Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Верхнеуслонцам о блокаде Ленинграда

22 июня 2016 мы будем отмечать скорбную дату в истории нашей Родины - начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Будут идти годы, десятилетия, уйдет из жизни последний участник и свидетель тех военных, грозовых лет, но благодарные потомки не забудут их подвиг, мужество и героизм во имя мирного завтрашнего дня. Очень...

22 июня 2016 мы будем отмечать скорбную дату в истории нашей Родины - начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Будут идти годы, десятилетия, уйдет из жизни последний участник и свидетель тех военных, грозовых лет, но благодарные потомки не забудут их подвиг, мужество и героизм во имя мирного завтрашнего дня. Очень хочется в это верить.

1418 дней и ночей на полях сражений: на суше, на воде и в воздухе, в глубоком тылу: в полях и на фермах, в цехах заводов, у мартеновских печей, в лабораториях институтов ни на минуту не прекращалась работа ратная и трудовая во имя жизни, во имя Победы.

Отступления и огромные потери, сожженные города и села, угнанные в Германию, замученные, повешенные, убитые советские люди… Священная война, народная война, Отечественная - как точны эти определения, как показывают они весь трагизм, всю ярость, которая наполнила сердца великого советского народа.

Много героических страниц войны вписано в ее историю. Это битвы за Москву и Кавказ, за Сталинград, Курская битва, бои за Днепр, Киев, Белоруссию - всех не перечислить. Но особняком в 1418 военных днях стоят 900 блокадных дней города на Неве с его героическими защитниками.

8 сентября немцы стояли у стен Ленинграда, предвкушая победу. Вот строки из совершенно секретных документов фюрера.

21 сентября 41 г. «Сначала мы блокируем Ленинград (герметически) и разрушим города, если возможно, артиллерией и авиацией. Когда террор и голод в городе сделают свое дело, откроем ворота и выпустим безоружных людей. Весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое в глубь России или возьмем в плен. Сравняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии.»

29 сентября 1941г. «Фюрер решил стереть с лица земли С-Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшие интересы после уничтожения Советской России. Предлагается уничтожать его как с помощью артобстрелов из различных орудий, так и с помощью длительных воздушных атак. Проблема жизни населения не должна решаться нами. В этой войне мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого города».

Под Ленинградом находилась крупная группировка противника в составе 18-ой немецкой армии, осаждавшие город с юга и юго-востока и финской, замыкавшей кольцо блокады с севера.

Ленинградцы прекрасно понимали, что им готовит Гитлер, но они верили в то, что Родина не оставит их, а сами они будут сражаться с врагом до последней капли крови, но свой город врагу не отдадут. У ленинградцев осталась единственная транспортная магистраль - Дорога жизни, она проходила по Ладоге с сентября сорок первого по март сорок третьего года и связывала осажденный город с Большой землей.

7 ноября 1941 года. Как любили этот праздник ленинградцы! Сколько радости испытывали они от предпраздничной суеты. Полки магазинов ломились от продуктов. Но это было до войны. Первый военный праздник Октября. Пустые полки магазинов вызывали у людей тоску, переходящую в щемящую боль в груди. Праздник отметили выдачей детям по 200 г сметаны и по 100 г картофельной муки, а взрослым по пять штук соленых помидор. Больше ничего на складах города не нашлось.

А в ночь на 7 ноября противник постарался преподнести «подарок» революционному городу: тяжелые бомбардировщики, прорвавшись на большой высоте беспорядочно сбрасывали тонные бомбы. Они падали на дома, превращая их в груды развалин, немало их угодило в Неву. Взрываясь, они сотрясали величественные здания, расположенные на берегах реки.

В тяжелейших условиях по Ладожскому озеру была проложена ледовая переправа. 20 ноября прошел первый конный обоз. 22 ноября - первая колонна автомашин. Немцы находились в 10-12 километрах. Их артиллерия обстреливала все, что двигалось по Ладоге и Неве, авиация не переставала бомбить. Но днем и ночью, в морозы и метели двигались по смертельной трассе тысячи машин. Они везли в осажденный город хлеб и уголь, минометы и патроны. Они уходили под лед, люди горели заживо в разбомбленных машинах, но продолжался этот спасительный поток. А из Ленинграда навстречу также непрерывно двигалась другая колонна с оборудованием фабрик и заводов, людьми. Старались в первую очередь вывезти детей и больных людей. Сколько их до сего времени лежит на дне Ладоги и Невы - представить невозможно. Переправа работала только в зимнее время. В апреле сорок второго она была закрыта. Но даже за этот период в город было доставлено более 360 тысяч тонн различных грузов и вывезено свыше 554-х тысяч эвакуированных.

Зима 41-42 годов была особенно суровой. Она будто испытывала ленинградцев на выносливость. Практически в городе не осталось продуктов, были съедены все мыши, крысы, кошки, собаки… Люди доходили до безумства. Я знакома со многими ленинградцами, которым в те годы было по три-семь лет. Поразил рассказ одного из них Альберта: мне было три года. Родной дедушка искал момент, чтобы съесть меня. Мама стала брать меня на работу, тем самым спасла. А потом меня эвакуировали в Казань. Такие случаи не были единичными. Иногда умерших младенцев не увозили на кладбища, замороженные трупики лежали между окон. Они своей смертью спасали родных. Ленинградцам с 25 ноября выдавали по 125 граммов хлеба, который и хлебом назвать было нельзя.

Сегодня, читая о блокадном Ленинграде, слушая блокадников, мы вновь и вновь убеждаемся в зверствах, которые несли на нашу землю фашисты.

«В январе сорок второго три дня в городе не было хлеба. Хлебозаводы не работали. В эти три дня тяжелые я одну ночь почувствовала - умираю. У меня длинная слюна бесконечная была. Рядом лежала девочка - моя дочка. Я чувствую, что в эту ночь я должна умереть. Но поскольку я верующая, я стала на колени в темноте ночью и говорю: «Господи, пошли мне, чтобы я до утра дожила, чтобы ребенок меня не увидел мертвую»… Я пошла на кухню. Мы жили в чужой квартире, нашу разбомбили. Пошла на кухню и - откуда силы взялись - отодвинула столы. И вот за столом (вот, перед богом говорю) бумагу нашла из-под масла сливочного, валяются там еще три горошины и шелуха от картошки. Я с такой жадностью это поднимаю: это оставлю, я завтра суп сварю. А бумагу запихиваю себе в рот. Мне кажется, что из-за этой бумаги я и выжила». Это рассказ Татьяны Мешанкиной, записанный с ее слов Д.Граниным и А.Адамовичем и опубликованный в «Блокадной книге».

«Я перенесла всю блокаду. Хуже всего был голод. Наш завод каждый день обстрепливали. Но мы не шли в бомбоубежище, совершенно перестали бояться. Первое, что мы делали, это хватали кусок хлеба и запихивали его себе в рот: не дай Бог, если тебя убьют, а хлеб останется. Понимаете? Вот, какая психика была. А потом ты в ужасе: ты все съела, а бомбежка закончилась. (из рассказа рабочей Лидии Усовой).

900 дней блокады. Более миллиона ленинградцев за это время скончалось от голода, холода, болезней. На улицах были определены места, где складывали окоченевшие трупы или нехитрые гробы. Те, кто привозил их, сами могли не дойти назад. Зачастую обессиленных людей, уже полуживых, сажали у аптек или больниц, надеясь на помощь медиков. Или старались из последних сил добраться до Финляндского вокзала, оттуда, если повезет, отправят через Ладогу. Но до вокзала надо было еще дойти…Трупы, трупы, присыпанные снегом, замотанные в простыни, одетые и совершенно раздетые, на саночках и досках. Их забирали машины-трехтонки и везли на кладбища Пискаревское, Серафимовское и др. Многие же трупы оставались лежать до весны.

До января сорок третьего года фашисты совершали попытки прорвать кольцо блокады, ежедневно сбрасывая на город, на оборонявшие его части сотни тонн смертоносного груза. А советские войска, ополченцы, балтийские моряки не только держали оборону, но и давали отпор фашистам.

И вот наступил долгожданный день 12 января 1943 года. Весь мир с замиранием сердца следил за действиями наших войск, но больше всего снятия блокады ждал измученный, израненный город с его населением, испытавшим на себе 900 дней и ночей жестокой блокады. Из сообщения Совинформбюро: …За многие месяцы блокады Ленинграда немцы превратили свои позиции на подступах к городу в мощный укрепленный район, с разветвленной системой долговременных бетонированных и других сооружений, с большим количеством противотанковых и противопехотных препятствий. После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: 250