Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Народные приметы и традиции на 28 августа. Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало «молодого бабьего лета», продолжающегося до 11 сентября

Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных праздников в православной церкви. После вознесения Иисуса Пресвятая Богородица, которая жила в Эфесе, молилась о том, чтобы поскорее встретиться со своим сыном. Однажды во время молитвы Богородице явился Архангел Гавриил и сказал, что уже через три дня она встретится с Господом.

Перед успением все апостолы собрались возле ее ложа. Забрать ее душу явился сам Господь. Апостолы похоронили тело Богородицы в пещере и три дня пребывали в молитве. Когда же могилу решили приоткрыть, чтобы утешить опоздавшего апостола Фому - тела Богородицы не обнаружили. Тогда все убедились, что она вознеслась на небо. В тот же день Пресвятая Дева явилась апостолам и сказала: "Радуйтесь! Я с вами – во все дни".

На успение, как и на любой другой православный праздник, принято ходить в храм на службу. Также надо поставить свечу, вспомнив при этом всех родных и близких, помолиться за детей. Кроме того, принято угощать едой бедных и готовить закрутки на зиму.

В этот день в народе праздновали окончание жатвы («дожинки»). Из последних оставшихся в поле колосьев жницы устраивали «козу» — связывали их в пучок наподобие шалаша и клали внутрь ломоть хлеба, посыпанный солью. Женщины обращались к Богу с благодарностью за благополучное завершение жатвы, а затем гадали: старшая из них садилась на землю спиной к «козе», остальные подавали ей серпы, а та бросала их назад через голову. Чем ближе серп оказывался к «козе», тем более счастливое будущее ожидало его владелицу. Серп, который воткнулся в землю, предвещал несчастье.

Далее подходила очередь благодарить серп. Жницы обматывали его пучками колосьев и несколько раз кололи им землю, приговаривая:

Ниву сажали,

Страду пострадали,

Гибкими спинами,

Острыми серпами.

Слава Богу,

До Нового году.

Оставленную на поле горсть несрезанных колосьев «завивали в бороду» — перевязывали лентой, приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Эту «бороду» предназначали Велесу — покровителю домашнего скота, или Илье-пророку, или Николаю-чудотворцу. Считалось, что вместе с несрезанными колосьями на поле остается плодоносящая сила зерна, которая пригодится для будущих урожаев.

Последний, «дожиночный» сноп наряжали в сарафан или обвивали яркими платками и несли на пир честной, который устраивали вскладчину. Его называли именинником и сохраняли до Нового года, приписывая ему магическую силу. Соломой из этого снопа лечили заболевших животных, а зерно подсыпали в решето, начиная новый сев.

Уставшие жницы ложились в поле на последнюю сжатую полосу и просили землю вернуть им потраченные силы:

Нива, нива,

Дай мою силу на другую ниву.

Я тебя жала, силу потеряла!

Домой жницы возвращались, надев на головы венки, сплетенные из колосьев. Особой удачей считалось найти «жнивную матку» — колос с очень крупными зернами, и «спорыш» — двойной колос.

Окончание полевых работ отмечали пиршеством с обязательным выпеканием караваев из муки нового урожая.

Этот день — последний срок отлета ласточек. Начинаются холодные утренники.

С Успенья начинается «молодое бабье лето», продолжающееся до 11 сентября:

Приметы.

Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается.

Если молодое бабье лето ведренное — жди ненастья в старое.

На Успенье вода тиха — осень и зима тихи.

Хороши огурцы, на Успенье засоленные!

Источник: idealdomik.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев