Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Канатная дорога на Верхний Услон: утопия стала подавать признаки жизни?

РАЗРАБОТЧИК И ЛОББИСТ НОВОГО ТРАНСПОРТА ПОСЛЕ 5 ЛЕТ МЫТАРСТВ ПРОДАЛ МАСТЕР-ПЛАНЫ СВОЕГО ПРОЕКТА Как стало известно «БИЗНЕС Online», проект по строительству канатной дороги из центра Казани в Верхний Услон, похоже, получил шанс обрести второе дыхание. Один из его инициаторов - директор НПО «Гулливер» Дамир Алтынбаев - на днях получил письмо...

РАЗРАБОТЧИК И ЛОББИСТ НОВОГО ТРАНСПОРТА ПОСЛЕ 5 ЛЕТ МЫТАРСТВ ПРОДАЛ МАСТЕР-ПЛАНЫ СВОЕГО ПРОЕКТА

Как стало известно «БИЗНЕС Online», проект по строительству канатной дороги из центра Казани в Верхний Услон, похоже, получил шанс обрести второе дыхание. Один из его инициаторов - директор НПО «Гулливер» Дамир Алтынбаев - на днях получил письмо минтранса РТ, в котором говорится о том, что министерство считает этот проект целесообразным. Впрочем, денег на его реализацию пока все равно нет. Тем временем две другие идеи предпринимателя включены в программу развития транспортной системы РТ до 2020 года. Речь идет о строительстве пассажирской галереи с траволатором от станции метро «Кремлевская» до железнодорожного вокзала «Казань-1» и канатной дороги от НКЦ «Казань» до ГРК «Ривьера» через Казанку.

КАНАТНАЯ ДОРОГА «ВЕРХНИЙ УСЛОН - КАЗАНЬ» ПОЛУЧИЛА ОДОБРЕНИЕ МИНТРАНСА РТ

Министерство транспорта РТ считает целесообразным и актуальным строительство канатного фуникулера от НКЦ «Казань» до гостиничного комплекса «Ривьера» через реку Казанка и от Верхнего Услона до железнодорожной станции «Казань-1» через реку Волга. Об этом говорится в письме за подписью замминистра Артема Чукина, полученном на днях генеральным директором НПО «Гулливер» Дамиром Алтынбаевым. При этом строительство канатной дороги от ГТРК «Корстон» до стадиона «Казань-Арена» чиновники минтранса считают нецелесообразным ввиду отсутствия перспективного пассажиропотока и сезонности функционирования стадиона.
Письмо минтранса стало ответом на обращение Алтынбаева к президенту РТ Рустаму Минниханову, написанное через несколько дней после выхода постановления №1012 от 20.12.2013 г., которым была утверждена новая программа «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы».
В своем письме Алтынбаев отмечал, что в госпрограмму были включены два из четырех проектов, которые он лоббировал несколько лет - строительство пассажирской галереи с траволатором от станции метро «Кремлевская» до железнодорожного вокзала «Казань-1» и строительство канатной дороги от НКЦ «Казань» до ГРК «Ривьера» через реку Казанку. На первый проект в бюджете республики зарезервировано 1,263 млрд. рублей, на второй - 360 млн. рублей. Правда, финансирование этих проектов предполагается начать только с 2017 года.
Тем временем два других проекта - самая длинная в мире пассажирская канатная дорога (более 10 км), которая должна соединить Верхний Услон с центром Казани через Волгу, и фуникулер через Казанку, который бы соединил ГТРК «Корстон» и «Казань-Арена», в эту программу включены не были.
В своем письме президенту Алтынбаев сообщил, что реализация всех четырех проектов не требует финансирования из бюджета РТ, тем более в такой отдаленной перспективе. Он предложил создать четыре управляющие компании в форме ОАО на основе государственно-частного партнерства для реализации предложенных им проектов с привлечением кредитов «по разумным ставкам» в интересах собственников этих объектов - субъектов малого и среднего бизнеса, входящих в ассоциацию МСБ и ТПП РТ. «Эксплуатация объектов принесет доход бюджету РТ и владельцам бизнеса, которые смогут создать их в 2014 - 2015 годах», - отметил Алтынбаев в своем письме Минниханову.
Более подробно суть своих предложений он описал в письме премьер-министру РТ Ильдару Халикову. В нем он еще раз подчеркнул, что не претендует на финансирование из бюджета Татарстана. «Перечисленные программы создания и эксплуатации объектов могут быть реализованы уже начиная с 2014 года, на основе государственно-частного партнерства. Проведенные консультации с банками подтверждают возможности кредитования объектов различными способами и по разным линиям, в том числе с привлечением иностранных кредитов на долговременной основе. Кроме того, существует ряд программ федеральной поддержки инновационных проектов», - говорится в письме. В связи с этим Алтынбаев попросил Халикова внести уточнения в постановление №1012.
«Проект готовы финансировать банки. Но чтобы реализовать эти проекты, мы должны попасть в генплан транспортной системы Казани. Необходимо будет согласовать интересы разных служб. Поэтому не получается без государства работать. Не может быть так - это частный проект, все, отойди. Должен быть баланс интересов. Я у президента услышал добрую волю, у премьера - озабоченность и деловитость. Подключились минэкономики и минпромторг, мэрия Казани. От властей нужна своевременная, быстрая помощь и реакция, координация деятельности», - прокомментировал «БИЗНЕС Online» Алтынбаев суть вопроса.

СПОРЫ ВОКРУГ ДОРОГИ

Напомним, что впервые о проекте обустройства рекреационной зоны Верхнеуслонского муниципального района и строительства пассажирской подвесной канатной дороги «Казань-Верхний Услон» заговорили еще в конце 2009 года. В мае 2010 года в Верхнем Услоне прошел международный научно-проектный семинар «Создание всесезонного оздоровительно-туристического пригородного парка семейного и детского отдыха «Соколиная гора», на котором был представлен мастер-план парка и кемпинга, подготовленный НПО «Гулливер». В нем были определены основные секторы на территории района, дислокации основных объектов и дорожной сети парка, основные нагрузки в секторах и технологии эксплуатации парка. Мощность всесезонного пригородного парка была рассчитана на 5 тыс. посетителей единовременно. Изюминкой парка должно было стать строительство многокилометровых велодорожек, на которых можно было бы кататься круглогодично.
Там же французско-российская группа компаний «Горимпекс» совместно с французской компанией Poma представила эскиз проекта строительства канатной дороги. «Горимпекс» пообещала оказать содействие в размещении технологий и производства на татарстанских предприятиях и выполнять сборочные и монтажные работы с участием монтажных групп из республики.
Однако с той поры реальных шагов по реализации проекта сделано не было. Не помог и визит в Казань в начале 2013 года посла Франции в России Жана де Глиниасти, который лоббировал этот проект.
Одним из камней преткновения было то, что сама по себе канатная дорога вряд ли окупилась бы - траффик между Верхним Услоном и Казанью незначителен. Называлась даже цифра - около 250 человек в час должна перевозить дорога, чтобы выйти на самоокупаемость. Поэтому с самого начала было очевидно, что параллельно со строительством канатной дороги необходимо было создавать объекты, генерирующие трафик.
Проблема была в том, что сам НПО «Гулливер» такими средствами не обладало и дать необходимые инвесторам гарантии не могло. Банки отказывались давать кредит без залога. В республиканском бюджете на строительство канатных дорог средств не было предусмотрено. Власти Казани не видели экономических выгод от того, чтобы горожане уезжали на отдых в соседний район и там тратили свои деньги. Бывший в то время главой Верхнеуслонского района Александр Тимофеев, который сейчас отбывает срок за получение взятки, также был противником проекта, опасаясь трудовой миграции жителей района в Казань.
«Как раз в то время вышел спор между министром молодежи, спорта и туризма и его коллегой из минтранса. Один говорит, зачем там дорога, если там ничего нет? А турист отвечал, а зачем нам здесь развивать туризм, если нет дороги?» - вспомнил Алтынбаев.

ОТСТУПНЫЕ ЗА МЕЧТУ

Ответ минтранса предпринимателю датирован 19 января 2014 года, однако на конверте стоит почтовый штамп с датой отправки 20 февраля. К этому времени глава НПО «Гулливер» уже понял, что его лоббистских возможностей для «пробивания» проектов недостаточно. В середине февраля он заключил соглашение о продаже всех своих наработок по канатным проектам зарегистрированному в январе 2014 года ОАО «Центр точной механики «Казанский перевозЪ» за 1% от их предполагаемой стоимости реализации. «Всю проделанную ранее моей командой работу, разработанные концепции и мастер-планы, всю свою переписку с поставщиками и инвесторами, все свои договоренности я переуступаю», - подтвердил «БИЗНЕС Online» эту информацию сам Алтынбаев.
Речь идет о десятках миллионов рублей. Так, оценочная стоимость строительства канатной дороги, которая соединила бы центр Казани с Верхним Услоном, составляет 1,9 млрд. рублей. Таким образом, Алтынбаев только за него должен получить 19 млн. рублей. Правда, как уточнил «БИЗНЕС Online» генеральный директор компании «Казанский перевозЪ» Айрат Исхаков, деньги предприниматель получит не сразу, а по мере реализации проектов.
Впрочем, сам Алтынбаев не расценивает сделку как выход из проектов или отступные. «Ни в коем разе нельзя расценивать это соглашение как то, что у меня «отжали» бизнес. Я думаю, что «Казанскому перевозу» еще пригожусь. На стадии проекта, на стадии монтажа, у меня опыт большой и мои «войска» подготовлены к такой работе, квалификации хватает», - рассказал он «БИЗНЕС Online», сообщив, что еще в декабре прошлого года им были заключены конкретные, «но очень непростые» соглашения с российско-французской ГК «Горимпекс» (по проекту Верхний Услон - Казань), компанией Leitner (по проекту строительства канатной дороги НКЦ «Казань» - «Татнефть-Арена») и компанией Doppelmayr («Корстон» - «Казань-Арена»).

КТО СТОИТ ЗА «КАЗАНСКИМ ПЕРЕВОЗОМ»?

Алтынбаев опроверг информацию о своем участии в деятельности ОАО «Центр точечной механики «Казанский перевозЪ». «Я не являюсь их акционером. Это совершенно отдельная от меня компания. Они сейчас получают от меня по договору все документы, и я в дальнейшем уже по этим сделкам отвечать не буду», - сообщил он.
Директор ОАО «Центр точной механики «Казанский перевозЪ» Исхаков отказался называть собственников компании, сообщив лишь, что она была создана «с нуля» в январе 2014 года. Впрочем, система раскрытия информации СПАРК дает исчерпывающие данные о компании. Уставной капитал «Казанского перевоза» составляет 100 тыс. рублей. Его акционерами являются ООО «МежРегионИнвест» (59% уставного капитала), Лейла Мухамедова (25%) и Голуся Хусаинова (15%). Примечательно, что ранее Мухаметова была директором ЗАО «Гулливер» и представляла интересы Алтынбаева, а Хусаинова на пару с мужем Рустамом Хусаиновым являются соучредителями ООО «ТД «ФИОДА». При этом Хусаинов занимает должность директора по производству в «Казанском перевозе». Еще более интересны владельцы ООО «МежРегионИнвест». Ими являются член общественной организации при Совете Федерации РФ «Комитет по взаимодействию с федеральными органами власти» полковник ФСБ в отставке Махмуд Дашкуев (45%), владелец набережночелнинских компаний ООО «ТрансСнаб» и ООО «ТрансОйл» Ригинат Султанов (45%) и сам директор компании Исхаков (10%).
Алтынбаев считает, что к созданию «Казанского перевоза» приложило руку правительство Татарстана. Он рассказал, что в ноябре 2013 года он написал еще одно письмо Халикову и предложил создать Центр точной механики РТ в форме ОАО с участием заинтересованных предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана. «Я там просил, чтобы 26 процентов ОАО было у государства. Халиков отдал письмо в минэкономики на проработку, где идею поддержали и подготовили соответствующий проект постановления», - сообщил он. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он поделился своими наблюдениями, что «Ильдар Халиков хорошо знает руководство «Казанского перевоза», и даже миллиардер Айрат Хайруллин тепло посмотрел на них во время презентации проекта». В любом случае, по мнению Алтынбаева, новичкам «без связей» никакой инвестор не согласится выделить средства на реализацию проекта.
Впрочем, его мало волнует, кто стоит за «Казанским перевозом» - лишь бы проект канатной дороги наконец-то сдвинулся с мертвой точки. «Я не интриган, я инженер. Мне хватит и проекта строительства в Верхнеуслонском районе кемпинга «Соколиная гора», который невозможно будет реализовать без постройки канатной дороги. Сейчас мне интересно работать с Рафинатом Яруллиным (генеральный директор в ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» - прим. ред.). Проект предусматривает создание рекреационной зоны и зоны активного отдыха с многокилометровыми прорезиненными велосипедными дорожками. Мы хотим в этом проекте использовать новую продукцию татарстанских предприятий нефтехимий - прочного пластика, стойкого к морозам, к скольжению, с хорошими амортизирующими свойствами», - мечтает Алтынбаев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

«У НИХ ЧТО, В БЮДЖЕТЕ ДЕНЕГ НЕКУДА ДЕТЬ?»

Запоздалый ответ минтранса на предложение предпринимателя, в котором, фактически, отвергается возможность строительства канатных дорог в частном порядке, вызвал разочарование как у автора письма, так и у руководства «Казанского перевоза». На сайте компании недавно был опубликован довольно едкий комментарий на ответ минтранса. «Само одобрение трех объектов очень лестно. Вот только есть вопросы. А кто их просил лезть в чужой карман и указывать нам, на что стоит тратить на свои деньги, а на что нет? И еще, кто просил вписывать наш проект пешеходной галереи от улицы Баумана до ж/д вокзала в какую-то концепцию развития? У них что, в бюджете денег некуда деть? Пусть лучше потратят на пенсионеров или сельское хозяйство! Мы все строим на частные деньги и бюджет к этому не привлекаем! Тем более мы планируем завершить работы в 2014 - 2015 годах, а не в 2020, как записано в программе развития транспорта!», - говорится в комментарии.
Примечательно, что ранее в разговоре с «БИЗНЕС Online» Исхаков рассказывал, что на уровне предварительного обсуждения руководству компании было четко сказано, что в бюджете денег на этот проект нет и предоставить госгарантии по нему власти республики не могут.
Генеральный директор «Казанский перевозЪ» сообщил, что на прошлой неделе в Москве он провел успешные переговоры с представителями иностранной компаний-инвестора, которая выразила намерение вложить во все четыре «канатных» проекта 4,7 млрд. рублей (около 100 млн. евро). Инвестора он назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну. По его словам, в переговорах также приняли участие представители банка ВТБ24. «Любой инвестор, который хочет инвестировать в Россию, не может просто принести деньги в портфеле, он должен провести их через какой-то банк. Дальше начинаются тонкости моделирования финансовых потоков. Есть разные модели, которые сейчас обсуждаются сторонами. Пока никаких соглашений подписано не было», - рассказал Исхаков, добавив, что о сроках заключения договора говорить рано. По его словам, проект позиционируется сугубо как частный, за счет привлечения средств инвесторов в рамках проектного финансирования. «В случае государственного финансирования необходимо организовывать тендеры. При этом в государственном финансировании окупаемость проекта не является главным, это, скорее, инфраструктурный проект, а для частных инвесторов быстрая окупаемость - один из главных критериев. Поэтому мы посчитали, что правильнее делать полностью частный проект. Это более простая и понятная схема финансирования для инвесторов», - пояснил он суть коллизии.
Сейчас, по мнению Исхакова, главное - окончательно определить местоположение конечных станций. И в первую очередь сделать землеотвод под строительство основной станции, которая будет находиться в Верхнем Услоне - основные механизмы канатной дороги должны размещаться в верхней точке маршрута. Заканчиваться же маршрут будет на территории железнодорожного вокзала, где сейчас находится надземный переход.
«Предварительно с главой Верхнеуслонского района Маратом Зиатдиновым мы обсудили возможность выделения земельного участка. В ближайшие дни мы планируем в администрации Верхнего Услона провести расширенное совещание с главой района. У него есть к нам вопросы, у нас - к нему. Главное, что он выразил свою заинтересованность в проекте», - отметил Исхаков.
По его словам, работы начнутся после того, как будет заключен договор с инвесторами и стороны придут к соглашению по гарантийным обязательствам. После этого начнутся проектно-изыскательные работы и будут согласовываться места расположения опор.
Здесь проект может подстерегать еще одна проблема. Акватория Волги - федеральная собственность, и поэтому предстоят еще переговоры в Москве о возможности строительства поддерживающих башен. Неизвестно, как быстро будут решены вопросы согласования. По словам руководителя «Казанского перевоза», в случае получения всех согласований, сам процесс строительства займет меньше года.

ОТ ДИЛЕТАНСТВА ДО ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИИ ЗА ОДИН ГОД

По словам Алтынбаева, реализуя три проекта канатных дорог, плюс еще один - траволатор между железнодорожным вокзалом и станцией метро «Кремлевская», «Казанский перевозЪ» может стать одним из ведущих в России центров компетенции в этой области, интерес к которой растет по всей России. «Чтобы в Казани появился компетентный центр точной механики, нужен всего лишь один год совместной работы с лидерами рынка над конкретными проектами. И тогда казанский центр сможет претендовать на выполнение работ в других городах. Например, есть нижнекамский проект, зеленодольский проект, есть проекты в Саратове, в Уфе, Волгограде», - считает он.
Сейчас же, по словам директора НПО «Гулливер», в Казани не могут самостоятельно посчитать даже 20-километровый канат, который выдержит 127 8-местных кабинок. «Единовременно в кабинках над Волгой будет находиться более 1 тысячи человек. Это все очень серьезно. Это же заявка на книгу рекордов Гиннесса, как самая длинная пассажирская канатная дорога в мире. Гарантировать надежность такого проекта могут только мировые лидеры индустрии, за плечами которых тысячи построенных канатных дорог. Здесь нет места для дилетантов», - отметил Алтынбаев.

«ПО ВСЕМ ПРИКИДКАМ ЭТО БУДЕТ ВЫСОКОДОХОДНЫЙ ПРОЕКТ»

По словам директора НПО «Гулливер», окупаемость канатной дороги из Верхнего Услона в Казань очень высокая - 4 - 5 лет при стоимости проезда в один конец в районе 80 рублей, а трассы от НКЦ «Ривьера» до НКЦ «Казань» - вообще рекордные 10 месяцев.
Глава Центра поддержки предпринимательства РТ Артем Наумов рассказал «БИЗНЕС Online», что помогал Алтынбаеву скоординировать работу с республиканскими министерствами. «Инвесторы хотят вкладывать средства, но только в проект, где проработана проектная часть. Стоит эта работа порядка 40 млн. рублей. У Алтынбаева таких денег не было. Понятно, что инвесторы не готовы инвестировать без гарантий в нулевую стадию проекта. Им надо показать, что здесь все серьезно, проект полностью проработан», - рассказал он, добавив, что считает этот проект актуальным и прибыльным.
Начальник отдела по работе с обращениями предпринимателей Центра по поддержке предпринимательства РТ Виль Ахметжанов и вовсе считает, что наиболее оптимальным было бы участие республики в проекте. «По всем прикидкам это будет высокодоходный проект, зачем же его полностью отдавать в частные руки?» - удивляется он.

«НЕЛЬЗЯ, ЧТОБЫ ЭТИ ДОХОДЫ УХОДИЛИ КУДА-ТО НА СТОРОНУ»

Газета «БИЗНЕС Online» узнала мнения о проекте у представителей бизнес-сообщества Татарстана.
Мурат Сиразин - семейный фермер:
- С моей точки зрения, как гражданина России, реализовывать этот проект как сугубо частный, да еще и на средства иностранных инвесторов - это неправильно. Также неправильно, как делать его исключительно за счет бюджета. В бюджете денег и так нет, он трещит по швам. Проект этот высокорентабельный - он в течение пяти лет окупается, а потом в течение 50 лет будет приносить огромные доходы. Нельзя, чтобы эти доходы уходили куда-то на сторону. Поэтому я считаю, что для эксплуатации канатной дороги правильнее было бы создать акционерное общество, где бы 25 процентов принадлежали администрации Верхнеуслонского района. Оставшиеся акции надо продавать мелкими пакетами. Но не всем желающим, а только жителям и бизнесменам Верхнеуслонского района, чтобы их не скупили московские или татарстанские олигархи. Я считаю, что этот проект поможет создать новых татарстанских миллионеров. Местные фермеры, бизнесмены, которые будут строить кемпинги, рестораны и прочее, они должны быть акционерами этой дороги, купив акции в кредит или как-то иначе, а прибыль с нее вкладывают в развитие инфраструктуры нашего района.
Рядом со станцией канатной дороги можно создать рынок типа одесского «Привоза», куда бы местные жители подвозили свои продукты, а казанцы покупали бы их, тратя на дорогу 20 минут. Это лучшая альтернатива агропромпарку и колхозным рынкам, где работают всякие перекупщики.
Насколько я знаю, глава района «за», президент «за». Однако министрам этот проект душу не греет. По той причине, что это далеко не мост и не будет строиться за счет бюджета - распилить нечего.

Михаил Литвиненко - директор центра велопроката ВелоLife:

- Жителей Казани смело можно назвать спортивными. К тому же с каждым годом число людей, занимающихся спортом, растет. Так что если в Верхнем Услоне будут созданы все условия, если туда будет удобно добираться, то, думаю, народ начнет ездить. Это весьма хорошее место. На озеро Лебяжье казанцы ведь уже с удовольствием ездят кататься на велосипедах, так почему бы не скататься и в Верхний Услон?
Летом ежедневно услугами проката велосипедов у нас пользовались до 20 человек, в зависимости от погодных условий. В этом плане казанцы вообще довольно боязливые - только облачко, как посещаемость проката уже падает. Зимой в нашем деле, конечно, застой. Тем не менее делать ставку на этот сегмент вполне возможно - дело хорошее. Главное - нужна правильная реклама, дабы привлечь людей в новое место.

Савва Хейранов - директор пассажирских перевозок ООО «Бештат»:

- Все будет зависеть от расписания работы канатной дороги. Путь по канатной дороге будет занимать порядка 20 минут, что гораздо быстрее, чем ехать туда через мост. Правда, я думаю, что не все, особенно пожилые, отважатся ездить в кабинках на 70-метровой высоте.
Что же касается автобусных перевозок, то дело это сезонное и, я бы сказал, в какой-то степени убыточное. Как только начинает работать речной порт, пассажиров становится значительно меньше. Так что на этом маршруте бывают крайне убыточные месяцы.
Но в целом, я думаю, что строительство канатной дороги не сильно ударит по автобусным перевозкам. С нами ведь ездят ведь не только до Казани, но и до близлежащих деревень, и таких людей немало.

Рамиль Мифтахов - гендиректор туристического агентства «Персона грата», председатель ассоциации туристических агентств РТ:

- Потенциал у этой идеи, конечно, есть, вопрос лишь в стоимости попадания в эту рекреационную зону. Если цена проезда и правда составит 70 - 80 рублей, то это несмертельно.
Что касается самой зоны, то ее можно предлагать не только жителям Казани, но и туристическим компаниям, которые занимаются привозом туристов в столицу. Поэтому мне бы хотелось, чтобы при реализации проекта «Соколиная гора» были собраны мнения туристической общественности. Необходимо учитывать, что видение местных жителей и видение туристов отличаются. Какой-то сегмент можно усилить, возможно, помимо рекреационной зоны, велосипедных дорожек там можно сделать культурный парк или что-то еще. Для этого и нужно бизнесменам учитывать мнение туристических компаний, чтобы они могли предложить своим клиентам новый турпродукт.
Александр Андреев, Эльвира Самигуллина

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: 250

2
X