Светоотражающие жилеты для водителей в России – теперь норма закона
Дождливый осенний вечер, уже темно. Лобовое стекло автомобиля периодически забрасывает грязью, вылетающей из-под колёс идущих впереди машин, «дворники» еле успевают справляться, очищая от воды и грязи лобовое стекло. Видимость минимальна.
Справа на обочине рядом с проезжей частью стоит легковой автомобиль с включённой «аварийкой». В зеркало заднего вида водитель замечает мигающий жёлтый поворотник обгоняющего его автомобиля. Инстинктивно он прижимается вправо. И тут рядом со стоящим на обочине автомобилем почти на проезжей части внезапно в полосах дождя возникает человек. Скрип тормозов… Хочется надеяться, что за рулём был опытный водитель, а тормозная система его автомобиля находилась в идеальном состоянии. Только в этом случае водителю удалось бы избежать столкновения, и все остались целы и невредимы. Но так бывает далеко не всегда. Подобная ситуация знакома практически каждому российскому водителю. И знакома она потому, что дополнения в закон о светоотражающих элементах на одежде появились совсем недавно. Это нововведение вызвало неоднозначную реакцию отечественных водителей. Давайте разберёмся, почему некоторые противятся светоотражающим жилетам.
Почему и когда в ПДД появилась норма о светоотражающих жилетах
Российская ГИБДД приводит ужасающую статистику. На протяжении первого полугодия 2017-го на территории Российской Федерации под колёса попали 66 водителей, которые в темноте находились возле своих автомобилей, ремонтируемых на обочине дороги. Вдумайтесь: 66 человек погибли только потому, что их попросту не заметили в темноте другие водители… Характерно, но количество подобных дорожно-транспортных происшествий за первые 6 месяцев 2017 года увеличилось на 5% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Представители дорожной инспекции инициировали нововведение в российских ПДД, которое предусматривает ношение водителем транспортного средства светоотражающей одежды, если он покидает свой автомобиль, остановившийся на обочине или даже на проезжей части. Естественно, новая законодательная норма прошла через все необходимые инстанции. 23 сентября 2017 года данная инициатива обрела форму проекта. 12 декабря проект стал законом. Соответствующее правительственное Постановление под номером 1524 должно вступить в силу через три месяца после своего опубликования. Именно 12 декабря документ был подписан Главой российского правительства Дмитрием Медведевым. В ГИБДД существует специализированный аналитический отдел, который занимается мониторингом дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах, выявлением их причин, а также обобщением и анализом полученной информации. В обязанности этой службы входит обнаружение основных тенденций в отношении дорожно-транспортных происшествий, которые по разным причинам случаются на российских дорогах. Также происходит сопоставление нынешнего положения с аналогичным периодом прошлого года и предыдущими годами. Подобный подход помогает обнаружить те уязвимые места, на которые следует обратить особое внимание не только российской дорожной полиции, но и российским законодателям. Ведь, в конце концов, итогом подобных действий станут спасённые жизни соотечественников и гостей страны.
Дорожная полиция проводит постоянный мониторинг ситуации
на российских дорогах
К примеру, после введения необходимости ношения светоотражающих элементов на одежде пешеходами в первом полугодии 2017 года количество наездов на пешеходов на протяжении тёмного времени суток уменьшилось более чем на 10%, если сравнивать эти показатели с аналогичным периодом 2016 года. Ситуация на российских дорогах не может не вызывать определённых опасений. Например, только за 6 месяцев 2017 года жертвами дорожно-транспортных происшествий стали почти 1300 человек, а более 6500 человек получили серьёзные травмы. Аналитика ГИБДД утверждает, что снижение количества наездов в тёмное время суток на лиц, причисляемых к категории пешеходов, обусловлена действием Пункта 4.1 ПДД, вменяющего в обязанность пешеходу при ходьбе по обочине, проезжей части, переходе автомобильной дороги вне пределов населённого пункта носить на одежде светоотражающие элементы, которые должны видеть водители всех транспортных средств. Данная информация приведена в пояснительной записке, которая прилагалась к указанному выше Постановлению. Действительно, в результате введения светоотражающих элементов на одежде для пешеходов, которые передвигаются вне населённых пунктов, заметно снизилось количество жертв ДТП, связанных с наездами водителей на передвигающихся по обочинам людей. Следует учитывать, что вне пределов населённого пункта освещённость дороги минимальна, водитель бывает ослеплён светом встречных фар, состояние дорожного покрытия не всегда позволяет придерживаться своей полосы движения. Поэтому не заметить идущего по обочине человека очень легко. Доли секунды — одна жизнь загублена и ещё одна сломана. Призывать водителей к особой внимательности вне пределов населённых пунктов малоэффективно. В этом дорожная полиция давно убедилась. Ведь водитель изначально не собирается никого сбивать, так же как и ломать себе судьбу. Как правило, всё происходит внезапно и часто приводит к очень тяжёлым последствиям, ведь скорость автомобиля вне населённого пункта обычно очень высока. Пешеходы в данном случае должны в тёмное время суток носить световозвращающие браслеты или специальные светоотражающие значки на одежде, передвигаясь по обочинам или краю проезжей, часто загородной дороги.
В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населённых пунктов в тёмное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281–2014.». ПДД РФ Пункт 4 (2,3,4) ПДД РФ.
В принципе, данное нововведение является лишь дополнением к пункту четвёртому Правил дорожного движения, в которых говорится об обязанностях пешехода. Водитель, вышедший из машины и находящиеся на обочине, по сути, может приравниваться к пешеходу, таковыми являются и его пассажиры. Кстати говоря, обычно подразумевается, что автомобиль, остановившийся в тёмное время суток на обочине, обязан включить световой знак аварийной остановки. Но это бывает далеко не всегда. Частично по расхлябанности и безответственности самих водителей, а частично в том случае, когда выходит из строя световое оборудование или исчезает бортовое электропитание. Каждый автомобиль, кроме этого, должен быть оборудован выносным знаком аварийной остановки, но на практике он есть далеко не у всех. Бывает, что остановка произошла после того, как мигнула лампочка давления масла или забилась грязью чистящая поверхность «дворников», поэтому предполагается только быстренько проверить уровень масла или протереть стеклоочистители. Но порой и этой короткой остановки бывает достаточно для трагедии. ДТП.
Кстати говоря, нововведение в Правилах дорожного движения в отношении светоотражающих элементов для пешеходов было введено в действие в середине 2015 года, с этого времени заметно показав свою эффективность. Первоначально аналитической службой ГИБДД был проведён мониторинг ситуации, связанной с большим количеством смертельных случаев во время наезда автомобиля на пешеходов вне пределов населённых пунктов. Проанализировав ситуацию и заручившись опытом западных коллег, представители российской дорожной полиции внесли соответствующую инициативу, которая впоследствии уже на законодательном уровне обрела форму непременного условия. Кстати говоря, далеко не всегда пешеход, передвигающийся по обочине, может быть в трезвом состоянии. Ведь большинство водителей не сядут за руль после возлияния — во избежание неприятного общения с сотрудниками ГИБДД и дальнейших огромных штрафов. А вот пешеходу, который изрядно выпил, не будет практически ничего, если смотреть на это с юридической точки зрения. Светоотражающие знаки на одежде в первую очередь приковывают внимание водителя движущегося транспортного средства, который сразу же замечает подобный световой сигнал, являющийся обычно отражением света фар его же автомобиля о люминесцентную поверхность одежды человека.
Что собой представляет светоотражающий жилет или куртка
В первую очередь, на вышедшем из остановившейся на обочине машины водителе должна быть куртка или особый жилет, оснащённые светоотражающими элементами. Ширина, количество, расположение данных элементов регламентируются соответствующим ГОСТом. Такая одежда относится к системе стандартов безопасности труда и входит в категорию специальной одежды, имеющей повышенную видимость. ГОСТом установлены технические требования к сигнальным видам одежды. В целом все разновидности сигнальной одежды предназначены для того, чтобы визуально обозначить присутствие людей, на которых она надета. Подобная экипировка используется не только в светлое время суток, но и в ночное время, становясь видимой при попадании на неё света автомобильных фар.
Эффективность светоотражающих элементов на одежде была подтверждена экспериментально. В тёмное время суток несколько бегунов вышли на дистанцию. Трое из них были экипированы специальными светоотражающими элементами, расположенными спереди и сзади на одежде. Водитель движущегося автомобиля, оснащённого специальной видеокамерой для документального подтверждения эксперимента, замечает с расстояния в 300 метров трёх бегунов. Проехав ещё 150 метров, то есть половину расстояния до группы бегущих, он продолжает видеть тех же трёх бегунов. Всё это фиксирует видеокамера. На расстоянии автомобиля в 75 метров от группы бегущих начинает проявляться ещё несколько смутных теней. А уже при подъезде на расстояние всего лишь 10 метров водитель, как и видеокамера, видит, что группа бегунов состоит из семи спортсменов, из которых только трое экипированы соответствующей светоотражающей одеждой, а четверо — нет.
Подобный эксперимент доказывает, что человек, находящийся на проезжей части или на обочине в одежде, не оснащённой светоотражающими элементами, становится виден водителю лишь при максимальном приближении, когда у последнего в критических случаях уже нет возможности предпринять адекватные действия для исключения столкновения с пешеходом или вышедшим из стоящей на обочине дороги машины водителем. Кстати говоря, водитель может быть в машине не один. Его пассажиры, хоть и не обязаны по закону носить в данном случае светоотражающие элементы на одежде, должны понимать, что они становятся видны для водителей транспортных средств тоже при максимальном приближении. Поэтому вышедший из машины водитель, надевший светоотражающую одежду, таким образом предохраняет от попадания под колёса движущихся автомобилей ещё и своих пассажиров, если они надумают выйти из машины и помогать ему в ремонте. Светоотражающие жилеты и куртки, а также сами световозвращающие элементы выпускаются на нескольких российских предприятиях. Практически все они соответствуют ГОСТу, поэтому могут смело покупаться и применяться российскими водителями и пешеходами. Надо отметить, что светоотражающая одежда у пешеходов не обязательно должна быть в виде жилета или куртки, достаточно световозвращающего браслета на руке или ноге, а вот для водителей этого будет уже недостаточно. Им потребуется светоотражающая одежда, соответствующая определённому ГОСТу.
Где можно купить светоотражающую одежду
Приобрести светоотражающий жилет или куртку водитель транспортного средства может практически в любом магазине автозапчастей или спецодежды. Минимальная цена жилета составляет всего лишь сто рублей. На данный момент недавние законодательные нововведения ещё не сыграли своей роли в повышении цен на подобные изделия. Поэтому пока что на них цена вполне приемлемая, да и дефицит в торговых точках не наблюдается. Некоторые пытаются изготовить жилеты или куртки самостоятельно, нашивая на обычную одежду светоотражающие полосы. Для пешеходов этого будет вполне достаточно, но для водителей — вряд ли. Во-первых, это не очень удобно. Ведь придётся испортить одежду. Во-вторых, при самостоятельном изготовлении ни жилет, ни куртка со светоотражающими элементами никоим образом не будут соответствовать принятым ГОСТам. А именно на них опирается соответствующий пункт Правил дорожного движения. Поэтому для водителей применима только та светоотражающая одежда, которая изготовляется промышленным способом и соответствует принятому ГОСТу. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем цены на светоотражающие жилеты и куртки взлетят, увеличившись в разы. Ведь до вступления закона в действие ещё почти три месяца. Поэтому некоторые водители пока что экономят деньги до того момента, пока ношение подобных аксессуаров не станет законодательной нормой. Предположительно, это будет в середине марта. К этому следует добавить ещё и то, что многие российские автовладельцы просто не эксплуатируют свои транспортные средства в зимний период. Особенно это актуально для северных регионов России. Да и празднование Нового года не способствует приобретению водительской экипировки, лучше подготовиться к праздничному столу. Поэтому всплеск спроса на светоотражающую одежду ещё впереди и прогнозируется в начале весны следующего, 2018 года. Наиболее прагматичные водители покупают её уже сегодня, объясняя это тем, что не хотят впоследствии платить две, а то и три нынешние цены. А самые-самые практичные российские автовладельцы уже давно приобрели и при этом пользуются светоотражающими жилетами и куртками. Практически у каждого дальнобойщика есть подобная одежда, которая висит на водительском сидении или лежит в бардачке его фуры. Кстати говоря, ПДД не устанавливает чёткого места хранения светоотражающего жилета или куртки. Их можно положить под сиденье, в бардачок или в багажник. Законодательно такие моменты не рассматриваются. Главное, чтобы всё использовалось по назначению и соответствовало установленным требованиям. А ведь, покинув салон автомобиля, водителю придётся пройти несколько метров до багажника, которые могут стать для него роковыми. Светоотражающий жилет должен выделять человека на окружающем тёмном фоне в свете фар автомобиля. Одним из требований, которые применяются к светозащитным элементам на подобной одежде, является их видимость с расстояния около 600 метров. Естественно, у каждого автомобиля фары разные. В данном случае речь идёт, безусловно, о современных мощных фарах дальнего света. Чем слабее фары автомобиля, тем с меньшего расстояния можно заметить человека в светоотражающей одежде. Минимальное расстояние, с которого должно быть заметно человека в подобной экипировке, должно быть не менее 150 метров. Многое также зависит от погодных условий. К примеру, туман, снег или дождь существенно уменьшают зону видимости для водителей. Это следует учитывать. Специалисты советуют, кроме светоотражающей одежды, иметь в руках или на себе источник электрического света, при этом очень желательно, чтобы он был красным. Ведь именно красный свет автоматически повышает внимание у водителя.
Как обстоит дело за рубежом
Мы не зря сказали о том, что у каждого водителя-дальнобойщика есть в машине подобная светоотражающая одежда. Как свидетельствует статистика, именно профессиональные водители, выполняющие дальние рейсы, как никто другой понимают необходимость ношения одежды со светоотражающими элементами в тёмное время суток, когда происходит вынужденная остановка на обочине дороги, либо требуется ремонт автомобиля. С подобными ситуациями в своей работе они сталкиваются практически ежедневно. Если в отношении российских дальнобойщиков, выполняющих рейсы в пределах страны, ещё можно говорить о том, что не все из них имеют у себя светоотражающую одежду, то их коллеги, совершающие рейсы за пределы российских границ, используют её в обязательном порядке. И не зря. Ведь, пересекая, например, польскую границу, российский водитель сразу видит просто огромное множество светоотражающей одежды на польских водителях и пешеходах. Непривычному для подобной иллюминации российскому глазу сперва сложно привыкнуть к этому. Но далее всё становится на свои места. Практически во всех странах Европейского Союза на законодательном уровне существуют нормы, обязывающие водителей и пешеходов в тёмное время суток вне пределов населённых пунктов носить светоотражающую одежду. Кроме того, в европейских странах существуют внушительные, особенно по российским меркам, штрафы за отсутствие светоотражающего жилета или куртки. К примеру, на португальских просёлочных дорогах можно спокойно походить в темноте возле машины без жилета за 300 евро. Если же полиция зафиксировала подобное правонарушение на скоростном автобане, то размер штрафа удваивается и составит уже 600 евро. В соседней с ней Испании существует фиксированный штраф, составляющий 140 евро, на итальянских дорогах за отсутствие светоотражающей одежды местная полиция может оштрафовать на сто евро. В Швейцарии действует норма, которая обязывает водителей при вынужденной остановке не только надевать светоотражающую одежду, но и включать специальный световой сигнал, который должен выдавать особый прибор, размещающийся на одежде остановившегося водителя (это и понятно, ведь в Швейцарии очень сложный рельеф). За отсутствие светоотражающей одежды и светового сигнала на ней предусмотрен штраф, эквивалентный 200 евро. Самый меньший штраф в Европе за нарушение правил использования светоотражающей одежды существует, как ни странно, в Германии. Он составляет всего 15 евро. Но что интересно, практически все германские водители имеют подобные жилеты или куртки. Наверное, сознательные немцы заботятся о собственной безопасности и благополучии своих пассажиров. Дольше всего законодательная норма применения светоотражающей экипировки для водителей действует в Соединённом Королевстве. Ещё с середины 80-х годов прошлого века британские водители в обязательном порядке при вынужденной остановке на проезжей части или обочине надевают на себя светоотражающую экипировку.
Светоотражающий жилет был изобретён в США и стал массово применяться американскими водителями в конце 60-х годов прошлого века. При этом на законодательном уровне подобная норма появилась в американских правилах дорожного движения только в конце восьмидесятых годов минувшего столетия. Европейцы стали вводить подобное правило для своих водителей и пешеходов где-то в середине 90-х. И только в странах СНГ до сих пор можно безнаказанно ходить по обочине или стоять возле остановившегося автомобиля без светоотражающей одежды. Поэтому специалисты говорят о том, что данное нововведение в российские ПДД запоздало лет на 10–15. Западные водители очень часто приобретают светоотражающую экипировку и для своих пассажиров, по крайней мере, для одного из них. Они прекрасно понимают, что безопасность пассажиров входит в их зону ответственности.
Водителям европейских стран, американцам или канадцам вовсе не обязательно бояться штрафов. Они имеют хорошо развитое чувство самосохранения, которое подсказывает им, что использование в темноте на автомобильных дорогах светоотражающей одежды просто спасает их жизни. Для российских же водителей и пешеходов, скорее всего, главным аргументом соответствия норме закона станет наказание за её невыполнение. Какие же штрафные санкции предусмотрены для российских пешеходов и автовладельцев, не использующих светоотражающую одежду на дорогах в темноте.
Штрафные санкции за отсутствие светоотражающей одежды
Для российских водителей, которые в темноте останавливаются на обочинах, выходят из машин, не надевая при этом светоотражающие жилеты или куртки, предусмотрена следующие штрафные санкции. Итак, подобному нарушителю грозит…ничего. Российский закон не предусматривает административного наказания за отсутствие у водителя светоотражающей одежды или экипировки. По крайней мере, на сегодняшний день. Эксперты считают этот момент существенным пробелом в законе. Некоторые надеются на то, что, поскольку данное нововведение вступит в силу ещё нескоро, то за это время подобные прорехи в законодательстве уже будут устранены. Большинство же автомобильных экспертов, как и сотрудники дорожной полиции России, весьма скептичны: до тех пор, пока за нарушение не будет предусматриваться существенный штраф, норма ПДД выполняться большинством водителей не будет. Интересно, что для пешеходов без светоотражающих элементов на одежде предусмотрено административное наказание в размере 500 рублей (Статья 12.29 российского Админкодекса). Эта статья для пешеходов является в какой-то мере универсальной и служит наказанием практически за все проступки. В отношении водителей каждое правонарушение прописывается отдельно. Подобной универсальной статьи для них просто не существует. По словам Евгения Лысакова, зампреда комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, на данный момент ещё не подготовлены необходимые поправки к российскому Админкодексу. Если бы их проект существовал уже сегодня, то они могли бы стать нормой закона на протяжении определённых российским законодательством трёх месяцев. По его словам, когда в ПДД прописана обязанность, то за её невыполнение должна существовать и определённая мера ответственности, пусть даже она будет минимальной. На данный момент нововведения в российское законодательство, касающееся светоотражающей одежды для выходящих в тёмное время суток из автомобиля водителей, в определённой степени стали мертворождёнными. Это же утверждение актуально и при привлечении к административной ответственности пешеходов, у которых отсутствуют световозвращающие элементы при движении по обочине вне пределов населённого пункта. Дело в том, что нарушителя очень сложно поймать. Если человека сбил автомобиль и произошло это на грунтовой или асфальтированной дороге вне пределов населённого пункта, его никоим образом уже нельзя привлечь к админответственности за отсутствие световозвращающих элементов на одежде. А полиция вряд ли станет специально искать и пешеходов, и вышедших ремонтировать машины водителей, у которых нет светоотражающей одежды. Поэтому шансы быть привлечённым за подобное правонарушение к административной ответственности у самих нарушителей практически минимальные. Ведь всем известно, что сотрудников дорожной полиции не всегда хватает даже для оформления дорожно-транспортных происшествий. Учитывая неблагоприятное для водителей время года, а также существенно возросшее количество аварий на дорогах, связанных с плохими погодными условиями, и пешеходы, и водители без светоотражающих жилетов и курток пока что чувствуют себя вполне спокойно. Да и до вступления закона в силу ещё почти три месяца…
Тем не менее, эксперты прогнозируют, что предполагаемый штраф за отсутствие у вышедшего из машины водителя светоотражающей одежды, после подготовки и принятия соответствующих поправок, будет составлять в пределах 2500–3500 рублей. Факты подобных правонарушений могут быть зафиксированы нарядом дорожной полиции во время движения по автодороге или патрулирования определённого её участка. С каждым годом российское законодательство приближается к европейским нормам. Поскольку в Европе существуют весьма серьёзные наказания за подобные проступки, то вскоре следует ожидать введения административной ответственности и в Российской Федерации. Далеко не все российские водители положительно воспринимают данное нововведение. И дело не только в том, что им жалко денег на приобретение подобной экипировки. Российские водители устали от периодических кампаний, проводимых Госавтоинспекцией. Например, в своё время в некоторых регионах России проводились массовые рейды по выявлению автомобилей, у которых нарушены нормы светопропускаемости затемнённых стёкол. Совсем недавняя история знает также рейды ГАИ, когда массово проверялось наличие аптечек и огнетушителей. Некоторые российские водители, особенно те, кто за рулём уже не первый десяток лет, уверены, что очередное нововведение станет поводом в том числе для очередных компаний и рейдов дорожной полиции. Ведь жилет или светоотражающую куртку попросту можно забыть или потерять. А их отсутствие (именно отсутствие, но не неприменение) может стать основанием для выписывания полицией штрафа. Так ли это или нет, покажет уже ближайшее будущее. Сами же дорожные полицейские пока что довольно осторожно комментируют подобную законодательную норму. Но они признают, что ношение светоотражающей одежды на дорогах вне пределов населённых пунктов, будь это пешеходы или вышедшие из машины водители, является не только необходимостью, уже прописанной в российском законодательстве, но также в большей степени относится к чувству самосохранения. Ведь полученный штраф, если таковой и будет, не идёт ни в какое сравнение с возможными травмами или даже потерей жизни.
Несколько слов напоследок
Смысл использования светоотражающей одежды есть однозначно. Кстати говоря, в некоторых европейских странах существуют требование использования водителями светоотражающих жилетов не только в ночное время, но даже днём. Единого требования к форме, материи или дизайну жилета нет. Если обычный светоотражающий жилет стоит всего лишь от 100 до 300 рублей, то высокотехнологичный, имеющий тефлоновое покрытие, непромокаемый, с молнией и карманами обойдётся уже в сумму более 3000 рублей. Купив светоотражающую куртку, её можно использовать и при повседневной носке. Это никоим образом не вызовет насмешек у прохожих, но в какой-то степени поможет сохранить жизнь и здоровье даже на пешеходных переходах в тёмное время суток, не говоря уже о путешествии в нетрезвом виде по обочине или краю просёлочной дороги в ночное время, в туман, в снег или дождь. Думается, что, после того как нововведение вступит в действие и станет нормой закона, российские водители с каждым днём начнут всё лучше понимать практичность светоотражающей одежды. Возможно, многим она просто спасёт жизнь. Не страшно, когда человек будет светиться, как новогодняя ёлка и его будет видно водителю в свете фар метров с трёхсот. Страшно, когда водитель внезапно обнаружит человека в тёмной одежде прямо перед капотом своего летящего на большой скорости автомобиля.
Автор: Сергей Крятченко
http://avtopravo.guru/voditelskoe-udostoverenie/svetootrazhayushhie-zhiletyi-dlya-voditeley-zakon.html#hcq=9mQsJEq
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев