Волжская новь

Итоги Казанского международного фестиваля мусульманского кино

XIV КМФМК глазами журналиста ИА «Татар-информ» Рузили Мухаметовой: 10 фактов и 19 статуэток.

Содержание

1.В этом году Казанский кинофестиваль заключил ряд соглашений с кинофестивалями в других странах – Италии, Турции, Швейцарии, Казахстане. Церемонии подписания соглашений проходили в пресс-центре. Руководители этих фестивалей заявили о желании сотрудничать с КМФМК. Пока формально – есть красивые намерения и подписи на соглашениях. Будем надеяться, что в дальнейшем нам удастся увидеть и результаты. Вперед, до соглашения о сотрудничестве с Каннским международным кинофестивалем!

2.Если в предыдущие годы кинофестиваль был буквально напичкан разными форумами, круглыми столами, многочисленными пресс-конференциями, то в этом году такого не было. Программа стала легче, освободилось пространство основы фестиваля – кинопоказов. «Меньше слов – больше дела» – как-то так. Увеличилось количество параллельных программ, ретроспектив. То есть кинофестиваль в этом году предлагал не «что послушать», а «что посмотреть». Египетское кино, японское кино, кино Монголии, кино Индии…

3. Казанский кинофестиваль старается быть общей площадкой для всех кинематографистов Татарстана. Например, были проанонсированы татарстанские фильмы, которые в следующем году войдут минимум в национальный конкурс. Это – фильм «Остазбикэ», мюзикл «Эпипэ». Алексей Барыкин показал историю создания своего фильма «Водяная». Была организована встреча с авторами фильма «Кире». Правда, пришли они практически с «пустыми руками» – новой продукции, помимо записи саундтрека от Эльмира Низамова на слова Камиля Ларина, не представили. Вышли к зрителю… и ничего нового не сказали. Хотя сообщили, что премьера состоится на «Кинотавре». Пусть на «Кинотавре». Хороший фестиваль, хотя, конечно, не Канны.

Статуэтки

4. Гран-при Казанского международного кинофестиваля уехал в Казахстан. Статуэтку на сцене получила мама казанца Айдара Шарипова (оператора-постановщика) и обещала передать режиссеру. Премьера художественного фильма «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова состоялась в этом году на Каннском кинофестивале. Он участвовал в одном из основных конкурсов фестиваля «Особый взгляд». В том, что этот фильм попал в программу Казанского кинофестиваля, есть и скромная роль ИА «Татар-информ». Оператор-постановщик фильма – казанец Айдар Шарипов. После возвращения Айдара из Канн наше информагентство стало первым татарстанским СМИ, которое поздравило Айдара и которому он дал интервью. Айдар в том интервью практически поставил свой диагноз всей татарстанской кинематографии, чем вызвал горячие споры.

ИА “Татар-информ” попросило у дирекции Казанского кинофестиваля обратить внимание на этот фильм и в частности оператора. Спасибо исполнительному директору кинофестиваля – Миляуша Айтуганова пригласила фильм участвовать в основном конкурсе. Картину в Казани представил оператор-постановщик Айдар Шарипов. И по красной дорожке прошел тоже он. Правда, в церемонии закрытия участвовать не смог, в Казахстане начался очередной проект, в котором он занят. Статуэтка ожидает его дома.

5.Хотите вы этого или нет, уважаемые кинорежиссеры, но согласиться вам придется: лучший кинорежиссер Татарстана – главный режиссер Атнинского государственного театра Рамиль Фазлыев. Это признало почетное жюри: лучшей режиссерской работой был объявлен фильм «Мулла». А режиссеры этого фильма – театральный режиссер Рамиль Фазлыев и молодой кинорежиссер Амир Галиаскаров. Конечно, внимание жюри к «Мулле» радует. Так и должно быть. Фестиваль в первую очередь должен продвигать татарстанские фильмы.

Рамиля Фазлыева, который уже поставил самую драгоценную статуэтку на самую лучшую полку в своем доме, просим теперь вплотную заняться Атнинским театром. По сравнению с Альметьевским, Мензелинским, Буинским театрами Атнинский пока явно проигрывает. Пусть статуэтка вдохновляет вас на покорение новых вершин в театральном мире!

А в это время…

 6. Пока фильм «Мулла» в Казани собирал заслуженные призы, другой татарский фильм, получив свой приз, но уже на фестивале в Анапе, возвращается в Казань. Режиссер фильма «Байгал» Ильдар Ягафаров посвятил победу на «Киношоке» татарскому народу, так как картина снята «о татарском народе и на татарской земле». Кстати, киновед и программный директор Казанского кинофестиваля Сергей Лаврентьев тоже высоко оценил фильм «Байгал» и даже считает его новым этапом в кинематографии Татарстана. Почему же этот «новый этап» не был представлен на Казанском кинофестивале? Объяснили это тем, что режиссер хочет участвовать в других фестивалях. Но невольно крадется мысль – а не было ли это «уступкой дороги» для фильма «Мулла»? Примечательно, что эти два фильма снимались и выпускались примерно в одно время. Если их сравнивать, то по опытности режиссеров, техническому исполнению «Байгал», конечно, сильнее. А если брать тематику, тут «Мулла» выигрывает. С этой точки зрения становится понятно, почему для участия в Казанском фестивале выбран «Мулла». Конечно, в этом фильме есть обнаженка… Во-первых, ее чуть-чуть, во-вторых, обнаженные девушки-то наши, татарские, и баня тоже своя, татарская. Кстати, в «Байгале» таких кадров нет.

Некоторые делают акцент на том, что Миляуша Айтуганова, исполнительный директор КМФМК, сама спродюсировала этот фильм, «Муллу». Ну и что? Ее же нет ни в отборочной комиссии, ни в жюри. Правда, она как руководитель организации оплачивает работу этого самого жюри и отборочной комиссии или является одной из тех, кто это делает. И тех людей, кто будет решать судьбу фильма «Мулла» на кинофестивале, выбирает тоже она сама или по крайней мере участвует в их выборе. И я снова скажу: ну и что? Люди эти – с именами и авторитетом и не станут портить себе репутацию, выдавая призы плохим фильмам. Считаю, этим людям можно доверять. Поэтому верю, что фильм «Мулла» – хороший. И вы тоже поверьте!

Зритель

7. В этом году в залах кинофестиваля зрителя было меньше. Люди не захотели перейти в «Ривьеру»? Даже Ирина Алферова не смогла привлечь зрителя, и на семье Виторганов аншлага не было. Говорят, Алферова редко появляется в телевизоре – видимо, забыли. А Виторган в телевизоре слишком часто – не успели соскучиться. И на церемонии закрытия ряды встречающих гостей фестиваля аплодисментами зрителей заметно поредели. Тут поневоле начнешь скучать по татарским бабушкам, которые, прихватив с собой бутерброды, приходили в кинотеатр на целый день.

В предыдущие годы основным зрителем фестиваля были бабушки, и мы, журналисты, над этим смеялись. У «традиционного зрителя» фестиваля в сумке всегда была еда и компот. Потому что если начнешь перекусывать в буфетах кинотеатра «Родина» или кафе на улице Баумана – тут никакой пенсии не хватит!

В этом году бабушек стало меньше – не то состарились, не то на пенсию перестали выходить, значит, днем прийти не могут. Короче, кинозалы немного опустели. Хотя татарские фильмы проходили при полных залах. В фильме Нурании Замалеевой «Сироты», например, мест не было совсем – не то чтобы сидеть, стоять было негде.

Красная дорожка

8.У красной дорожки гостей фестиваля встречали девушки в национальных костюмах. Глядя на их наряды, зритель пришел к мнению, что они не совсем татарские. Кому-то головные уборы девушек напомнили соску, надетую на горлышко бутылки. В социальных сетях известный художник Наиля Кумысникова посоветовала авторам этих нарядов держаться в рамках национального костюма.

9. Поедающий чак-чак на красной дорожке пресс-атташе фестиваля Михаил Похваленый явил собой точное отражение отношения гостей к нашему фестивалю. «Ковер у вас мягкий, чак-чак вкусный, а когда гонорар?»

10. Если на церемонии открытия проход по красной ковровой дорожке превратился в довольно долгое зрелище, то на закрытии фестиваля гостей было заметно меньше. А то, что гости фестиваля просто выходили из отеля и на своих двоих добирались до красной дорожки, превратило мечту под названием «красная дорожка» в обыкновенный красный палас, постеленный перед лестницей.

Награды XIV Казанского международного фестиваля мусульманского кино

Гран-при лучший игровой фильм

Фильм «Ласковое безразличие мира»

Режиссер: Адильхан Ержанов

Страна: Казахстан, Франция

 «Лучший режиссер полнометражного игрового фильма»

Фильм «Гольнеза»

Режиссер: Саттар Шамани Гол

Страна: Иран

 «Лучший режиссер полнометражного игрового фильма»

Фильм «Мулла»

Режиссер: Рамиль Фазлиев, Амир Галиаскаров

Страна: Россия

 «Лучший сценарий полнометражного игрового фильма»

Фильм «Халеф»

Сценарист: Мурат Дюзгуноглу

Страна: Турция

 «Лучший оператор полнометражного игрового фильма»

Фильм «Гольнеза»

Оператор: Мухаммад Факури

Страна: Иран

«Лучший актер полнометражного игрового фильма»

Фильм «Ласковое безразличие мира»

Актер, исполнитель главной мужской роли: Куандык Дюсенбаев

Страна: Казахстан, Франция

 «Лучший актер полнометражного игрового фильма»

Фильм «Ксерокопия»

Актер, исполнитель главной мужской роли: Махмуд Хэмида

Страна: Египет

«Лучшая актриса полнометражного игрового фильма»

Фильм «Не чужие»

Актриса, исполнительница главной женской роли: Лилия Волкова

Страна: Россия

«Лучшая актриса полнометражного игрового фильма»

Фильм «Сумерки»

Актриса, исполнительница главной женской роли: Юан Ли

Страна: Китай

 «Лучший полнометражный документальный фильм»

Фильм «Бирманский учебник истории»

Режиссер: Петр Лом

Страна: Нидерланды, Мьянма, Норвегия

 «Лучший короткометражный документальный фильм»

Реклама

Фильм «О чем грустит наш дом»

Режиссер: Кирстен Гайнет

Страна: Россия (Башкортостан)

 «Лучший короткометражный игровой фильм»

Фильм «Олива Саада»

Режиссер: Ахмад Заери

Страна: Иран

«Лучший короткометражный игровой фильм»

Фильм «Бисмилла»

Режиссер: Алессандро Гранде

Страна: Италия

 «Лучший фильм в номинации «Россия молодая»

Фильм «Дерево»

Режиссер: Хава Мухиева

Страна: Россия (Чечня)

 «Лучший национальный фильм»

Фильм «Чистополь. Из жизни малого города»

Режиссер: Галина Долматовская

 «Лучший документальный национальный фильм»

Фильм «Зачем я это делаю»

Режиссер: Алеша

 «Лучший короткометражный национальный фильм»

Фильм «Рабочий момент»

Режиссер: Влада Васильева

 «Лучший национальный фильм для детей»

Фильм «Гульназек – победитель дивов»

Режиссер: Елена Ермолина

Приз «За диалог культур в исламском мире»

Фильм «Звонок отцу»

Режиссер: Серик Аппымов

 Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России

Фильм «Мопед»

Режиссер: Шамира Наотунна

Страна: Шри-Ланка

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России

Фильм «Гульназек – победитель дивов»

Режиссер: Елена Ермолина

Страна: Россия

Приз Президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве»

Фильм «Мулла»

Режиссер: Рамиль Фазлиев, Амир Галиаскаров

Страна: Россия

Приз Мэра города Казани

Фильм «Коран: от ниспослания до Казанского издания»

Режиссер: Амир Гатауллин

Страна: Россия

 Специальное упоминание жюри

Фильм «Не чужие»

Режиссер: Вера Глаголева

Страна: Россия

 Приз зрительских симпатий

Фильм «Сироты»

Режиссер: Нурания Замалеева

Страна: Россия

 Диплом

Фильм «Нация»

Режиссер: Юлия Миронова

Страна: Россия, Финляндия, Нидерланды

Диплом

Фильм «Свет и Тень»

Режиссер: Тынай Ибрагимов

Страна: Кыргызстан
Подробнее: https://sntat.ru//kultura/itogi-kazanskogo-mezhdunarodnogo-festivalya-musulmanskogo-kino-10-fakt/

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: