изменилось. Совхоз был большой, без работы никто не сидел дома. Да еще и после работы спешили в луга, чтобы сено накосить. Все ведь тогда скотину держали. Помню, что после войны многие уехали из Егидерева, особенно те семьи, где мужья погибли на фронте. А сейчас в таком красивом месте, с такой богатой историей, местных жителей остается все меньше и меньше.
К сожалению, во многих деревнях нашего района отпели гармони, опустели дома и дворы. Нет больше колхозников, которые когда-то кормили страну. Разрушен привычный уклад. Анна Михайловна призналась, что никогда бы не подумала, что их село опустеет. Но так распорядилась жизнь. Поэтому она в свои, почти 87 лет, сегодня радуется каждому дню. А в этот раз очень обрадовалась, когда в ней в гости приехали районные журналисты.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев