Павел Васильевич наш земляк и бывший директор Верхнеуслонской школы. К этой исследовательской работе нас побудила педагог истории, руководитель краеведческого кружка Ольга Хуртина. Для начала мы обратились в районный архив, где точнее узнали о его деятельности в качестве директора и начальника отдела образования. Пообщавшись с его бывшими коллегами, выяснили, что Павел...
Павел Васильевич наш земляк и бывший директор Верхнеуслонской школы. К этой исследовательской работе нас побудила педагог истории, руководитель краеведческого кружка Ольга Хуртина. Для начала мы обратились в районный архив, где точнее узнали о его деятельности в качестве директора и начальника отдела образования. Пообщавшись с его бывшими коллегами, выяснили, что Павел Васильевич относился к своей работе с трепетом, тщательно все проверял, вникал в суть проблемы. В музее Великой Отечественной войны в Казани узнали о его фронтовой жизни. Стало известно, что отряд имени Щорса, в котором он служил, был многонациональным. Плечом к плечу в бою сражались армяне, евреи, поляки, русские. Среди бойцов - партизан было много друзей, готовых отдать за товарища жизнь. Наш земляк был командиром одного из первых партизанских отрядов, спасший 370 узников Слонимского гетто. Павел Пронягин - почётный гражданин города Бреста, в котором есть улица, носящая его имя, из рук Элиаху Валка он получил памятную медаль Иерусалимского мемориального института катастрофы и героизма «Память и имя», медаль фонда помощи детям, «Победителю в Европе 1945 - 1995 г.г.».
С каждым новым фактом перед нами вырисовывалась более четкая картина жизни героя. Безусловно, яркая, сложная, настоящая. Нам не хотелось останавливаться на достигнутом, и мы решили обратиться в Иерусалимский мемориальный институт катастрофы и героизма Яд Вашем. Было очень приятно, что нашего земляка любят и чтят на Иерусалимской земле. Спасенные узники гетто всегда были рады видеть его в Израиле, так же они надеются, что посаженное им дерево на Аллее Славы будет жить, как подвиг освободителя. Известно, что у Павла Васильевича не было детей, но есть племянник, который живет в Казани. Созвонившись с ним, мы попросили его прислать нам фотографии из личного архива. Едва мы их увидели, как сложилось более полноценное представление о детстве и юности Пронягина.
Он родился в прекрасном месте, на живописном камскоустинском берегу Волги, в селе Антоновка, впитал всю эту красоту и нес ее на протяжении всей жизни. Крестьянский сын, студент-математик, не успевший окончить Казанский университет, а на фронте - лейтенант, командир взвода разведки - попал в окружение под Барановичами. Не сдался врагу, а ушёл со своим взводом в глубь лесов в Волчьих Норах. Весной группа стала отрядом имени Щорса, там Пронягина избрали командиром. Самостоятельно отряд провоевал год, на время он влился в Полесское соединение, затем, брестское, где Павел Пронягин уже становится начальником штаба. В это время он встречает свою первую и единственную любовь - еврейскую девушку Дину. Но судьба жестоко обошлась, разлучив его с ней. Любовь русского солдата к польской еврейке многих не устраивала. На жизнь командира покушались дважды, и, чтобы Дина была в безопасности, он принимает жесткое решение: вместе с новорождённым сыном отсылает возлюбленную в дальний отряд. Девушка тяжело переживала разлуку с любимым, думала, что Павел разлюбил её. Но второй удар ждал впереди, сын Павла и Дины умер, точная причина смерти до конца не известна. В 1944 году Дина уезжает в родную Польшу, дальше Чехословакия, Израиль, Америка, где она и осталась, завела семью. Но рана так и осталась в её сердце на долгие годы. Судьба снова соединит их через полвека. Слёзы, что будут струиться из влюблённых глаз, фраза: «Любил всегда» откроет вроде, казалось бы, затянувшиеся раны. Всё это произойдет с Диной при встрече с ним.
Война закончилась. Павел Пронягин возвращается в родную Татарию и посвящает себя детям, работая директором Верхнеуслонской школы, позже возглавит отдел образования. Но судьба вновь зовет его в Беларусь, в Брест: однополчане предложили переехать туда. Там он снова отдается работе и выпускает книгу «У самой границы». Многое, конечно, отшлифовается советской цензурой, поэтому книга выходит не такой, как хотел бы видеть сам автор.
Как то, оправившись в Беларусь, мы вспомнили о Павле Васильевиче и, воспользовавшись случаем, решили поискать что-нибудь о нем. В Бресте есть огромная улица, которая столь сочетается с его великими подвигами. Там, в Беларуси, его помнят, чтут, благодарят. Безусловно, хотелось бы, чтобы и здесь знали и помнили о нем, о его подвигах. Давайте сохраним в сердцах имена тех, кто давал нам знания и мир во все времена!
Нет комментариев