Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Лидия Микрюкова из Верхнего Услона: "Живу по принципу: все нужно делать на совесть!"

Более чем за сорок лет работы учителем она выпустила в жизнь не одно поколение верхнеуслонцев. Каждого из учеников помнит по имени, а родителей по имени - отчеству. Внимательно следит за успехами своих воспитанников, огорчается неудачам. А все начиналось в далеком 1960-61 учебном году. Кураловская средняя школа. Она располагалась в здании,...

Более чем за сорок лет работы учителем она выпустила в жизнь не одно поколение верхнеуслонцев. Каждого из учеников помнит по имени, а родителей по имени - отчеству. Внимательно следит за успехами своих воспитанников, огорчается неудачам.
А все начиналось в далеком 1960-61 учебном году. Кураловская средняя школа. Она располагалась в здании, которое было построено еще купцом Обуховым. Там же находился и сельский клуб. В селе - совхоз «Кураловский», спиртзавод, подстанция. Кроме того и, самое главное, что в селе было много молодежи. В местной школе большой дружный учительский коллектив, который очень тепло принял молодого коллегу. И совсем не беда, что жить приходилось на квартире, за водой ходить на колонку, а весной грязь кругом непролазная. Все это Лидию не смущало. За свою недолгую жизнь она повидала многое. За плечами студенческие годы, жизнь в общаге, работа на целине. Но все по порядку. Лидия Микрюкова учительницей (именно биологии) мечтала стать со школьных лет. Ведь совсем неслучайно еще в восьмом классе она прочитала работу Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». А потом было с кого брать пример. Ее отец-фронтовик, долгие годы проработал в образовании. Награжден орденом «Знак Почета». Кстати, таким же орденом много позже будет награждена и Лидия Нуриевна, отличник народного просвещения. Родители узнают эту новость из письма дочери. Отец, смахнув украдкой слезу, скажет: «Моя школа!». Вообще они всегда гордились дочерью. Медалистка, пройдя лишь собеседование, отправилась из Узбекистана в далекую Казань покорять КГУ. Отец хотел, чтобы Лида поступила на химфак. Тогда это была самая модная специальность. Но из 50 медалистов, которые подали заявление на химфак, не могли быть все приняты. Абитуриентам предложили другие факультеты. Так девушка оказалась на биолого-почвенном факультете.
- Мы, первокурсники, жили в общежитии на ул. Ленина (сегодня это Кремлевская) в здании геофака. В огромной комнате (по всей вероятности это была трапезная мужского монастыря) нас было 24 человека. Помню, как серьезно относились к учебе юристы, математики, физики. Укроются простыней и зубрят. Мне легко давалась учеба. В свободное время бежали в библиотеку. В комнате на стене висело радио. И мы были в курсе всех дел в стране и не только политических. Тогда по радио передавали спектакли, ставили оперы, разучивали новые песни. А утро, как правило, начиналось с гимна и утренней гимнастики. На третьем курсе нужно было уже определяться со специализацией. Я выбрала - физиологию человека и животных. Мне посчастливилось на практику попасть в институт им. Павлова в Ленинград. Целый месяц в городе на Неве! Опыты ставили на собаках, обезьянах. Все было безумно интересно и очень пригодилось в работе.
В студенческие годы Лидия Микрюкова поработала и на целине, в Павлодарском крае. Там работы велись круглосуточно, а зерна было столько, что дух захватывало. Бесконечным потоком шли груженые зерном машины. Работали на току в три смены. Это время она сравнивала с работой на хлопковых полях. Когда в семь-подъем, в шесть-окончание работы. И норма-50 кг. А поле кажется бескрайним, и руки болят, спина ноет. В воздухе снежинки кружатся. И так два-три месяца все школы, предприятия, институты работали на сборе хлопка.
- Мы ведь еще между рабочими сменами умудрялись в соседнее село (а это в 130-150 км) на попутных машинах на танцы съездить. Тогда мы были молоды и все ни почем. Я ведь и взрыв атомной бомбы видела. В один из дней приехали военные, собрали все население и сказали, чтобы мы в указанный день и час, вышли в поле, подальше от строений, и легли на землю вниз головой. Лихорадочно вспоминаем уроки гражданской обороны: к взрыву надо лечь ногами. Слышим, чуть ухнуло, видим появилось второе солнце и стало расти, превращаясь в гриб. Не помню, боялись мы или нет. Ведь взрыв был километрах в трехстах и опасность была для тех, кто жил ближе к нему.
Такая интересная жизнь у этой милой, красивой женщины. Но редко, кому открывает она свое сердце. И никогда не выпячивает свое я, свою значимость. Считает, что каждый человек интересен. С гордостью говорит об учителях, которые шли с ней рядом по жизни: Валентина Батманова, Любовь Удалова, Клара Калинина, Лиля Балабанова, Людмила Марушкина, Лидия Бабушкина, Елизавета Парфилова, Августина Трофимова, Лидия Михайлова, Евдокия Захарова и многие другие, с кем делила нелегкий, но благородный учительский хлеб.
-Каждый из них заслуживает внимания и почестей. Ведь это были и есть Учителя с большой буквы.
Привычка читать у Лидии Микрюковой сохранилась со школьных лет. Кроме того, что дома прекрасная библиотека, она частый посетитель районной библиотеки. Теперь уже перечитывает то, что читала раньше. Многие произведения переосмысливает.
Этой женщине повезло со второй половиной. Когда-то в кураловском стареньком клубе, красивый парень Петр Микрюков, главный зоотехник совхоза, пригласил ее на танец. А потом были долгие прогулки под луной, увлеченные разговоры о культуре, искусстве, литературе. Петр Иванович был эрудитом, культурным и очень образованным человеком и увлеченным. Он собирал произведения, некогда запрещенных писателей, у него было полное собрание сочинений о красных (репрессированных) командирах Красной Армии. А еще он увлекался филателией. (В нашем музее есть альбомы марок, собранные П.И. Микрюковым). А каждая марка-это страничка богатейшей истории нашей Родины. Понятно, что такой человек не мог не понравиться девушке. Почти год дружили, а потом была скромная свадьба. И 51 год они жили душа в душу, понимая, любя и дорожа друг другом.
- Второй год я живу без него. Пока не могу смириться с потерей дорогого человека. Но жизнь продолжается. Звонят и приходят в гости ученики, подруги, приезжают дети, внуки.
Когда становится особенно грустно, Лидия Нуриевна мысленно переносится в далекий городок Пскент Ташкентской области, где прошло ее детство, юность, где они с мамой провожали на фронт папу, ждали его с Победой. Где гордилась своим отцом-учителем, уважаемым в области человеком, орденоносцем, и старалась быть похожей на родителей. Как давно это было. Но все в памяти: и многонациональная улица, и пионерские сборы и горячие школьные комсомольские собрания, и первый взрослый рассвет.
Как и прежде Лидия Нуриевна ценит в людях преданность, ответственность и уважительное отношение к окружающим. А еще она гордится своими учениками, такими как Александр Рахчев, Иван Платцев, Евгений Бабушкин.
Идет по услонской улице невысокого роста, худенькая, не утратившая былой красоты женщина, идет Учитель. Остановись, задержись на несколько минут, расспроси о житье-бытье, пожелай здоровья. Ведь она не пожалела для наших детей всей жизни.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: 250