Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Дети войны из Янги Болгар поделились своими воспоминаниями

Война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество. Тогда невыносимо было всем: и старым, и малым, и их близким. Но особенно страдали дети.

Я хочу поговорить о детях войны. Показать на примере жизни односельчан, что наши военные дети так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова «война» нет ничего на свете.

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Первые месяцы войны запомнились детям многими событиями. Главные из них, это уход на фронт родных и знакомых.

Нельзя без волнения слушать рассказ Гузельбаевой Фирадии Закировны. «Когда началась война мне было 9 лет. Этот день я запомнила на всю жизнь. Папа сел на табуретку, посадил меня на колени и мы все обнялись. Но папа очень сильно плакал. А потом пришло письмо. Когда я пришла домой, мама сидела на крылечке, что-то читала и плакала".

Гузельбаев Халил Хабирович родился в 1934 году. В 1941 году отца забрали на фронт. «Нас у мамы осталось пятеро детей. Ей было очень тяжело. Она работала дояркой, и после дойки коров ей приходилось идти на поле, на зерноток или на сенокос», - вспоминает он.

Шамсутдинов Фарит Шайхутдинович родился в 1935 году в деревне Ряс, Дубьязского района. Когда началась война, ему исполнилось 6 лет. было очень тяжело. Одеть на ноги было нечего. Ходили в лаптях, а, чтобы ноги не промокали, привязывали снизу деревяшку. Кушать тоже было нечего. Когда начиналось половодье, ходили в поле собирать мерзлую картошку. Собирали дикий щавель, из молодой лебеды пекли лепешки. Вместо дров собирали полынь. Резали, сушили ее и топили печь. Выполняли всю домашнюю работу, потому что мама была все время на работе.

У них закончилось детство, у семей – счастливые будни, у стариков – спокойная старость. Тогда ими двигало детское любопытство и стремление помогать старшим. Повзрослев, дети поняли, что были свидетелями и участниками подвига народов.

Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. 

Ибятова Нурдия Исламовна.

"Осенью ходила на зерноток, перелопачивали вручную зерно, грузили в мешки, - вспоминает Ибятова Нурдия Исламовна. - Зимой работали на полях, делали снегозадержание лопатой. Приходилось ездить по деревням, собирать золу и потом вручную рассыпать на полях. В весеннее время раскидывали вручную удобрения на полях, а летом на лошадях, быках сгребали солому. Трудности в годы войны заключались только в одном, было очень голодно. Ели ячмень, из лебеды пекли хлеб. Хлеб давали по нормам: детям по 200 грамм, а взрослым по 300 грамм".

Айгуль Нуриева

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Волжская новь воспоминания Дети войны Верхний Услон