Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Социальный ракурс

Не может быть забвения

Вчера в России вспоминали жертв политических репрессий. Во всех уголках прошли траурные акции, митинги, тематические школьные уроки. Трагедия миллионов людей, раздавленных тоталитарным режимом, снова предстает перед мысленным взором потомков. В этот день вспоминают о миллионах расстрелянных, сосланных в лагеря и ссылки людей. Пик репрессий пришелся на годы «большого террора», развязанного...

Вчера в России вспоминали жертв политических репрессий. Во всех уголках прошли траурные акции, митинги, тематические школьные уроки. Трагедия миллионов людей, раздавленных тоталитарным режимом, снова предстает перед мысленным взором потомков.

В этот день вспоминают о миллионах расстрелянных, сосланных в лагеря и ссылки людей. Пик репрессий пришелся на годы «большого террора», развязанного Сталиным в конце тридцатых годов. Но трагедия началась значительно раньше. Решение о начале «красного террора» и декрет о создании трудовых исправительных лагерей были приняты в 18-м году. Соловецкий лагерь особого назначения, созданный вскоре после этого, стал главным опытным полигоном, где на тысячах заключенных отрабатывались изощренные приемы допросов и психологического подавления, где разрабатывались методики изуверских наказаний и расстрелов.

Что такое репрессия? Это - когда власть карает людей, за какие-то их действия против нее. Между тем, подавляющее большинство тех, кого вчера вспоминали, ни о каких действиях против власти и не помышляли. Ни тысячи инженеров, арестованных в связи с «шахтинским делом». Ни сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных в 1937 - 1938 гг. партийцев, наивно веривших, что они - ум, честь и совесть эпохи. Ни миллионы крестьян, поверивших «новой экономической политике», объявленной в 1921 году и оказавшиеся через 7 лет жертвами «политики ликвидации кулачества как класса». Не боролись против власти ни расстрелянные маршалы и генералы - почти весь советский генералитет, ни поэты: Гумилев, Табидзе, Смеляков, Заболоцкий. Ни артисты - Русланова, Дворжецкий, Михоэлс, ни автор траектории будущего американского полета на Луну Кондратюк, или будущий руководитель советской космической программы Королев, или самолетостроитель Туполев, ни генетики Вавилов, Пантин, Тимофеев-Ресовский, ни наш физик Румер, астроном Козырев, историк Гумилев, ни поголовно уничтоженный еврейский антифашистский комитет, ни жертвы послевоенного «ленинградского дела», не говоря уже о миллионах пленных солдат…

Правозащитный центр «Мемориал» насчитывает примерно восемьсот тысяч пострадавших от политических репрессий. В их число входят не только сами репрессированные, но и их дети, которые в результате преследований остались без опеки родителей. Подсчитать точное число всех пострадавших от тоталитарного режима невозможно.

Сегодня в отделе социальной защиты района собрались свидетели тех далеких лет, которых когда-то по указке сверху признали врагами народа. От них отвернулись все. Кого-то сосали осваивать земли Сибири и Колымы, кто-то остался в своем селе ни с чем. Родители с маленькими детьми на руках пытались выжить в этих жутких условиях.

Как рассказала начальник отдела помощи семье и детям Минлегуль Шайдуллина только в нашем, Верхнеуслонском районе 224 семьи были репрессированы. Она подготовила для учащихся гимназии урок памяти «Не может быть забвения», посвященный этой дате. Помогли восстановить события тридцатых годов очевидцы, которые проживают в нашем районе. Признаны реабилитированными восемь человек: Нурзия Ахтямова, Александра Иванова, Надежда Камалютдинова, Антонина Костюхина, Федор Миронов, Мунсамира Сабирова, Шавер Тохтарова и Ильяс Шагеев. Они были маленькими детьми, и у многих время стерло из памяти многое. Но до сих пор с болью в сердце они переживают и вспоминают то время. Слезы от обиды и несправедливости наполняют глаза, а губы шепчут: «Не дай Бог вам такое пережить».

Говорят, время - лечит. Но, несмотря на это, большинство россиян уверено, что никакое развитие страны, никакие ее успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправданий.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: 250

2
X