Волга…Сколько песен о тебе спето, сколько стихов написано, сколько фильмов поставлено…Кто-то всю жизнь мечтает увидеть твою ширь и плесы, хоть раз посидеть с удочкой на берегу, искупаться в твоих водах. Нам повезло. Мы живем на самом берегу красавицы-реки, купаемся в ее водах, мы видим ее бурную и спокойно-величавую, закованную во...
Волга…Сколько песен о тебе спето, сколько стихов написано, сколько фильмов поставлено…Кто-то всю жизнь мечтает увидеть твою ширь и плесы, хоть раз посидеть с удочкой на берегу, искупаться в твоих водах. Нам повезло. Мы живем на самом берегу красавицы-реки, купаемся в ее водах, мы видим ее бурную и спокойно-величавую, закованную во льды и пробуждающуюся ото сна.
Волга кормила и поила тех, кто селился по ее берегам, она давала работу, она открывала перспективный простор для того, кто вверял ей свои жизни.
Волга встала «на дыбы», когда фашисты захотели покорить ее, и на помощь Волге пришли люди, взращенные ей. Не позволили они фашистам купаться в твоих водах, пить твою чистую воду.
Речники-волгари, это как раз те люди, для которых река стала судьбой и жизнью. Время скоротечно, когда-то бурлаки шли бечевой по ее берегам, сегодня красавцы-теплоходы, быстроходные суда бороздят бескрайние водные просторы.
Верхний Услон, Шеланга, Нижний Услон - эти села исконно волжские (хотя к ним можно прибавить и все остальные прибрежные населенные пункты нашего района). Но я позволю себе остановиться именно на первом крупном селе, где исконным ремеслом для многих была и остается работа на Волге.
Слово «речник», а тем более - потомственный, произносится верхнеуслонцами с особой гордостью. Дом речника можно было узнать безошибочно: по характерной резьбе, по якорям у дома, по одежде, вывешенной для просушки. Часто ходили по Волге всей семьей. Так было раньше, и так стало после гражданской войны.
Особое место на Волге занимал Паратский затон, где и трудились верхнеуслонские речники, ремонтируя разбитый в годы войны речной флот. Руководил водным транспортом уполномоченный Совета рабочей и крестьянской обороны Иван Тимофеевич Гаврилов, уроженец с. Верхний Услон, потомственный волгарь. Летом 1919 года его назначают председателем Казанского рупвода. Таким образом, наш земляк становится у истоков водного транспорта Татарии.
Шли годы. Каждый из них оставлял свой след в истории: грозный - девятнадцатый, голодный - двадцать первый, суровый 41…
Со статьи Павла Кленкова мы начинаем серию материалов об орденоносцах района. Люди разных профессий, в разные годы творили историю района, который в следующем году отметит свое 85-летие.
Я такой же, как мои сверстники: успешно учусь, болею за любимую команду «Рубин», увлекаюсь компьютером, люблю развлекательные и познавательные передачи по телевизору. И мне бывает обидно, когда о нас говорят, что мы пассивные, ничем не интересуемся, не любим свою историю… Это не так. Большинству из нас присущи такие человеческие качества, как: патриотизм, человеколюбие, гордость за наше Отечество, любовь к близким.
Мы с моими родителями делали генеалогическое древо нашей семьи. И я обнаружил, что все мои прадеды были участниками Великой Отечественной войны, унесшей жизни многих миллионов советских людей.
Я исследовал всего лишь одну ветвь нашего семейного древа-деда по линии папы, Марфина Александра Константиновича. Этот героический человек ушел задолго до моего рождения, но я очень много о нем слышал от моей бабушки, дедушки и папы. У меня такое ощущение, что я его очень хорошо знаю.
Александр родился в Верхнем Услоне 6 декабря 1902 года. Он был потомственный речник, и всю свою жизнь связал с Волгой. А началось все в 1924 году, когда призвали в Красную Армию. Служба проходила в качестве матроса на легендарном крейсере «Аврора».
Затем был Рыбинский речной техникум. Прошел путь от рулевого до капитана. В предвоенные годы водил нефтеналивные баржи по Волге, Каме, Белой. Его мирная трудовая жизнь закончилась 22 июня 1941года.
С начала июля 1942 года фашистская авиация подвергла ожесточенной бомбардировке железнодорожные пути, ведущие к Сталинграду. Это стратегический город. И речники это понимали, как никто другой! Нефтепродукты, уголь, хлеб, рыба, соль. Фронту - горючее, технику, боеприпасы, продовольствие, сами войска… Все перевозилось по Волге, Каме, Москве, Белой. Навигация 42-го на Волге была наиболее трудной за весь период войны. Продвижение поездов замедлилось. В создавшейся обстановке Транспортный комитет при ГКО 14 июля принял решение, обязывающее речфлот обеспечить доставку рейсовыми пассажирскими судами грузов для Сталинграда. На Волгу переключились перевозки боеприпасов, вооружения.
Вражеская авиация выполняла свои задачи: отрезать город и фронт от баз снабжения, и прежде всего Астраханских. Скопление флота в местах минирования подвергалось обстрелу с воздуха. Уничтожались даже пассажирские суда с эвакуированным населением и санитарный транспорт с ранеными.
В июле 1942 года Марфин Александр Константинович был капитаном буксира «Смоленск».
В книге Михаила Зефирова, Дмитрия Дёгтева, Николая Баженова «Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО» в главе «Война Люфтваффе с судоходством» описано, что: «Поздним вечером 25 июля пароход «Смоленск» шел вверх по течению с нефтеналивной баржей «Кондома» на буксире. В трюмах судна тоже находилось топливо. Несмотря на приближение фронта к Волге и полеты немецких самолетов над рекой, члены команд многих судов продолжали работать как в мирное время, часто беря в плавание детей. Не был исключением и «Смоленск». На борту кроме капитана, его помощника и 15 матросов находились девять детей, коротавших так летние каникулы. Солнце уже давно зашло за высокий берег Волги, и на реку постепенно опускалась тьма. На небосводе появились звездочки, а впереди на воде зажглись огоньки бакенов. Младшие дети отправились спать в каюты, остальные же остались на палубе, наслаждаясь теплым июльским воздухом. Пароход миновал Горную Пролейку, расположенную на полпути между Дубовкой и Камышиным, когда произошло ужасное…
Страшной силы взрыв сотряс реку, и в одно мгновение корабль, еще секунду назад мерно скользивший по воде, подпрыгнул и скрылся в клубах дыма и пара. Затем все вокруг осветил яркий столб пламени от взорвавшихся нефтепродуктов. Жители поселка, услышав взрыв, побежали на берег, но увидели только горящую на поверхности реки нефть. Спастись не удалось никому. На рассвете по месту гибели «Смоленска» проходили другие суда, и их команды видели лишь мазутные пятна на воде и плавающие обломки. Баржа «Кондома» не пострадала и все утро дрейфовала по реке, словно призрак, но и она на следующий день была потоплена немцами».
На самом же деле в живых остались несколько человек, в том числе и мой прадед, но при этом погибла его семья: жена Анна и дети: Владимир 1935 г.р. и Валентина 1936 г.р.
Вот как вспоминал ту страшную ночь капитан Марфин:
- Я вышел на мостик и встал под мачтой, в это время раздался ужасный взрыв, после взрыва я попал в воронку, попытался из нее выплыть, но попал в горящую воду, по которой разлился мазут. Раздался еще один взрыв, это взорвался паровой котел, от которого меня отбросило дальше, в сравнительно чистую воду, это и спасло мне жизнь.
В книге «Речники в обороне Царицына и в великой Сталинградской битве», мы нашли сведения о моем прадеде Марфине А.К.
Оправившись после контузии, мой прадед был назначен капитаном буксирного парохода «Краснофлотец» и продолжал водить нефтеналивные баржи из Уфы в Астрахань.
В 1953 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за безупречную работу на водном транспорте он был награжден орденом Ленина.
Свою трудовую деятельность закончил капитаном танкера «Удмурт».
После выхода на пенсию мой прадед остался энергичным человеком, освоил столярное дело, самостоятельно изготавливал домашнюю мебель, был заядлым рыбаком, при этом выходил на Волгу на плоскодонных лодках, сделанных своими руками. Также мой прадед самостоятельно овладел игрой на гармошке и баяне. Прадед очень любил своих внуков: моего папу и дядю Сашу. Он их вырастил достойными людьми, иначе и не могло быть: видя перед глазами образ такого легендарного человека нельзя быть плохими людьми.
Нет комментариев