Народные приметы и традиции на 28 августа. Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы. Начало «молодого бабьего лета», продолжающегося до 11 сентября
Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных праздников в православной церкви. После вознесения Иисуса Пресвятая Богородица, которая жила в Эфесе, молилась о том, чтобы поскорее встретиться со своим сыном. Однажды во время молитвы Богородице явился Архангел Гавриил и сказал, что уже через три дня она встретится с Господом.
Перед успением все апостолы собрались возле ее ложа. Забрать ее душу явился сам Господь. Апостолы похоронили тело Богородицы в пещере и три дня пребывали в молитве. Когда же могилу решили приоткрыть, чтобы утешить опоздавшего апостола Фому - тела Богородицы не обнаружили. Тогда все убедились, что она вознеслась на небо. В тот же день Пресвятая Дева явилась апостолам и сказала: "Радуйтесь! Я с вами – во все дни".
На успение, как и на любой другой православный праздник, принято ходить в храм на службу. Также надо поставить свечу, вспомнив при этом всех родных и близких, помолиться за детей. Кроме того, принято угощать едой бедных и готовить закрутки на зиму.
В этот день в народе праздновали окончание жатвы («дожинки»). Из последних оставшихся в поле колосьев жницы устраивали «козу» — связывали их в пучок наподобие шалаша и клали внутрь ломоть хлеба, посыпанный солью. Женщины обращались к Богу с благодарностью за благополучное завершение жатвы, а затем гадали: старшая из них садилась на землю спиной к «козе», остальные подавали ей серпы, а та бросала их назад через голову. Чем ближе серп оказывался к «козе», тем более счастливое будущее ожидало его владелицу. Серп, который воткнулся в землю, предвещал несчастье.
Далее подходила очередь благодарить серп. Жницы обматывали его пучками колосьев и несколько раз кололи им землю, приговаривая:
Ниву сажали,
Страду пострадали,
Гибкими спинами,
Острыми серпами.
Слава Богу,
До Нового году.
Оставленную на поле горсть несрезанных колосьев «завивали в бороду» — перевязывали лентой, приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Эту «бороду» предназначали Велесу — покровителю домашнего скота, или Илье-пророку, или Николаю-чудотворцу. Считалось, что вместе с несрезанными колосьями на поле остается плодоносящая сила зерна, которая пригодится для будущих урожаев.
Последний, «дожиночный» сноп наряжали в сарафан или обвивали яркими платками и несли на пир честной, который устраивали вскладчину. Его называли именинником и сохраняли до Нового года, приписывая ему магическую силу. Соломой из этого снопа лечили заболевших животных, а зерно подсыпали в решето, начиная новый сев.
Уставшие жницы ложились в поле на последнюю сжатую полосу и просили землю вернуть им потраченные силы:
Нива, нива,
Дай мою силу на другую ниву.
Я тебя жала, силу потеряла!
Домой жницы возвращались, надев на головы венки, сплетенные из колосьев. Особой удачей считалось найти «жнивную матку» — колос с очень крупными зернами, и «спорыш» — двойной колос.
Окончание полевых работ отмечали пиршеством с обязательным выпеканием караваев из муки нового урожая.
Этот день — последний срок отлета ласточек. Начинаются холодные утренники.
С Успенья начинается «молодое бабье лето», продолжающееся до 11 сентября:
Приметы.
Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается.
Если молодое бабье лето ведренное — жди ненастья в старое.
На Успенье вода тиха — осень и зима тихи.
Хороши огурцы, на Успенье засоленные!
Источник: idealdomik.ru
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев