Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Казачество в Татарстане: казаки-мусульмане, лампасы с национальным орнаментом, а также почему в республике нет казачьих патрулей и где научиться управляться с шашкой

Некогда гонимые репрессиями советской власти казаки взялись за возрождение своих общин в 90-е годы. За 25 лет они смогли воссоздать 11 войсковых казачьих обществ. И если на Кубани или на Дону они считаются народным достоянием и патрулируют улицы вместе с полицией, то в Татарстане в этом направлении пока не удалось достигнуть больших успехов. О жизни представителей казачества в РТ – в материале ИА «Татар-информ».

Мы пообщались с представителями нескольких казачьих сообществ Татарстана – всего их в республике 14. Один из них, Юрий Егоров, занимает должность атамана станичного казачьего общества Алексеевского района. Он стоял у истоков создания первой казачьей организации «Казанский союз казачества земляков», которая была открыта в республике в 1992 году. По образованию он историк, поэтому много времени уделяет изучению истории казачества. 

Юрий Егоров, фото: Расих Фасхутдинов

Татарстан – родина казаков 

Егоров рассказывает, что Татарстан – это родина многих казаков, об этом свидетельствуют и названия некоторых населенных пунктов, например село Казаклар в Арском районе. Казаки селились на татарской земле еще со времен Золотой Орды и постепенно обросли местными традициями. 

«Первые следы казаков на территории современного Татарстана появляются в 1444 году, когда хан Улу-Мухамет в очередной раз пришел брать Казань. В составе его войска были 1000 донских черкасов и 2000 волжских казаков, которые здесь потом и осели. Жили они в основном в Закамье – здесь была очень удобная переправа, Камское Устье, грабь – не хочу“, – смеется Егоров. 

В этих событиях казачьи селения впервые упоминаются в истории, хотя наш собеседник считает, что они здесь селились еще со времен Золотой Орды, так как входили в состав золотоордынского войска. Но со временем казаки стали исчезать. Этому способствовал ряд исторических событий: одни казаки перешли во вновь образованное Оренбургское казачье войско, других репрессировали за участие в Пугачевском восстании. 

Казаки – татары, грузины и чуваши 

География поселения казаков достаточно широка. Встретить их можно на территории всей России, причем самых разных национальностей и вероисповеданий, рассказывает Юрий Егоров. 

«Казаки – это народ, который в ходе исторического процесса превращается в воинское сословие. Затем это сословие ликвидируют, но народный дух и народная культура, какие-то элементы народного диалекта все равно остаются до нашего времени. И надо сказать, что это все является привлекательным для представителей многих других народов», – отмечает атаман. 

Таким образом, можно встретить казаков с самыми разными национальностями – от чувашей до грузин, рассказывает Егоров. 

«Надо упомянуть казаков-нагайбаков – их целый район в Челябинской области. Их села носят очень интересные названия: Париж, Кассель, Фершампенуаз. Это поселения, возникшие после Отечественной войны 1812 года. Их стали именовать по местам боевых действий, в которых казаки принимали участие», – делится он. 

Кроме этого, значительную часть оренбургского казачества составляли казаки-мусульмане, которые говорили на татарском и башкирском. Многие казаки использовали татарский язык, чтобы русские не догадывались, о чем они говорят. 

«В мое детство, которое прошло в Казани на улице Зорге, со мной по соседству жил один старенький-старенький бабай. Что характерно, у него была очень богатая жилетка, богато украшенная тюбетейка и штаны с лампасами. Говорили, что он побывал и у белых, и у красных. Когда он надевал эту свою жилетку на праздники, мало того что она была украшена национальным орнаментом, она у него еще была украшена орденами. Мне это запомнилось“, – вспоминает казак. 

Репрессии и семейные тайны 

Как историк Егоров заинтересовался не только общей историей казачества, но и своей личной. Ему удалось составить семейное древо до седьмого колена. Однако о том, что он имеет такие корни, он узнал в уже зрелом возрасте. 

«О собственных казачьих корнях я узнал от бабушки, которая начала говорить об этом за две недели до смерти. Многие скрывали свое происхождение, боясь репрессий», – делится Егоров. 

Поводов для молчания у бабушки Юрия Егорова было предостаточно. 

«У моей бабушки было четыре брата – двое из них воевали на красной стороне, двое на белой. Ее брат-близнец ушел в Харбин с Семеновым. Двух старших братьев расстреляли – одного белые, другого красные. Четвертый брат служил в Красной Армии, затем в охране на железной дороге. Он возмущался варварским закрытием храмов, и за это его быстренько уволили и отправили в ссылку», – рассказывает атаман. 

По словам Егорова, в 1938 году дед тоже пострадал от репрессий. Но тогда его спас одноклассник Вячеслав Молотов, который к этому времени уж успел занять свой пост в Кремле. Весь семейный фотоархив после этого был уничтожен, единственное, что уцелело, – это бабушкина биография, где было написано, что она дочь казака станицы Краснояровской, 4-го отдела Забайкальского казачьего войска. 

Военно-патриотическое воспитание и трудные подростки 

Времена гонений минули. Теперь казаки могут не скрывать своего происхождения и заниматься общественно-полезными делами – к примеру, воспитанием подрастающего поколения. Алексеевское казачество взяло шефство над местным аграрным колледжем. 

«В первую очередь мы уделяем внимание так называемым трудным подросткам. При колледже мы основали военно-патриотический клуб. Многие ребята так называемого первого призыва в будущем году заканчивают колледж и недавно приняли казачью присягу. Они наша опора и надежда, на них направлены все наши помыслы», – отмечает Егоров. 

В свой круг казаки берут всех ребят без исключения, независимо от происхождения и вероисповедания. 

«Исторически сложилось так, что среди казаков много старообрядцев, был определенный процент мусульман, а казаки-буряты и калмыки были буддистами. То есть казачество по своей природе – явление многоконфессиональное и многонациональное. И когда мне говорят «вот он мусульманин, его принимать нельзя», я отвечаю, что мусульманин, православный – это все прилагательные к человеку. Ведь в первую очередь надо смотреть, что внутри у человека», – считает Егоров. 

Поэтому стать казаком может каждый. Присягу можно принимать с 14 лет, правда, форму придется покупать самому. 

«Форменная одежда называется справой. Традиционно казак приобретает ее самостоятельно. Если казак не достиг трудоспособного возраста или учится в вузе, не может зарабатывать сам или у него тяжелое экономическое положение, общество находит способ его одеть. Полный комплект на все сезоны обойдется в 50 тысяч рублей», – объясняет наш собеседник. 

В основном казаки занимаются воинской подготовкой и участвуют в культурных мероприятиях. Патрулирования улиц в Татарстане нет – в этом плане не удалось достигнуть договоренности с правоохранительными органами. Но есть пример, когда несколько лет подряд казаки Черемшанского района помогали поддерживать порядок на избирательных участках. Правда, все это на добровольных началах и безвозмездно. 

Семейные ценности 

О том, как живут современные казачьи семьи, мы узнали, сходив в гости к Шуваровым. Глава семейства – Алексей Шуваров, со своей супругой Ольгой он воспитывает двух детей – одиннадцатилетнюю Катерину и шестилетнего Ивана. Оба ребенка занимают первые места во всевозможных музыкальных и творческих конкурсах, а Ваня даже стал героем одной из передач «Лучше всех» на Первом канале. Медаль шоу попала в многочисленную коллекцию остальных наград отпрысков семейства. 

Когда мы навестили Шуваровых, у порога нас встретили дети. Они поздоровались и ушли заниматься своими делами – Катя читать, а Ваня играть, чтобы не мешать разговору взрослых. 

«В основе казачьего воспитания – уважение к старшим. Иногда бывает, приходишь в гости, а ребенок хозяев даже ухом не поведет. Пришли бабушка, дедушка, любой взрослый, что бы они ни делали – читали, играли, кушали, – они обязаны встать и встретить, руку подать, обнять, поцеловать и, условно говоря, дальше уйти своими делами заниматься», – рассказывает Шуваров-старший. 

Алексей рассказал, что дети много внимания уделяют казачьим традициям, знают историю своих предков и с удовольствием распевают народные песни.

Отец попросил сына показать, как тот умело управляется с шашкой. Ваня с важным видом взял оружие и продемонстрировал несколько приемов. 

«Эта шашка – подарок моих друзей с Урала. Она не заточена, чтобы никто не поранился. Да и затачивать ее не для чего – в мирное время живем», – отметил Алексей. 

На стене рядом с шашкой в доме Шуваровых висит и нагайка, также входящая в традиционный арсенал казаков. 

Мама в день нашего визита была на работе, поэтому ее обязанности выполняла дочка. Как только мы сели за стол, маленькая хозяйка предложила чаю – вскипятила воду, заварила чай и разложила в вазочку угощения. 

«Современные родители пытаются читать какие-то книжки по воспитанию детей, спрашивают советов у психологов. Зачем? Ты пойди к своей матери и спроси, как тебя воспитывали. Они тебе скажут. Со временем ничего не поменялось», – рассказывает Алексей. 

Шуваровы считают, что детей нужно воспитывать так, чтобы они не бросили своих родителей в старости. 

«Теща рассказывала, что когда ее дед пришел после войны с ранением, он не стал больше работать. Говорит, мол, я воспитал девять детей, неужели они не смогут обо мне позаботиться? Я хромой после войны остался, родину для них защищал. Для чего я вообще их растил?» – приводит пример глава семейства. 

Он сетует на то, что в современной жизни от традиционной русской культуры практически ничего не осталось, вместе с ней утрачиваются и простые семейные ценности. 

«Мы занимаемся зарабатыванием денег, обустройством жилья, сменой автомобиля, кредитами. А жизнь-то проходит. А потом мы оставляем после себя человека-потребителя, который не способен позаботиться ни о самом себе, ни о своих старых родителях», – считает Алексей Шуваров. 

Он утверждает, что благодаря традициям он никогда не ссорится со своей супругой. 

«Я занимаюсь мужскими делами – покупкой машины, ремонтом квартиры, и жена сюда уже не суется. Ее дело – выбрать цвет занавесок», – рассказывает казак. 

Надо идти в ногу со временем, но не забывать о традициях, считает Шуваров. Понятно, что время диктует свои правила. Так, например, еще два-три века назад к маленьким детям относились намного хуже, сравнивая их со скотиной. В семейной хронике Шуваровых сохранилось письмо прадеда Ольги, которое он пишет своему сыну. 

«Олин дядя воевал в Первой мировой, куда уехал на коне брата – на своего денег собрать не смог. И вот ему пишет отец: “У нас все хорошо. Береги коня старшего брата, смазывай подковы свиным жиром, только в гололед не мажь». В общем, перечисляет вот такие вот бытовые хлопоты. Потом начинает перечислять приветы от родных, причем не просто называет их по именам, а по имени-отчеству. В то время у Олиного дяди была младшая сестра, лет двенадцать ей было. Он называет ее последней: “…Вот передает тебе привет Лизавета Евдокимовна и прочая скотина”», – вспоминает старое письмо Алексей. 

Видимо, раньше то ли из-за того, что детей было много в семье, то ли оттого, что от них не было никакого толку, к детям было такое пренебрежительное отношение, размышляет Шуваров. 

«Потом пишет: “У нас все нормально, мы с твоим братом крышу перекрыли. Сейчас теленок родился, корова вымя отбила, не знаю, будет молоко – не будет. Повели к фельдшеру…” Это все описывает. Потом спрашивает: “Как у тебя дела? А у твоей сестры дитя померло, вот о чем тебе и сообщаем”. То есть получается, отец сообщает сыну, что его племянник умер. Ему пять лет было. А потом опять пишет: вот козел заболел. То есть между строк о смерти сообщает. Каждый по-своему это письмо трактует», – рассказывает Алексей. 

В семье Шуваровых очень трепетно относятся к сохранению памяти о предках, уважают старших и особое внимание уделяют воспитанию детей. Надо сказать, что дети у них действительно замечательные и наверняка их ждет большое будущее. Конечно, о воинском предназначении казачьего сословия в семье вспоминают только глядя на шашку и нагайку, висящую на стене, но это только к лучшему. Пусть историческое назначение сословие потеряло в современном мире, но очень здорово, что они сохраняют свою историю и находят ей применение в дне сегодняшнем.

 

Подробнее: https://sntat.ru//obshchestvo/kazachestvo-v-tatarstane-kazaki-musulmane-lampasy-s-natsionalnym-ornam/

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев