Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Сын ветерана войны, верхнеуслонца Василия Зурова делится воспоминаниями об отце

После открытия памятного камня в Суслонгере, один из уважаемых людей района сказал мне с усмешкой: а тебе это надо? Хочу сказать честно, без каких-либо объяснений и пафосных слов - надо. И с каждым днем я думаю и говорю об этом все увереннее. Нельзя забывать вой­ну, нельзя забывать близких, на долю...

После открытия памятного камня в Суслонгере, один из уважаемых людей района сказал мне с усмешкой: а тебе это надо?
Хочу сказать честно, без каких-либо объяснений и пафосных слов - надо. И с каждым днем я думаю и говорю об этом все увереннее. Нельзя забывать вой­ну, нельзя забывать близких, на долю которых выпали грозные сороковые. Уверена, что так думают очень и очень многие, ну, а тех, кто задает подобные вопросы - единицы. У них своя правда и пусть они доживают с ней свой век.
Владимира Зурова в Верхнем Услоне знают многие. Он - сын фронтовика, бережно хранит боевые награды отца, удостоверения к ним, Благодарственные письма Верховного Главнокомандующего. Пожелтели они от времени, почернел металл, но как ярко и гордо высвечивается подвиг советского солдата Василия Зурова.
Корни этой семьи в далеком мордовском селе Чебудасы Атяшского района. Из века в век Зуровы занимались крестьянским ремеслом. Пахали, сеяли, убирали хлеб, держали скотину, имели небольшой земельный участок.
Предвоенные годы ознаменованы подъемом сельского хозяйства, укреплением колхозов и совхозов. Это время, когда пятилетку выполняли за четыре года, когда открывали Северный полюс и совершил свой беспосадочный перелет в Америку Валерий Чкалов, когда «страна вставала со славою навстречу дню». А еще это был Халхин - Гол, и истекающая кровью Испания, затем началась советско-финская кампания. Вместе с такими же, как сам, мальчишками пел Вася во весь голос в школьном хоре о Гренаде, о том, что «если завтра вой­на, если завтра в поход», трех танкистах, о Катюше. Сердца горели от возмущения, сердце рвалось туда, где сражались старшие братья. Но их время наступит чуть позже.
Лето 1941-го в самом разгаре. Мальчишки ночью в ночное идут, днем работают на сенокосе. На воскресенье договорились с друзьями на рыбалку. Встали чуть свет и пошли на реку. А в это время на западной границе страны уже рвались бомбы и снаряды, гибли солдаты. Вот так из мирного утра ребята вошли в первый день войны, в первый из 1418 дней. О том, что началась война, узнали из выступления по радио Молотова. Лица мужчин были серьезными, женщины голосили, детишки, цепляясь за материнские подолы, ревели. Спустя многие десятилетия, Василий Андреевич уже своим внукам рассказывал о том черном июньском дне, вспоминая слова матери:
- Сынок, война началась, горе-то какое, по всем границам вражина - немец прет. Что теперь будет-то?
По - мужски, достойно ответил будущий воин:
- Мы обязательно победим, мама. Я тоже пойду на фронт и буду биться до победы.
Село прощалось с новобранцами. Один за другим уходили сельчане на фронт. Многие так и остались лежать на бескрайних просторах России от Волги до Берлина. Их имена высечены в камне в районном центре Атяшево. А мальчишки, их сыновья, сразу же примерили на себя военную ношу тыла, заменив на разных участках производства отцов и старших братьев.
Черед защищать Родину для Василия Зурова наступил в сорок третьем. В учебке, на краткосрочных курсах, быстро освоил военную специальность минометчика. Курсанты торопили преподавателей: учите быстрее, мы хотим на фронт. Но преподаватели, в основном побывавшие уже в боях, подлечившиеся в госпиталях офицеры, понимали, что до победы еще далеко и этим бритоголовым пацанам хватит времени повоевать.
То, что Василий видел в газетах и слышал по радио о зверствах фашистов, не шло ни в какое сравнение с тем, что пришлось увидеть. Гневом наполнялось сердце, руки крепче сжимали оружие. Фронтовая дорожка вела мордовского паренька к победе. На его выцветшей гимнастерке уже красовалась медаль «За боевые заслуги». До сих пор в семейном архиве сына хранится удостоверение к этой медали за № 2426773, а также личные вещи отца-солдата. А еще рядовой Зуров награжден медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией.
… Василия судьба хранила. Он один из тех счастливцев, кому выпало увидеть победную весну сорок пятого года и жить за себя и ребят, что не вернулись с поля боя. После войны женился. И род Зуровых продолжился детьми, внуками. Долгие годы жил и работал на руководящих должностях в Казани. А когда вышел на пенсию, переехал к Володе, в Верхний Услон. Здесь, на местном кладбище и был похоронен ветеран Великой Отечественной.
Давно уже нет рядом Василия Андреевича, а Володя крепко хранит в памяти его воспоминания о войне.
- Он был удивительный рассказчик! Бывало, соберутся фронтовики, особенно в день Победы и начнут вспоминать. Старались вспомнить что-то веселое, интересное, смешное. Помню одну из фронтовых историй, рассказанную отцом:
«Мы долго стояли в обороне, готовились к наступлению. Всего несколько сот метров отделяли наши окопы от немецких. Фашистам позарез нужен был язык, но наши были начеку. В роте служил солдат - узбек по национальности. Русским он не владел, плохо понимал и служил при кухне. Пропажу обнаружили не сразу, начали искать - нигде нет. И вдруг видим: со стороны немецких окопов идет человек к нам. Пригляделись, да это же наш узбек! На груди бумага приколота. Благополучно дошел он до нас. Никто не стрелял. Когда прочитали, что за надпись на бумаге, покатились со смеху, да и немцы, слышим, ржут во весь голос. А написано по-русски было вот что: «Нам он не язык. Вам - не солдат». Ох, как они ошибались! Воевать наш узбек научился, до Кенигсберга вместе дошли и награду получали вместе».
Были на войне и приятные неожиданности! Так Василий встретился со старшим братом Иваном. Совершенно случайно, уже в Германии. Кто-то из бойцов вернулся из госпиталя и спросил Василия: не брат ли тебе врач Иван Зуров, начальник госпиталя? В память об этой встрече они сфотографировались. Ведь Иван с первых дней был на фронте, Василий уж и не думал, что свидятся. А тут такая встреча!
Фамилия Василия Зурова будет занесена в Книгу памяти района. И это, на мой взгляд, справедливо. Такие люди, как Петр Проськин, Павел Иванов, Никифор Трунов и многие другие, связавшие свою жизнь с нашим районом, имеют на это право. Да и населенного пункта, где родился Василий Зуров уже нет на карте Мордовии. Но в памяти тех, кто его знал, любил, гордится им, солдат будет жить.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: 250