К юбилею Верхнеуслонского района: Нариман
По распоряжению Совнаркома Татарской Республики в 1924 году, жителей республики и всего Союза ССР для работы во вновь создаваемые колхозы стали вербовать граждан. Одними из первых на данный призыв откликнулись семьи Шагиахметова Х, Шакирова Ш., прибывших из с. Качелино, Арского района, Бикмуллина, Самигуллина Г. из Донбасса, Шафигуллина А. из Грозного....
По распоряжению Совнаркома Татарской Республики в 1924 году, жителей республики и всего Союза ССР для работы во вновь создаваемые колхозы стали вербовать граждан. Одними из первых на данный призыв откликнулись семьи Шагиахметова Х, Шакирова Ш., прибывших из с. Качелино, Арского района, Бикмуллина, Самигуллина Г. из Донбасса, Шафигуллина А. из Грозного. Вновь прибывших колхозников разместили в домах- квартирах маркизы.
В 1925 году для того, чтобы вновь прибывшие закрепились на новом месте, власти стали обеспечивать поселенцев строительным материалом, главным образом бревнами, для постройки изб, и даже выдавали коров для личного подсобного хозяйства. Позднее раздавали имущество, отобранное у раскулаченных. Поэтому, западнее рабочего поселка Гребеневского спиртзавода образуется поселок, названный в честь памяти скоропостижно скончавшегося 19 марта 1925 года революционера, писателя - публициста, советского государственного деятеля Нариманова Наримана Кербалай Наджаф Оглы. Поселок был населен трудящимися колхозниками из числа татар, а при Спиртзаводе в основном жил пролетариат русской национальности. Таким образом, это один и тот же населенный пункт, но называемый одновременно «Гребени», «Гребеневский спиртзавод», «Нариман», «Спиртзавод».
Юридически закрепили выделение земли коллективу Наримана только 27 января 1928 года на заседании Шеланговского сельсовета (ф.2265 о.2 д.17).
Колхозники в летнюю пору работали на поле, а зимой- на заводе. Зерно для первой посевной привезли на лодках из Казани. За трудовые успехи Правительство Татарской Республики тружеников села премировало новым деревянным срубом. В памяти старожилов деревни сохранилось, только имя первого председателя, его звали Вали. А вот в национальном архиве Республики Татарстан имеется список членов колхоза Нариман за 1933 год, составленный счетоводом Ахмадуллиным и членом ревизионной комиссии Галиахметовым :
Гайфуллин Камиль
Гизятуллин Хисмят
Шамсутдинов Т.
Шамсутдинов Мингалей
Мухаметшин Мухамезьян
Бикмуллин Минула
Галиакберов Шайхей
Савигулин Набей
Гиниятуллин Мингалей
Мухаметдинов Шамсей
Хисамутдинов Гильми
Шакуров Шакир
Аскаров Назип
(ф.-2265 о.2 д.17)
В протоколах заседаний Шеланговского сельсовета отмечено, что к декабрю 1933 года колхоз « Нариман» сдал государству 325 пудов зерна, это второй показатель среди колхозов (« Луч Октября» 350 пудов, «Кзыл Байрак» 300 пудов, «Красная Рябинка» 11 центнеров). Представители от колхозов «Кзыл Байрак»- Акберов, «Нариман»- Бикмуллин Минулла. Гребеневский савхоз Орлов. Но уже 4 января 1934 года на заседании в качестве председателей присутствуют от «Наримана»- Самигуллин Гата, от «Кызыл Байрака»- Тимергалиев Гата.
Старожилы поселка Нариман рассказывают, что особенно трудными были первые годы Отечественной войны, на фронт из небольшого поселка ушло 50 человек, а вернулось всего около 10. Правление колхоза, чтобы как-то поддержать колхозниц, оставшихся без кормильцев, раздавало мясо мертвой конины. Затем люди научились кушать барду, предварительно процедив ее через марлю. В военные годы колхозники были заняты не только выращиванием сельскохозяйственной продукции, но и трудились в оборонных целях- копали окопы в Кайбицком районе Татарии. По наряду в основном женщины неделями находились в Кайбицком районе и копали противотанковые рвы.
В Наримане отдельно от спиртзаводской школы была Наримановская начальная школа обучение проводилось на татарском языке, одним из первых учителей был Валеев Газиз. Судьба его трагична как судьбы миллионов советских граждан- он погиб защищая, Родину от фашизма на полях войны. Затем, начиная с фронтовых лет, обучала школьников Вагапова Амина Сунгатовна , учила она в Наримане, Бреке , Янга Юле. Многие поколения сельчан ее вспоминают теплыми словами и говорят: «Это- первая моя учительница». В начале 1960 годов при объединении колхозов под одним названием «Луч Октября» здание Наримановской начальной школы переместили в с. Шелангу и здание стало столярной мастерской, где долгие годы трудовое обучение преподавал Филинев Алексей Федорович.
24 мая 1949 года в Наримане, в бывшем доме маркизы за магазином, в семье председателя колхоза Фахразы Амирова и его супруги Махрузы Нурулловны родился мальчик - богатырь Кафиль который, впоследствии стал прокурором Республики Татарстан, кэндек эбие (повитухой) при рождении мальчика была Хуснутдинова Малика Хуснутдиновна, которая прожила долгую интересную жизнь и всегда восторгалась успехами своего любимца.
На фотографии 1949 года колхозник поселка Нариман конюх Халитов Хайрулла демонстрирует коня по кличке Добрый, на заднем плане видны горы напоминающие гребни волн.
На фотографии вид поселка Нариман, крестьянская изба Халитовых, угол дома Закировых, обратите внимание улица на снимке 1930 годов ровная. В настоящее время под воздействием транспортных средств она в глубоких канавах.
На снимке первая красавица поселка Нариман - Гандалиф Закирова Закировна 1909 г.р. прожила долгую интересную жизнь, последовала в ссылку за мужем в Карелию, но ей всегда была присуща доброта ласка, а какие она пекла вкусные пироги!
Закиров Рахим Закирович 1906 г.р. Уроженец Арского района, один из первых поселенцев прибыл в поселок Нариман, женился на Закировой Гандалиф, в 1938 году служил в Кавалерии, принимал участие в Великой Отечественной войне с 1941 года в армии Власова. Попал в окружение но продолжил борьбу в партизанском отряде до Победы. После окончания войны был репрессирован, провел в ссылке с семьей в Карелии шесть лет за то, что служил в армии Власова.
На фотографии один из первых председателей колхоза «Нариман», Бикмуллин. Минула Булатович 1901 года рождения, который прибыл в поселок в 1926 году из Татарского Маматкозино, где многие годы работал председателем. Рядом с ним супруга Бикмуллина Марзия Гарафутдиновна, передовая доярка республики, награждалась за ратный труд малой золотой правительственной наградой.
На снимке конца 20-х годов в Донбассе Самигуллин Гатаулла Самигуллович 1897 года рождения, шахтер Донбасса, приехал в Нариман в 1930 году, член Коммунистической партии, персональный пенсионер. Председатель колхоза «Нариман».
Долгое время в колхозе рабатал и Шафигуллин Абрар Шафигуллович был предсетателем сельсовета, кузнецом и председателем ревизионной комиссии.
На снимке 1954 года Шафигуллин А.А. с детьми от первого брака Сююмбикой, Фуатом, Рушанией.
На снимке слева Фахразы Амирович Амиров с супругой Махрузой Нурулловной, с тестем Нуруллой бабаем и Мавлией эби, 1970 год, д. Нариман.
Фахразы Амировича я помню, когда он работал сторожем Гребеневского фруктового сада. Он всегда казался мне строгим ,но после нижеописанного случая я изменил о нем мнение. Как-то летом, мы, пацанята пролезли в сад и попытались полакомиться яблоками , но Фахразы абы нас увидел и стал подзывать к себе. Мы испугались и дали деру через заросли крапивы. А через некоторое время когда проходили мимо бака с водой он нас подозвал к себе и дал целое ведро мытых сочных яблок и сказал: « Кушайте на здоровье!»
Махруза Нурулловна гостеприимна, скромна как и подобает женщине в татарской семье. Не взирая на трудности в послевоенные годы и частые переезды, вырастила шестерых талантливых детей.
Справа Хуснутдинова М.Х. с сестрой Аминой и псом шариком г. Казань, ул. Островского 67, фотография 1970-х годов.
По ее жизненному пути можно изучать историю развития нашей страны, родилась она в далекие царские времена по документам в 1890 году в селе Кульбаши, Свияжского уезда в семье крестьян. Получила образование в деревне (в ту пору в национальных селениях повсеместно обучали грамоте девочек асул бикэ (супруги мулл), а мальчиков- в медресе при мечетях). В связи с этим грамотных людей в татарских деревнях было значительно больше, чем в русских селах.
В деревне Малика Хуснутдиновна прожила до 15 летнего возраста, затем ее украли по татарскому обычаю и выдали замуж за Сагеева Гарифуллу, который был намного старше ее, и имел профессию мастера кожевенного дела. Будучи в преклонном возрасте с искоркой в глазах она рассказывала, как ее умыкнули из родной деревни, … «похитители подлетели, как ветер, на нескольких экипажах запряженных скакунами, звон бубенцов раздавался на всю округу, местные парни опомнится не успели , как экипаж с невестой был уже далеко». С мужем она побывала в разных городах, где Сагееву Гарифулле приходилось работать. Малика Хуснутдиновна рассказывала, как была в 1918 году в Москве и видела вождя пролетариата Ленина, выступившего на митинге. А затем вдруг подъехала машина из неё выскочила (Сары чачле хатын) женщина и сходу выстрелила в Ленина. Убийца была задержана , вождь сказал, чтобы ее не трогали пусть она увидит какую он построит жизнь». Во время гражданской войны семья находилась в родной деревне, так как в смутные времена по ее мнению лучше находится поближе к земле. Почему-то бабушка никогда не говорила, что ей приходилось голодать. Но ее слава, что если в деревню красные придут, то из погреба все выгребают, а белые придут, то из дома все несут- это я помню. В школьные годы я поделился этими словами на одной из политинформации, а вечером получил от отца увесистые оплеухи и тогда усвоил, что такое карающая рука пролетариата.
С первым мужем бабушка прожила в доме Кекина в Казани около 30 лет. Затем в 1943 году вышла замуж в д. Нариман и в возрасте 54 года родила сына Азата. В Наримане бабушка пользовалась огромным уважением.
Самой передовой и стойкой работницей вышедшей из трудовой династии первых тружеников колхоза «Нариман» является Самигуллина Миляуша Миннуловна - дочь Бикмуллина Миннуллы , и сноха партийного руководителя колхозом Самигуллина Гатауллы . В настоящее время только она со старшим сыном Рустамом поддерживает почин своих предков и проживает в поселке Нариман. Самигуллину Миляушу апу знает каждый сельчанин в округе Шеланговского сельсовета , она готова помочь каждому.
На фотографии 2003 года в Наримане Ризванова Рахия Аскаровна и справа Самигуллина Миляуша Миннуловна. Трудовую деятельность начала в 14 лет уже в 16 лет за достижения высоких показателей в социалистическом соревновании по итогам 1959 года ей было присвоено звание «Лучшей доярка Татарской АССР». Является почетным работником сельского хозяйства Республики Татарстан, награждена орденом Красного знамени в 1986 году и орденом Дружбы народов в 1981 году.
Возможно, что до возникновения вышеназванного населенного пункта здесь было древнее татарское селение, о чем свидетельствуют останки каменных надгробий на кладбище. Свидетельством этому является и аномальное место в районе одиноко стоящей яблони посередине поля, примерно, в полукилометре от современного селения, где бывают случаи, что путники на короткое время сбиваются с пути и у них возникают тревожные чувства, беспокойство. Старожилы рассказали, что на данном месте в военные года заблудился Шагиахметов Хажахмет, который вскоре был призван в действующую армию и погиб на фронте. Также целые сутки сельчане искали в осенний дождь 1938 года заблудившуюся Нагиму Бикмуллину. Шестилетняя девчушка была обнаружена собакой Шакирова Шакура. Девочка спала в канаве в одной только рубашечке. Поинтересовались как ей удалось не замерзнуть, девочка ответила, что ангелы укрыли ее теплым одеялом. По всей видимости, на этом месте было какое- то неординарное событие- жестокое сражение воинов или место захоронения древних жителей. Если провести аналогию, ведь никому не секрет, что Челнинскую автотрассу называют дорогой смерти, а почему? Ответ прост: « Потому что эта трасса проходит по древнему татарскому кладбищу в Мамадышском районе в селении где в летнее время отдыхала царица Сююмбеки , а надгробные памятники усопшим да настоящего времени служат как щебень для дорожного покрытия».
Неординарных события, которые случаются в таких местах с людьми, были предметом интересной беседы с депутатом Государственного Совета Республики Татарстан госпожой Ольгой Борисовной Шошевой. В ходе беседы она рассказала, что вместе с сотрудниками музея Ярослава Гашека в Бугульме она частенько становится свидетелем интересных явлений - слышны шаги по кабинетам музея, посторонний шум, разговор мужчин, шорох. По ее мнению, это проявления связанные с тем, что в музее собраны экспонаты- носители энергетики своих владельцев. В частности до революции дом принадлежал купцу, в этом же доме проживал Ярослав Гашек, этот же дом был комендатурой, в подвале которого содержались арестанты.
Аналогичные случаи были и со мной во время работы в одной из Казанских прокуратур, я думаю, это связано с наличием в прокуратуре архива, где хранятся вещественные доказательства в основном орудия преступлений, одежда со следами причиненных страданий погибшим людям.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев