Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Моя малая родина – деревня Бакча-Сарай.

Известно, что после разгрома Казанского ханства и гибели многих его жителей были приняты меры для подавления продолжавшегося сопротивления местного населения, и в первую очередь – татар. Одной из таких мер стал запрет на татарские поселения около Казани и по берегам Волги.

Цветущие татарские села, расположенные по обоим берегам Волги и близ Казани, были уничтожены и частично заселены  русскими крепостными крестьянами. 
В обстоятельном справочнике  «Приволжские города и селения в Казанской губернии», изданном в Казани в 1892 году, отмечено, что ни в одном селе по обеим берегам  реки от Свияжска до Тетюш не проживало ни одного татарина. Всего несколько  деревень сохранили свои старые названия, большинство  же было переименовано. В начале 20-х годов правительство  Татарстана, возглавляемое в то время  К.Мухтаровым  и главным идеологом  татарского возрождения в рамках советских и партийных законов  Г.Мансуровым, принимали ряд решений по восстановлению  татарской культуры и «возвращению исторического долга». 
Одним  из первых шагов стала попытка возвращения в ближнее  Приказанье  и на берега Волги татарского населения. Учитывая, что удобные места были уже заняты и земля распределена, предусматривалось выделение пустошей и ненаселенных мест. Эту акцию начал нарком земледелия Юнус Валидов. Именно тогда на карте  республики появилась названия сел Кызыл Байрак, Янги Болгар, Чингиз Нариман, Бакча Сарай и другие. Заселение проводилось в основном семьями  малоземельных крестьян  из близлежащих волостей и уездов. Многим казанцам известно  название Бакча Сарай – небольшая группа домиков, окруженных садами  на крутом берегу Волги между Матюшино и Ташевкой. Место живописное,  когда не было еще такого массового строительства дач и садов, уже с  зимы не было отбоя от казанцев, желающих снять комнаты для летнего отдыха. Хаят  апа была в деревне  единственным человеком, которая не только помнит историю ее создания в 1925 году, но и, это удивительно,  сама была в числе 8 человек, первыми пришедших на этот пустынный тогда берег. 
Когда в деревню  Абыз-аул Камско-Устьинского района из волисполкома пришла весть, что малоземельным и многодетным семьям выделяется земля на Волге около  Казани, желающих  было не так уж много. В числе решившихся на переезд из двух деревень  - Янга-Сала и Шапкино было семь семей и Каримовы – Ярулла и его старший сын Гали. Отец Хаят апы  Ярулла 15 летней дочери говорил: «Если не боишься, то едем с нами, а мама и остальные дети пока останутся здесь». Так Хаят стала первой женщиной будущего  аула.
Ехали  на место два дня. Место, действительно, живописное, крутой берег, заросший орешником и ежевикой, недалеко лес, чуть выше по реке виден высокий храм  села Ключищи, а вдали в дымке проглядывает Казань. А напротив необъятные заливные луга и матюшинские леса. Сначала жили в землянках. Первый дом привезли из деревни, а следующие рубили уже на месте. Хаят готовила немудреную пищу для всех. Взрослые хвалили: «Булган кыз, бэхетле булсын». Через несколько дней спохватились: «А где же мы живём? Как назвать новый аул? После работы сидели и обдумывали название. Тогда была мода на революционные или связанные с революцией названия. И вот тогда Хаят неожиданно для взрослых вмешалось в разговор: «Сами ведь говорите – без сада нет уюта в деревне, и яблони собираетесь сажать , и малину и смородину». Тогда Гали Каримов и сказал: «Пусть будет наше место Бакча Сарай». Садовый дворец, или попроще - дома в саду». Всем понравилось. На том и порешили. И в заявке в волисполком на семена и ссуду подписались:  « …жители аула Бакча Сарай». Вскоре пришло и официальное утверждение из Казани. Жизнь Бакча-Сарая  протекала тем же руслом, как и тысяч других деревень - сытые годы НЭПа, жестокие раскулачивания, голодные «трудодни»и наметившееся перед войной облегчение жизни. Создание в 1927 году сельхозартели «Урак» обеспечило сносную жизнь. Выручала и Волга  - и дрова во время половодья приносила, и рыбой не обделяла. 
По-разному  сложилось жизнь первопроходцев. Шли годы, деревня росла, увеличивалось население, теперь в деревне начитывалось 17 дворов. Сельская артель переросла в колхоз «Урак», председателем  которого стал Садыков Хайрулла Садыкович. Колхозники занимались земледелием. Работали садоводческие  и овощеводческие бригады. Основную  работу выполняли на лошадях. Урожай убирали вручную. На окраине деревни  был свой зерноток. Трудились  с утра до вечера. Несмотря на трудности, растили детей, были жизнерадостными, не унывали. Вечером устраивали  посиделки,: каждый что-то мастерил, рукодельничал, пели песни, танцевали. Жили дружно и работали вместе, и отдыхали вместе. Но вот беда: война! 11 человек из 17 дворов ушли на фронт. Это: Кадыров Габделахат, Кадыров Ахат, Шагиахметов Халик,  Сибгатов Бари, Садыков Хайрулла, Залялетдинов Каюм, Шагиахметов Хамит, Шагиахметов Вакиль, Аблеев Нияз, Хайруллин Абдулла, Султанов Зада. Из них вернулись только пятеро. 
Тяжелые послевоенные годы. Говорят, время  лечит раны, но боль в сердцах детей безмерна, которые  помнят, как провожали отцов, и не помнят, как их встречали. В 60-е годы колхоз «Урак» был реорганизован и включен в состав  колхоза «Волга», который включил в себя и соседние деревни: Матюшино, Ватан, Ташевка, Янги- Болгары. Школы в деревни не было. Дети ходили в Матюшинскую начальную школу, а семилетку заканчивали в Ташевской школе. С 1972 года открыли Матюшинскую восьмилетнюю школу. 
Что  бы было с деревней  дальше, если бы не произошел  один исторический момент, который изменил жизнь деревни в лучшую сторону. До 1968 года  поля колхоза «Волга» удобрялись  привозной известью. Агроном этого колхоза, житель деревни Бакча-Сарай Ришат  Кадыйров на берегу речки  Чемчурейка, на южном склоне оврага Дарданил,  в 500 метрах  от деревни  обнаружил залежи извести. Молодой агроном  сравнил эту известь  с той, которой удобрялись поля, своим качеством она не отличалась от привозной. Приехали специалисты, посмотрели  и решили открыть  известковый карьер. На первой поляне  вблизи  деревни Бакча-Сарай  появились  первые вагончики. Затем появились  и молодые семьи.

Гузалия Гибадуллина, п. Бакча-Сарай

На фотоснимках: 
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Галерея

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Верхний Услон Волжская новь краеведение Люблю тебя, мой край родной