Волжская новь

Берег левый, берег правый, их роднит лишь переправа

В последние дни весь коллектив районной газеты был вовлечен в тему работы паромной переправы. Мы подняли эту тему не случайно. Паром – это история, современность, плюсы и минусы. Кому-то переправа мешает, кому-то наоборот. Этим материалом мы лишь затронули возникающие проблемы, а найти пути их решения – задача тех, кто организовывает и контролируют работу переправы.

Немного истории

С очень давних времен с началом навигации в Верхнем Услоне скапливались десятками и сотнями бурлацкие ватаги, в которые сбивались крестьяне из приволжских сел. Торговый люд, подрядчики нанимали людей, которые водили суда на лямке от Астрахани до Нижнего, до Рыбны.

Услон славился, как бурлацкая биржа труда вплоть до 1870 года, когда на смену лямке пришел пар. Казанский паром, соединявший Казань с нашим берегом был построен в Швеции в 1895 году по заказу казанского купца Ковалева. В то время было трудно переправляться на другой берег реки на примитивных лодках-дощанках. И дело не только в том, что многие казанцы имели за Волгой сады и поместья, увеличивался поток транзитных людей, следовавших из центральной части на восток, на Урал, Сибирь и обратно. Прямого судоходного сообщения не было. Не было еще и железнодорожного моста через Волгу. Он был открыт лишь в 1913 году.

Чтобы достичь правого берега Волги, парому требовалось полчаса. Стоимость билета с человека 10 копеек, с головы скота – до 50 копеек. Такие цены были доступны человеку среднего класса. Говорят, что ходил паром с такой точностью, что по причальному гудку можно было сверять часы. В Казани паром приставал у дальних, «балкадинских» пристаней, у водозабора. Паром участвовал в Гражданской войне, его активно использовали красные части, именно красноармейцы присвоили ему имя «Волгарь». Судно прослужило более полувека (до 1956 г.) до заполнения Куйбышевского водохранилища, после чего плавание по вновь образованному «морю» на «Волгаре» стало небезопасным. Да и сам «Волгарь» устарел физически и морально.

В советские годы связь с городом по Волге осуществляли паромы «Окский» и «Пионер». В 2017 году, впервые с конца 80-х годов прошлого века, вновь заработала паромная переправа, которая наладила бесперебойное сообщение между Верхним Услоном и поселком Старое Аракчино. Сейчас от Казани до Верхнего Услона можно добраться двумя путями - по мосту через Волгу и паромом. В первом случае придется проехать 51 километр, во втором 8,5.

- Город хоть и близок, но человеку, не имеющему автомобиль, добраться до Казани бывает сложно. Если в 80-ые года ОМики «ходили» через каждый час, да еще через каждые 40 минут «Ракеты», то сейчас рейсы на пароход сократили до трех. Единственный автобус до города - кураловский. Когда, навигация останавливается, бывает пускают «газельки», но они очень часто ломаются или ходят не по расписанию, - обсуждают проблему местные жители.

Паром и его капитан

Когда «Волгадорстрой» решил организовать переправу Аракчино-Верхний Услон задумал ее, как круглогодичную. Ледовая переправа открылась в 2011 году, а в мае 2017 года по Волге снова пошли паромы.
Первый СП-25 пришел к нам из Козьмодемьянска, за его штурвалом опытный капитан Николай Самарин, бороздящий просторы рек с 1973 года. Видеорепортаж с капитанского мостика можно посмотреть, пройдя по ссылке. Николай Анатольевич восхитился красотой и чистотой Верхнего Услона, рассказал о семье, коллективе и особенностях своей работы.


18 июля капитан Самарин праздновал свой 60-летний юбилей и, подговорив водителей, ожидающих своей очереди на паром, мы оригинально поздравили его. Растроганный Николай Анатольевич, под звуки клаксонов автомобилей и поздравления пассажиров вышел из рубки и поблагодарил за внимание.
Сегодня с правого берега на левый верхнеуслонцев и гостей райцентра перевозят пять паромов. В экипаже одного судна - восемь человек, которые сменяют друг друга через семь дней. В общей сложности на переправе работают около 70 человек, как на воде, так и на суше. Самому молодому капитану 38 лет, самому опытному 60. Есть среди капитанов и наш земляк - Александр Шумилов. Он работает на СП-18. За одну поездку на паром умещается 14 легковых машин. Соответственно, если авто погабаритнее, их число меньше.
Начало навигации для паромщиков, в первую очередь, связано с различными проверками. Сотрудники Роспотребнадзора ежегодно берут анализ питьевой воды и производят исследования воздуха рабочих зон. Команда проходит медкомиссию на соответствие занимаемой должности.
- После проведения всех исследований паром предъявляется для получения судового санитарного свидетельства. Комиссия переправы производит прием судна в эксплуатацию. Ежегодно каждое судно проходит освидетельствование в российском речном регистре, - говорит заместитель начальника переправы Руслан Альмухаметов.
Самые загруженные дни для паромов случаются в конце недели и выходные: желающих переправиться в Верхний Услон из города в разы вырастает. Тогда на маршрут выходят все пять судов и с интервалом 7-8 минут осуществляют перевозку пассажиров.
- В этом году навигация рано началась, 27 марта. Но уже 31 мы прекратили работу из-за санитарно-эпидемиологической ситуации в республике. Стояли до 12 мая, - продолжает Альмухаметов. - Планируем, что паром будет ходить до конца ноября, а с наступлением морозов откроется ледовая переправа и пойдут суда на воздушной подушке.

Очередь

Жители района, зная о пробках, в выходные стараются доехать до города по традиционному пути, через мост. А вот дачники, водители транзитных авто и просто туристы - ждут своей очереди. Одни - терпеливо, наслаждаясь красотой Верхнего Услона и видом на Волгу. Другие, - нервничая и злясь на всех и вся…


Мы пытались взять комментарии у автовладельцев, но то ли жара, то ли усталость сказывались на их настроении, ни один из них никак не отреагировал на просьбу. Нашлись и такие, кто выразился в наш адрес нецензурной бранью.
Понять каждого можно, жарко, очередь движется медленно, дети в машине. Но это выбор каждого - стоять в пробке или ехать по объездной дороге.

«Понаехали тут»

Отношения между местными жителями и теми, кто стоит в пробке, натянутые. Жителям Услона неоднократно приходилось ругаться, чтобы выехать со своей улицы, потому что водители, стоящие в очереди на паром, зачастую не пропускают, считая, что они намерены занять очередь поближе к парому.
Вникнув в ситуацию, руководство переправы выставило регулировщиков на перекрестках, которые следят за движением и соблюдением дистанции.
Но если с регулировкой ситуацию удалось решить, то как быть с выхлопными газами? По этому поводу к нам, на условиях анонимности, обратилась местная жительница.
«Раньше Верхний Услон ассоциировался с чистотой и тишиной. С появлением ледовой и паромной переправы благодать кончилась. Из проезжающих машин то и дело выкидывают пакетики из-под чипсов, соков и прочего».
Действительно, в пиковые часы в воздухе витает «аромат» выхлопных труб, мусора особо не заметили, ну либо в этот день в очереди были культурные водители. Шумно - да. Когда четыре года назад переправа только начинала свою работу, было заявлено, что движение будет идти круглосуточно. Однако, после ряда замечаний со стороны жителей Старого Аракчино, и в соответствии с «законом о тишине», решили, что паром будет работать с 6.00 до 22.00.

Безопасность

А вот с соблюдением дорожной безопасности все неоднозначно. Очередь на паром занимает полностью одну полосу для движения. А если водителю не на паром, а скажем на Колхозную или Советскую? Приходится ехать по полосе встречного движения, рискуя столкнуться с автомобилем или наехать на пешехода. Опасно, однако.


Мы попросили прокомментировать ситуацию исполняющего обязанности начальника районной ГИБДД Павла Калмыкова:
- В целом дорожная ситуация на этом участке дороги спокойная, редко случаются небольшие ДТП, по причине невнимательности водителей. Но пострадавших в авариях нет. А что касается движения по встречной полосе - согласно Правилам дорожного движения и нанесенной дорожной разметке, оно разрешено. Но, при выезде на полосу встречного движения нужно убедиться в безопасности своего маневра, в том, что он не создает помех для движения других участников дорожного движения. Ну и в целом помнить, что автомобиль - средство передвижения повышенной опасности, а значит нужно быть крайне внимательным и иметь ввиду, что на дорогу могут выйти и дети, а они в своем поведении непредсказуемы.

Общественное мнение

Рассматривая ситуацию со всех сторон, нельзя не узнать мнение общественности. Мы провели ряд опросов населения в своих сообществах в социальных сетях и выяснили, что большинство верхнеуслонцев поддерживают работу переправы, более того пользуются ее услугами. Кто-то, конечно, считает, что дороговато, но в целом все всех устраивает.
Поинтересовались мы и мнением работников пассажирской пристани: не снизилась ли востребованность речного транспорта с открытием паромной переправы?
«У нас немного другой контингент пассажиров, да и отправная точка в Казани практически в центре. Да, у нас немного дороже, но бабушкам-дедушкам удобнее с нами, привычнее. Есть еще туристы, им интересно пройти с нами путь по Волге, есть еще и те, кому территориально удобнее на «ОМике». Нашим минусом и одновременно плюсом является четкое расписание, то есть человек точно знает, что в определенное время он сядет на теплоход и будет в городе, это позволяет ему рассчитывать свое время. А вообще мы не конкуренты, у каждого своя ниша», - поделился мнением матрос на дебаркадере Руслан Мубаракшин.

Паромная переправа: только ли благо?

Паромная переправа помимо всех плюсов и определенных неудобств из-за большого трафика транспорта и интенсивного движения по ул. Чехова помимо главной транспортной артерии районного центра стала неким триггером, которая оголила проблемы безопасности дорожного движения, содержания и благоустройства центральной улицы.

Зимняя ледовая переправа и паромная переправа в летний период добавила «седых» волос муниципальной власти. Балансодержателем улицы Чехова до 2013 года был Главтатдортранс. По причинам, которые нам не удалось выяснить, позже ее содержание и обслуживание передали на баланс Исполкома Верхнеуслонского поселения, тем самым взвалив за себя дополнительные затраты по содержанию. На тот момент, возможно, смена балансодержателя не была столь критичной, но как только стабильно заработали переправы как зимой, так и летом, содержание, обслуживание и ремонт дороги для скудного муниципального бюджета стали реальной проблемой. С этого момента все попытки отыграть ситуацию в обратную сторону у муниципальной власти терпят неудачу.

Ситуацию прокомментировать мы попросили руководителя Исполнительного комитета района Виктора Тимиряева.

- Раньше дорога обслуживалась Татавтодором, после того, как ее передали на баланс района мы несколько раз пытались передать дорогу обратно, учитывая интенсивность движения, загруженность, связанную с открытием паромной и ледовой переправ. Каждый раз нам отказывали, ссылаясь на разные причины, отсутствие финансов, паспорта дороги и т. д..  Нас никто не услышал, и глава района Марат Зиатдинов озвучил этот вопрос в отчётном выступлении в правительстве при Президенте Республики Татарстан. Рустам Нургалиевич дал протокольное поручение разобраться и рассмотреть вопрос передачи дороги. После этого были запросы с министерства транспорта, мы всю документацию отослали. На сегодняшний день ждем решения по данному вопросу, - прояснил нам ситуацию Виктор Сергеевич.  

Как разрешится вопрос сказать сложно. Одно можно утверждать точно, бремя обслуживания, зимнего содержания, ремонта данной дороги несет бюджет поселения и районный бюджет съедая и без того скудный лимит финансирования дорожной и уличной сети. В то время как ул. Чехова в связи с работой паромной переправы давно перешла из разряда обычной улицы в транспортную артерию, которая ведет в столицу город Казань. Напоминаем, что только в 2016 году более 34 миллионов рублей муниципального дорожного фонда и средства в рамках республиканской программы по приведению в нормативное состояние уличных сетей населенных пунктов были направлены на данный участок.

Послесловие

Никто не отрицает важность, востребованность и удобство паромной переправы. Мы только обозначили проблему, которая давно из районной переросла в проблему республиканского значения и в ее решении должны быть заинтересованы все стороны, в том числе и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
 

               

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (1)
Осталось символов:
  • 23 июля 2020 - 21:16
    Без имени
    История парома интересная