Верхнеуслонцы вернулись с поисковой операции на "Невском пятачке"
Как много их, друзей хороших Лежать осталось в темноте У незнакомого поселка На безымянной высоте… Эти слова из известной песни очень подходят тем, кто навеки остался лежать здесь, защищая Ленинград в 1941-1943 гг. Разница только в том, что поселок назывался Арбузово, а местность на высоком невском берегу - Невским пятачком....
Как много их, друзей хороших
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка
На безымянной высоте…
Эти слова из известной песни очень подходят тем, кто навеки остался лежать здесь, защищая Ленинград в 1941-1943 гг. Разница только в том, что поселок назывался Арбузово, а местность на высоком невском берегу - Невским пятачком.
Именно здесь развернулись жестокие, кровопролитные бои с 8 сентября 1941, которые закончились в конце января 1943. Пятачок вместе с солдатами, и свой город вышли защищать все трудоспособные ленинградцы. Об этом говорят такие факты, как найденные поисковиками ключи от квартир: уходили-то ненадолго, зубные щетки, бритвенные станки, мыльницы и даже одеколон - все это было изготовлено на Ленинградской парфюмерной фабрике.
Сегодня Невский пятачок, разделенный мгинской автомобильной трассой, представляет сплошные раскопы, мемориал его защитникам и огромный баннер «Слава героям невского пятачка». Рядом с ним несколько именных могил. Памятники поставлены в тех местах, где были найдены останки и медальоны. Огромный куб - символический памятник с начертанными на одной из сторон словами: «Вы живые, знайте, что с этой земли мы уйти не хотели и не ушли. Мы стояли насмерть у темной Невы, мы погибли, чтоб жили вы!»
В первый рабочий день, у этого памятника был организован небольшой митинг. А все последующие дни рабочее утро поисковиков начиналось от этого святого места.
Сегодня на Пятачке всюду шумят деревья: липы, ели, березы. Тогда, семь с лишним десятилетий назад, вокруг, до самой Невы, было чистое поле. Деревья здесь высадили в конце 60 - ых. Рассказывают, что на поверхности долгие годы лежали не захороненные останки, валялись в большом количестве мины, снаряды, осколки, брошенная техника. Что могли - собрали. Постарались и мародеры. Оставшееся перепахали, высадив саженцы. Вот почему найти останки можно практически на любой глубине: от полуметра до трех-четырех метров.
Работа поисковика сложная. Не каждому она под силу. В основном на Невском пятачке работают татарстанские поисковики из казанского клуба Воинской славы при музее Великой Отечественной войны в Казанском Кремле. По соседству - отряды из Илима и Иркутска. Татарстанцы ведут поисковые работы здесь с 1982 года. Именно тогда здесь появилась семья Черепановых. Как шутит Михаил Черепанов, руководитель поискового отряда: «Славке (его сыну), которого сейчас все называют дядя Слава, было тогда десять лет».
Верхнеуслонцы впервые выехали на поисковые работы. Испытать свои силы хотелось многим, но отважились лишь трое Алексей Сакин, ученик 8 класса из Коргузы, Дима Данилов, ученик 8 класса из В.Услона и автор этих строк. Признаюсь, честно, желание участвовать в поиске у меня было давно, но осуществить его довелось только этим летом.
Отряд, который отправился на Невский пятачок, был разновозрастным. Самой младшей участнице - 6 лет, самому пожилому-74! Но в основном это ученики казанских школ. Была группа из трех человек из Нурлата, поисковики из Зеленодольска, Дербышек Всего нас 67 человек.
Волнений перед поездкой было много. Нужно было экипироваться: одежда, обувь, палатка, рюкзаки, перчатки, щупы, саперные лопатки, пенка и тому подобное.
Благое дело, а я глубоко убеждена, что дело это именно благое, находит понимание. Огромное человеческое спасибо за поддержку всем, кто помог собраться нам в дальнюю дорогу. Ваша доброта, и отношение к тому, что мы делали на Невском пятачке нам очень помогли.
Выезжали 30 июня с казанского вокзала. В Петербурге нас встречали представители нашего полпредства, пресса, руководитель городского поискового объединения «Невская оперативка» и прибывший заранее Михаил Черепанов. На трех комфортабельных автобусах почти два часа нас везут до места назначения через весь город. Наконец, указатель - Невский пятачок. От памятника сожженных гитлеровцами деревень Ленинградской области, к нашему лагерю ведет проселочная дорога. Вещей много, ребята постарше, помогают их донести.
Расположились лагерем на высоком невском берегу- это постоянное место татарстанских поисковиков. Поставили палатки, над костром натянули тент. Полил дождь! Он будет идти каждый день: то утром, то ночью. Но это, как говорится, мелочи жизни. Велико желание сразу же бежать на раскоп. Кругом воронки от бомб и снарядов. Даже спустя почти 75 лет, чувствуешь дыхание войны и размах человеческой трагедии. Нас, новичков, предупредили, что гулять небезопасно: можно запросто провалиться в раскопы, а они глубиной иногда более двух метров, или наступить в траве на неразорвавшийся снаряд или мину. Потом, мы в этом убедились на берегу Невы. Каждое утро река выносит смертоносный груз, человеческие останки. А поляны вокруг лагеря сплошь земляничные. Само собой, родились строки.
Ты пророс земляникой в лугах,
Встал окрепшим дубком в лесу.
Где ты твердость такую взял
До сих пор я понять не могу.
Там, где травы в полях стоят,
Где, где невская плещет волна,
Всюду ты защищал меня
И тобою гордилась страна.
Не давал ты пощады врагу,
Жизни собственной не щадя,
Дома ждали тебя, солдат
Да дорога была нелегка…
Я хожу по цветущей земле,
Землянику в пригоршни рву.
Ты ромашкою шепчешь мне:
Осторожно, здесь я лежу…
Я - убит. Стал землей, травой,
Земляникой, дубком в лесу.
Невский берег навечно наш-
Это значит, что я живу!
Ты не знаешь пока, кто я,
Где родился, кто мать-отец,
Я хочу, чтобы понял ты:
Не предатель я, не подлец.
Я страну защищал свою…
Край отцов и родную мать.
Не вернулся я с той войны.
Доля выпала: здесь лежать…
Землянику, когда сорвешь,
Съесть ее не спеши. Помолчи
Мы ромашками шепчем тебе
Ты, пожалуйста, нас найди…
Вечером - открытие смены. Поднятие красного советского флага с серпом и молотом. Именно под ним шли в бой советские солдаты, защищая «отчий край, страну родную». Звучит гимн Советского Союза. К удивлению, дети его знают и поют вместе со взрослыми. Ощущение непередаваемое словами. На глаза наворачиваются слезы. А тут еще проходивший по Неве теплоход и голос экскурсовода о событиях на Невском пятачке.
Первая ночь в палатке. Проснулись рано, бегом на Неву умываться, чистить зубы, затем завтрак и вот уже отряд «выдвинулся на позиции». До основного места работы расстояние чуть больше километра. И вот мы в лесу. «Старички» сразу же определяют себе место раскопов. Точнее, продолжают то, что не доделали в прошлое лето. Мы пристроились рядом, приглядываемся, с чего начать… В руках щупы и саперки. Первый осколок снаряда, первая гильза, первая находка - останки. Надо было видеть, как радовались Алеша и Дима! Потом, осколков мы выкапывали большое количество и уже не радовались, ведь каждый из них мог унести и уносил чью-то жизнь. Неразорвавшиеся патроны, гильзы попадаются часто и еще хвосты от мин, массивные осколки от артснарядов.
Работа поисковика заключается в том, чтобы в толще земли, а, может, и в верховом слое, отыскать солдата. Но, главное, к чему стремится каждый поисковик - это солдатский медальон - «смертник». Он был до 1942 года у каждого солдата. Небольшой, герметично закрытый пенальчик, где хранились все данные о солдате.
Надо сказать, что поисковики из Татарстана в свою девятнадцатую экспедицию на Невский пятачок нашли 19 медальонов. Это впервые. Подняли останки 19 советских солдат. Медальон удалось прочитать только один. Оперативно нашли данные о родственниках Ивана Егорова, жителя Вологодской области, погибшего здесь в 1941 году. Семья, а в живых сейчас осталась только дочь солдата, которая живет в Туле, считала его пропавшим без вести. Теперь дочь знает, как погиб отец. 7 сентября она приедет в Петербург, побывает на Невском пятачке, где ей официально передадут останки отца. Она и решит, где захоронят его прах. Возможно, с теми восемьнадцатью, что подняли поисковики.
Передача останков проходит очень волнующе. Нам посчастливилось присутствовать на ней в Красносельском районе С. Петербурга. Там петербургские поисковики в торжественной обстановке передали останки погибшего солдата Валиуллина из Азнакаева полномочному представителю Татарстана в С.Петербурге.
Наши ребята работали без устали. Прощупывали участки земли, «перемололи» тонны грунта, перекидали тонны земли, песка. От осколков песок - ржавый. Мы научились по звуку отличать камни от железа, кости от дерева. Копать на большую глубину не всегда хватало силенок, но мальчишки старались. На ежедневных оперативках верхнеуслонцев отмечали за старание и усердие и, конечно, результат. В овраге, недалеко от берега Невы мы нашли окоп с останками трех советских солдат.
Трое в окопе советских парней.
Все, честь по чести: подсумок, лопата.
Мыльница, щетка и три котелка…
Сколько вам жить отпустила судьба?
Трое лежите в окопе вы том.
Мыльница, щетка, лопата-все рядом.
В схватку вступая с коварным врагом,
Вы защищали родимый свой дом.
Скрипучий скворечник на старом шесте,
Тропинку, ведущую к речке студеной
Белых черемух волнующий цвет
Из добрых окошек приветливый свет.
Лупит фашист. Не поднять головы.
Падают мины и гибнут ребята.
Бурым от крови стал берег Невы
Нет, не вернетесь домой вы, солдаты
Матери будут напрасно вас ждать,
Будут детишки без вас подрастать
К речке тропинку уже не топтать,
В холодном окопе вам вечно лежать.
Доказательством служили личные вещи: зубная щетка, фрагменты обуви, обмундирования, одежной щетки, мыльница, котелки. Их было - три. Но полностью собрать останки смогли только одного безымянного солдата. Что значит собрать? На месте, где обнаружен солдат, должны быть: череп или его фрагменты, берцовые, лицевые кости, позвонки, кости рук, таза, ребра. В данном случае нами это было обнаружено только одного. Недостающие останки двух других солдат предстоит откопать в следующий раз. Я думаю, что мы обязательно поедем в следующую экспедицию, через год. Пока же с чувством выполненного долга мы будем участвовать в церемонии захоронения 7 сентября этого года.
Каждый вечер, а работа продолжалась с 9.00 до 20.00 час. Перерыв на обед и отдых 2 часа, извлеченные из земли все вышеуказанные останки приносили в лагерь. Там специалист раскладывал их и собирался скелет. Добирать скелет «чужими» останками не допускается. Хотя, то, что находят поисковики сильно перемешано. Как, например, в нашем случае: три пары берцовых костей лежали вперемежку.
Работали мы в лесу, на берегу Невы и всюду находили многочисленные следы Великой Отечественной войны. Сколько же безымянных, не преданных земле солдат лежат здесь на невском берегу. Впервые в песке был обнаружен скелет лошади и всадника. Это говорит о том, что животные играли в защите города не последнюю роль. Этой находкой заинтересовались работники С. Петербуржского зоосада. Они планируют установить памятный знак лошади- труженице войны.
Каждый день для наших ребят был настоящим открытием. Для них была организована поездка в музей «Прорыва блокады Ленинграда» в г. Кировск, экскурсия на мемориал «Невский пятачок». Но самое главное, ребята прикоснулись к странице истории нашей Родины, опаленной войной. Теперь они по- иному будут смотреть на происходящее, они знают, что несет война, они ходили по той земле, которая в войну была бурой от крови, они увидели эти смертоносные снаряды. В такие минуты они говорили о войне на Украине, о гибели людей. Ребята в отряде вроде обычные, но они отличаются отношением друг к другу, уважительным отношением, знанием истории, отличаются крепкой дружбой, сопричастностью к важному делу в их жизни. За все время я ни разу не слышала ни одного нецензурного слова, не видела, чтобы кто-то закурил. Даже взрослые не позволяли себе курить при школьниках. А какие песни исполняли они у костра: «Землянка», «Темная ночь», «Ты ждешь, Лизавета», «Последний бой» и другие. Пели их и наши мальчишки и новые, бардовские, выучили. Многие умеют играть на гитаре. А как играют и поют отец и сын Черепановы!
Прошел традиционный обряд посвящения в поисковики. Мы давали клятву поднять всех неизвестных солдат, предать их земле, захоронив с почестями.
Трудно словами передать то ощущение, ту атмосферу, которая царила в лагере две недели. И когда, закрывая смену, опустили флаг, у многих на глазах были слезы. Все обнимали друг друга. Ребята сдружились, стали одной семьей. Наших мальчишек полюбили и теперь у них много друзей!
Кроме того, что мы все жили в палатках, ходили на раскопы, мы дежурили по графику на кухне. Кухня, понятие условное, под натянутым тентом, железные решетки для костра. Одновременно кипятятся четыре ведра воды, в огромном котле варится первое. Меню самое разнообразное: щи, суп, борщ, различные каши с фруктами, блины, пирожки, оладушки, сырники, макароны, обязательно на столе лук и чеснок, компоты, кисель, чай самый разный: травяной, традиционный. Умудрялись делать роллы и тортики! И, представьте, все на костре! Воду носили с Невы. Иногда на зубах скрипел песок, но это никого не смущало. Пили только кипяченую воду, аппетит у всех был - будь здоров! Съедалось все, что готовилось, просили часто добавку.
Купаться из-за погоды не могли, но, если выглядывало солнце и становилось теплее, старались бежать к речке. Стирали в Неве, сушились в основном у костра. Словом-романтика. Ее надо хлебнуть непременно. Мальчишки, Леша и Дима, ее хлебнули, как они сами сказали: мы выдержали испытание на выносливость. Теперь нам ничего не страшно! В первую очередь мальчишки доказали это самим себе.
Хотелось, чтобы в нашем районе был создан отряд поисковиков. Об этом я писала и говорила уже не раз. Начало положено. Если ребенок захочет испытать себя, проверить на выносливость, прикоснутся к военному прошлому страны, а, если повезет открыть чье-то имя, возвратив его родным, уважаемые взрослые, помогите ему в этом, поддержите. И хотя поездка организуется на личные деньги, поверьте, не все измеряется деньгами. Мало просто говорить о войне, надо увидеть своими глазами, что она, подлая, сделала. Участвуя в подобных мероприятиях, ребята взрослеют, становятся настоящими гражданами своей многострадальной России, именно в такие моменты у них появляется и чувство великой гордости за свой народ, за своих прадедов и дедов.
Уверена, что в следующую поездку мы выедем не таким малочисленным отрядом, будем иметь свои палатки и форму и администрация района обязательно поможет нам все это приобрести. Ведь за Ленинград, именно на Невском пятачке, воевали и ушли в бессмертие десятки наших земляков-верхнеуслонцев.
Нашему отряду нужно название. Мы, объявляем, конкурс на лучшее название отряда. А записаться в отряд можно по телефону: 2-22-56. В августе мы планируем побывать в Суслонгере.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев