Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Верхнеуслонцы почтили память земляков, погибших в Суслонгере

Третий год, не изменяя традиции, 16 мая, верхнеуслонцы посещают марийские леса. Именно здесь, в 14 километрах от железнодорожной станции и поселка Суслонгер, в тайге, начиная с лета 1941 по 1946 годы находился военный учебный лагерь.

Здесь располагались 46 и 47 запасные стрелковые дивизии, а также саперные части и гаубично-артиллерийские бригады. Мобилизованные со всего Советского Союза бойцы должны были пройти, так называемые краткосрочные курсы переподготовки. В списках погибших, которые лишь недавно частично были открыты, значатся люди различных национальностей: русские, татары, узбеки, белорусы, украинцы и т.д. Их было много, но точное число никто теперь не скажет. Такой же учебный лагерь Сурок был неподалеку от Суслонгера. Так вот пока известны 4000 умерших от голода, болезней, холода. Среди них и жители нашего района. Позволю себе назвать фамилии тех, кто до сего времени числился пропавшим без вести. Спустя более семи десятилетий, мы называем место их гибели: Федоров Александр Нестерович, Чулпаниха, умер 07.1942 г.; Бессонов Николай Сергеевич, 1918 г.р., Федяево, умер 11.1941 г.; Денисов Леонтий Владимирович, 1925 г.р., умер 07.03.1943 г.; Хисамов Фасхи Сагдеевич, Макулово, умер 12.1941 г.; Морозов Тимофей Васильевич, Макулово.
Список можно продолжить. Только с июля по декабрь первого года войны, через Суслонгер прошли более 1000 верхнеуслонцев. Этот список с указанием команд, даты отправки, фамилии сопровождающего хранится в архиве нашего военкомата. Нетрудно подсчитать, сколько же их там было. Заметьте, что осень и зима 1941 г. были самыми суровыми. Неустроенность бытия, нехватка продовольствия и отсутствие обмундирования делали свое черное дело. Люди, которые так нужны были на фронтах Великой Отечественной, умирали десятками. Их не успевали возить на поселковое кладбище и просто присыпали снегом за границей лагеря или сбрасывали в прорубь оз. Серебряное. Об этом вспоминают те, кто прошел этот ад. О фронте мечтали, как о чуде, избавлении от мук.
Со всей Татарии шли к лагерю жены, матери бойцов, чтобы хоть как-то поддержать их и не дать умереть от голода. Из дома несли последнее. Преступная халатность, а скорее всего, явное вредительство процветало в этом лагере. Отцы-командиры жировали, ворованные валенки, шапки, полушубки, нижнее белье продавалось на местном базаре и даже в Казани. А солдаты ходили в потрепанной домашней одежде (узбеки-в халатах), в лаптях.
В этой поездке участвовали в основном те, чьи родные находились в этом лагере в годы войны. У Владимира Якимова здесь были оба деда. По неточным данным один из них лежит где-то в этих местах. У Юрия Демашина, Людмилы Прозоровой, Надежды Токаревой, Надежды Гимадеевой, Флюры Муллахметовой и многих других деды, дяди прошли через Суслонгер. Одни вернулись, другие геройски погибли на полях сражений.
Верхнеуслонцы почтили память земляков, возложив к памятнику венки и цветы. У каждого были свои воспоминания, доставшиеся от бабушек, мам, дедушек.
- Не забудем тех, кто отдал за нас жизнь, и сделаем все возможное, чтобы традиция -посещать в мае Суслонгер, от вас перешла к детям и внукам, - сказала в заключение своего выступления заместитель руководителя Исполкома Гулия Камалетдинова.
Как всегда, нашим гидом была учитель местной школы Галина Лихачева. Она собрала интересный материал о Суслонгере военной поры и провела экскурсию по бывшему лагерю. Много интересного узнали родственники солдат. Были, конечно, и слезы. А это значит память продолжает жить и будоражить сердца неравнодушных людей. Пока живы, будем помнить Сталинград и Ленинград, битву за Днепр и Кавказ, Курскую битву и местечко Суслонгер, затерявшееся в глухой марийской тайге.

Место это печально известное
И не любят о нем вспоминать,
Но куда же от памяти деться,
Сколько можно ту правду скрывать?
Вон, землянки, окопы, траншеи,
Разве здесь проходила война?
Нет, здесь лагерь стоял учебный,
Здесь учила бойцов страна.
Как врагов отбивать атаки,
Как без страха идти вперед
Без гранаты, с саперной лопатой,
Как собою закрыть пулемет.
А еще выживать учили:
Без одежды, еды и жилья.
Говорили бойцам: терпите
Ведь военная нынче пора.
И они не роптали. Терпели.
А в холодную зимнюю ночь
Вспоминали родную сторонку
И сдержать было слезы невмочь.
И за что нам такая доля.
Провожали-то нас на войну,
А попали в Суслонгер, в лагерь,
Не учиться. Валить тайгу.
Возмущеньем сердца кипели.
Враг стремительно шел к Москве,
Вы ж, голодные, в рваных шинелях
Вшей кормили в марийской тайге.
Вас осталось совсем немного
Кто суслонгерский ад прошел.
Вам казалась война избавленьем.
А ведь кто-то здесь смерть нашел.
Дома ждали вестей о солдате,
Годы горькою шли чередой,
А ты где-то в лесах марийских
Не убит, ни живой, ни герой.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: 250