Забытые имена
Пустеющие ныне сельские школы и садики лишь усиливают желание высказать слова заслуженной благодарности ушедшему и уходящему поколениям. И пусть статья о Захаровой Анастасии Ивановне будет воспринята как реквием тому поколению.
Историческая справка
Захарова (Бутырская) Анастасия Ивановна родилась в 1926 в с. Русское Бурнашево в многодетной крестьянской семье. С детства познала нужду первых лет коллективизации. С подросткового возраста помогала родителям по домашнему хозяйству и выполняла разовые работы в колхозе. В конце лета 1941, когда большую часть мужчин призвали на фронт, Настю уже штатную колхозницу, перевели в техническую бригаду прицепщицей. Прицепщик – это по современному должность, а обязанности определялись по принадлежности к бригаде - дорабатывать изъяны несовершенной техники.
Связывать расстрепанные снопы после сноповязалки, дооборачивать свежевспаханные пласты земли, бегая весь день за плугом, задавать снопы в молотилку и отогребать солому после обмолота. Три сезона выполнения тяжелой мужской работы послужили большой школой для выбора специальности на будущее. После окончания Ключищинского сельскохозяйственного техникума с 1946г. работала в Макуловской МТС участковым агрономом на шесть близлежащих колхозов, более десяти тысяч гектаров земли, совмещая основную работу с общественной – агитатор, пропагандист, молодежный лидер. Накопленный опыт и активная жизненная позиция послужили основанием назначения ее секретарем парткома Макуловской СХТ, переживавшей период реорганизации и становления при все более увеличивающейся роли механизации в сельскохозяйственном производстве. В течении восемнадцати лет бессменно занимала не столько должность, сколько положение истинного вожака и патриота . Именно в эти годы предприятие достигло вершины своей значимости в делах района.
Захарова Анастасия Ивановна – один из ярких и эффективных партийных руководителей района семидесятых - восьмидесятых годов.
Право на ответственность.
Комиссар, политрук, замполит, секретарь парткома - это вехи, незримо разделявшие важность идеологической работы в обществе сообразно задачам общества. Комиссар даже для старшего поколения далеко. Замполит, политрук. Кто был воспитателем этой касты организаторов масс, откуда они получали подпитку в правоте своего примера? Каким жизненным опытом, уверенностью, убедительностью, влиятельностью нужно было обладать, чтобы люди поверили тебе и пошли за тобой?В тот год, когда политрук Клочков сказал- отрезал свое историческое «Отступать некуда - позади Москва!» - Настя Бутырская только закончила школу. Конечно, не предполагала, что и ей со временем доведется вести за собой и отвечать за судьбы людей, за результаты работы трудового коллектива.
А пока сама жизнь предоставляла ей возможность и заставляла набираться опыта. Уже с двенадцати лет всю страду на току. Веялка - это микросортировка с ручным, как колодезный ворот, двусторонним приводом. Вокруг нее десять двенадцать человек подростков. Ребята по двое вращают, девчата ведрами подносят материал и относят в другой ворох очищенное зерно. Перерыв наравне со взрослыми. Скорее в тенек. Там бригадир предусмотрительно постелил солому и нагрел на солнце воду, а то какие вы завтра работники после отдыха на сырой земле, да после холодной воды в этакую жару. Испарина еще не сошла, а уже нужно ворох лопатить. Это не просто перемешать зерно, а перекидывать его деревянными лопатами, выдолбленными совочком, небольшими порциями, рассевая в воздухе для проветривания и просушки. И это много-многократно, пока зерно не захрустит. По сей день закрепилось перелопатить-значит выполнить большой объем тяжелой работы. А по результатам выполнения ее определялись трудолюбие, добросовестность, ответственность работника. Именно за эти качества к осени 1941 Настю перевели в техническую бригаду прицепщицей. К тому времени появились конные косилки-лобогрейки, сноповязалки, стационарные молотилки. Мужчины уже на фронте. Надежда на юношей-подростков да на девчат попроворнее. Прицепщик - это не отцепить-прицепить, а больше вокруг прицепа, в помощь к технике. Наглядные кадры из фильма «Стряпуха» - за плугом пять человек бегут и мотыгами дооборачивают пласты вспаханной земли. Все они прицепщики. Или задавать снопы в молотилку и отгребать солому после обмолота. Это тоже техническое дело. А механик поторапливает - через два дня молотилку ждут в соседнем колхозе. После такой работы и лобогрейка кажется легкой прогулкой. Радует лишь чувство нужности, работа в коллективе, работа с землей, зерном. Но явно не хватало технологических знаний. Благо, что в Ключищенском техникуме было отделение агрономии и с 1946г. Анатасия Бутырская - участковый агроном Макуловской МТС с шестью колхозами в ответственности. Возвращались с войны солдаты-победители. Они и поддержат, и строго спросят и, если понадобится, защитят.
Это была реальная школа жизни. Как организовывать фронтовиков, у которых на груди россыпь орденов и медалей, за плечами семья, работать за палочку. Была такая форма учета. День отработал - палочка в ведомости, а расчет по результатам в конце года по их количеству. Уважения добавляла медаль « За ударный труд в тылу», а ответственности – специальность «Ученый агроном» в дипломе.
Есть учитель, врач, инженер. А ученый – только агроном. Это значит, что ты и агитатор, и пропагандист, и лидер молодежи как приложение к агрономии как таковой. А после курсов при Тимирязевсоий академии спрос как со специалиста-инструктора по полной и за всю округу от Новлянки и Смычки до Харино и Зарубихи. И шагомерила теперь уже Захарова (по мужу) Анастасия Ивановна бескрайние поля вплоть до 1958г. Населенных пунктов уже нет, а земля помнит людей, пестующих ее своими руками. Помнит и преданного ей до самопожертвования хрупкого с виду миловидного специалиста по земледелию.
С таким багажом производственного опыта, дополненного и жизненным – в семье двое детей и полное хозяйство, вступила Захарова Анастасия Ивановна в новый этап жизни - размеренную работу по распорядку дня в бухгалтерии МТС. Но мечтам ее не суждено было сбыться. К началу шестидесятых годов из четырех в районе осталась лишь Макуловская МТС с изношенной и устаревшей базой, но с повышенной полнотой ответственности за материально-техническое обеспечение, включая стройматериалы, удобрения, ГСМ, уголь. Потребовались дополнительные рабочие руки. Слух о серьезном жилищном строительстве облетел не только округу, но и близлежащие районы. Молодежь съезжалась сплошным потоком. Формировался трудовой коллектив новый по сути, с другим уровнем взаимоотношений, жизни в условиях рабочего поселка, с новой идеологией. Тогда при назначении секретаря парткома выбор не случайно пал на Захарову А.И. Строгая и требовательная в первую очередь к себе, добрая и справедливая к окружающим, опыта, авторитета и мудрости не занимать. «Не справлюсь -снимут»-решила сама про себя. Не сняли восемнадцать лет, до пенсии. «Чтоб жить тебе в эпоху перемен» - расхожая шутка недоброжелателей по любому поводу. А для новоиспеченного партийного лидера лозунг «Изменим жизнь к лучшему!» - стал его ежедневным смыслом. Военные раны затягивались, люди чаще стали улыбаться, радоваться. И в первую очередь – с настроением ходить на работу. Техника и технология нового уровня и в земледелии- самоходные комбайны и энергонасыщенные тракторы, и в животноводстве -безвозвратно уходило в прошлое ручное доение коров, удаление навоза. Совершенствовалось производство теперь уже в СХТ. Совершенствовались и люди, шагая впереди этого процесса. Получила молодая семья жилье - обустрой его, чтобы вода в доме, цветы вокруг, изгородь по ниточке. На работу чтобы она на каблучках и с прической, он чисто выбрит и в наглаженном костюме да по асфальтированным дорожкам.
Это, безусловно, нравилось, но не все были готовы к серьезному спросу с самого себя, при этом не завидовать соседу, а по – хорошему превзойти его, помогая друг другу и в жизни, и на производстве. Помочь друг другу, чтобы обоим быть лучше вопреки общепринятой человеческой логике. Сколько было проведено заседаний женсовета и различного рода комиссией при парткоме и профкоме, чтобы методично утверждать новый образ жизни. Профсоюз тогда был хозяином трудовых отношений, а день заключения колдоговора был отчетом администрации не по цифрам и процентам, а что реально сделано для улучшения, облегчения труда и жизни. Тогда приходилось, кроме всего прочего следить за соблюдением профсоюзной очередности на приобретение мебели, бытовой техники, детской одежды. Из продуктов без ограничений были лишь консервы «Завтрак туриста» Накормить людей в условиях рабочего поселка – ох, какая сложная задача, когда радует полкилограмма масла по праздникам, макароны и крупы по спискам. И получалось у секретаря парткома многое как-то ладно и складно. Постепенно приструнила даже Феликса М4ухсиновича Заляева, строгого, дерзкого и самобытного руководителя, стоявшего у истоков формирования трудового коллектива и поселка, неведомого доселе образца в условиях сельской местности. Специалисты возрастом все годившееся Анастасии Ивановне в дети, боготворили её. Всех по имени-отчеству, они же самозабвенно отзывались на любые инициативы – воскресник ли, праздник ли, концерт ли какой организовывать. И все они какие еще запевалы! Если услышишь: «Зайди в кабинет», то настроение как у первоклассника перед прививкой… Вызвала как-то старшего лесной бригады, прародителя всех сельских бань и сараев на предмет нарушения очередности. Зашел он и присел на стул. «Что, к теще на блины пришел, расселся?» Вскочил, словно на ежика наступил в своем лесу. До конца сезона отчитывался, что и кому привез. На том орден «Славы» заработал и не обиделся даже. Желанным проверяющим партсекретарь была и на производстве. В цехе быстрая деловая летучка. Ко всем по-домашнему: Шурик, Санек, Витряс... Открытка с днем рождения или скромный подарок на юбилейную дату. «А ты, Павлик, что за дебош устроил вчера дома?». Обещает, клянется - больше, ни-ни. На определенное время всем наука.
Дважды намеревалась уходить. Вечером раздали саженцы яблонь, а утром комиссионная приемка качество посадки. Слышит в одном из домов: «Валерка, скорее ямки копай! Деспоты идут с проверкой!» И завыл главный деспот белугой. «Услышала бы мама, что ее Настю так окрестили - отказалась бы от материнства…». Ну, на каждый роток не накинешь платок. На следующий день - 9 Мая. Это под ее началом праздничное шествие по улицам Макулово приняли грандиозность на длительное время. Да и часть тех яблонек до сих пор плодоносит, нужно было лучше отливать.
Вторая попытка имела более глубокие корни и основания. СХТ была организацией, оказывающей услуги и одинаково с совхозами отвечали за те или иные прорехи. Клиент и по сей день всегда прав. На совещаниях успевай поворачивать бока для морального избиения. А тут жара 1981 год, 119 дней ни капли дождя, что-то можно получить на поливных участках. Первый секретарь РК КПСС Юрий Иванович Демидов сам за рулем, знал куда везет: «Бездарность, безответственность», - так он себя разогревал для принятия решения. Те эпитеты, что в кавычках, относились к молодому руководителю и секретарю парткома с семнадцатилетним стажем безупречного труда.
Харинский поливной участок имел осиротевший вид: трубы валяются там-сям, насосные станции взывают о помощи, на водной глади плотины плещется рыбешка. Около девяти вечера самое время вечернего клева. «Завтра в три приеду!» - райкомовский УАЗик, взвизгнув всеми четырьмя колесами, скрылся за горизонтом. Жара спала. Дороги и тропинки известны - Харино - Федяеево – Кильдеево – Уланово – Макулово. Для Анастасии Ивановны эти походы привычны. Жалко только, босоножки новые. Были. И слез было вылито море. «Да больше ни ногой, да больше ни пальцем, да чтобы еще…».
В три часа следующего дня две насосные станции надрывались на все 400 лошадиных сил, вода лилась где надо и где не очень. На костре поодаль закипает уха. Юрий Иванович возник из ниоткуда. «Где? Обиделась?». «Кашеварит. Песни пела всю дорогу…». Извинений не предусматривалось. Как не предусматривалось для секретарей парткомов и существенных наград - гектаров они не пахали, литров молока не надаивали. Политруки в войну тоже пушки из грязи только помогали вытаскивать, но заслуги оценивались по их вкладу в достижение победы. Роль руководителей партийных организаций в послевоенном восстановлении страны и особенно в строительстве реального социалистического общества, в последнее время сознательно и успешно затушёвываются.
А между тем значительная часть сегодняшней социальной сферы страны, и района в том числе, создавались при их активном участии, а пустеющие ныне сельские школы и садики лишь усиливают желание высказать им слова заслуженной благодарности и призвать к памяти об ушедшем уже и уходящем поколении. И пусть статья о Захаровой Анастасии Ивановне будет воспринята как реквием тому поколению.
Владимир Маслов, село Макулово
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев