Волжская новь

Верхнеуслонский район: "История повторяется через века..."

В Верхнеуслонском районе есть Бурнашевское сельское поселение. Живут здесь чуть более шестисот человек, их дома находятся в селах и деревнях Гаврилково, Каинки, Ломовка, Тихий Плес, Юматово и Татарское Бурнашево. Первое, что притягивает взор в этих краях, - удивительный вид с крутых берегов реки Свияги: как на ладони остров-град Свияжск, леса,...

Заместитель главы Верхнеуслонского муниципального района Сергей Осянин сопровождал нашу группу по пути к административному центру поселения.

- История здесь идет по кругу. Ведь Татарское Бурнашево, говорят, в прежние времена было русским селом. Оно разрослось, когда Иван Грозный во время военной кампании оставил здесь часть своих раненых, опасаясь, что они не доберутся до Москвы.

Изначально село называлось Архангельским - по названию церкви Михаила Архангела, которая стояла здесь. И эту церковь, как считает молва, построил крещеный татарин Бурнаш. В работу над деревянной церковью он вложил много сил и средств - даже заказал литые колокола из другой губернии. И местные жители на своем сходе решили переименовать село в честь Бурнаша, - сказал Сергей Осянин, подивившись тому, что сегодня эта история повторяется. Прошли века, та деревянная церквушка давно истлела, а новый, уже каменный храм на том же месте взялся строить еще один татарин, наш современник.

Позже от местной учительницы Ирины Дадыкиной, которая серьезно занимается изучением истории родного края, мы узнали и более подробную версию этой легенды. Как водится, все оказалось не совсем так, как говорят в народе.

ВИХРИ ИСТОРИИ

После экскурсии по местному детскому садику на пятьдесят мест, который в прошлом году построили в новой части села Татарское Бурнашево, настала пора познакомиться и со школой, а также с расположенным в ней краеведческим музеем, где учитель истории поведала нам самые интересные подробности о близлежащих деревнях и селах.

В небольшом помещении, выделенном под школьный музей, уместилось немало экспонатов. Здесь и научные работы учащихся, и краеведческие материалы, и реконструированные традиционные наряды…


Изначально село называлось Архангельским - по названию церкви Михаила Архангела, которая стояла здесь. И эту церковь, как считает молва, построил крещеный татарин Бурнаш


- Татарское Бурнашево образовалось еще во времена Казанского ханства - об этом в Национальном архиве Татарстана сохранились документальные свидетельства. На здешних землях поселились шестеро служивых татар, в честь которых и назвали шесть деревень. Одним из них оказался некий Эсикей Бурнашев, - рассказала Ирина Дадыкина.

После завоевания территории Иваном Грозным землю в этих местах получали лишь так называемые черносошенные крестьяне. В XVII веке была построена та самая церковь Михаила Архангела, а само село по общей традиции переименовали в Архангельское: тогда здесь проживало около тридцати крестьянских семей - для тех времен достаточно много.

Деревянная церковь быстро пришла в негодность, и уже при Екатерине II имели место те события, о которых рассказывает народная молва. В село приехал некий купец из рода тех самых Бурнашевых, что изначально владели им: именно он, по слухам, выделил средства на строительство новой церкви, которую можно увидеть и сейчас, но в весьма плачевном состоянии. Документальных доказательств этому пока не найдено, но вполне правдоподобно, что купец отстроил церковь, отдавая дань своему роду.

В советские годы церковь постигла печальная участь: сперва ее переоборудовали, превратив в тюрьму, затем, после войны, в здании устроили школу, в которой очень нуждалось село. Дети учились там достаточно долго, до 1984 года, пока церковь совсем не обветшала и не приобрела аварийный статус. Сейчас древние доски прогнили и покрылись мхом. Но, как говорится, свято место пусто не бывает…


В XVII веке была построена та самая церковь Михаила Архангела, а само село по общей традиции переименовали в Архангельское: тогда здесь проживало около тридцати крестьянских семей - для тех времен достаточно много


Недавно, как рассказала Ирина Дадыкина, в селе Татарское Бурнашево появились новые дачники, Марина и Ильдус Мингалеевы. Семейная пара, в которой жена - православная, а ее супруг - мусульманин. Вскоре они заинтересовались историей села и решили построить новый храм. Слова с делом не разошлись - уже скоро рядышком со старой церковью появилась новая: причем очертаниями точно такая же, как и была, только возведена уже не из дерева, а из камня. Строительство велось на собственные средства и собранные пожертвования.

Эту семейную пару мы встретили позже совершенно случайно, уже выезжая из села.

В советские годы церковь постигла печальная участь:
сперва ее переоборудовали, превратив в тюрьму, затем, после войны, в здании устроили школу, в которой очень нуждалось село. Дети учились там достаточно долго, до 1984 года, пока церковь совсем не обветшала и не приобрела аварийный статус.

- Когда мы приехали в Татарское Бурнашево, мне каждый день было больно смотреть на эту поруганную святыню - старую церковь. Однажды я вошла внутрь и увидела еще различимые росписи на стенах, лик Божьей Матери. Моя душа этого просто не смогла выдержать - с тех пор все мысли были только о том, чтобы построить здесь храм, - рассказала Марина Мингалеева.

Удивительно было узнать, что поселились Марина и Ильдус на том самом месте, где жил когда-то первый священник, служивший в старой церкви и приходившийся купцу Бурнашеву, построившему деревянный храм, родным дядей.

- Мы об этом узнали не сразу, а уже после того как решили построить новую церковь. На нашем участке нашли ладанку Николы Чудотворца XVIII века. А потом еще одну… Такие ладанки носили только священники. Тогда стали выяснять и узнали, кто жил здесь раньше, - поделилась воспоминаниями Марина Мингалеева.

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТРАНИЦА

Однако не только Татарское Бурнашево имеет богатую историю. Например, село Юматово, как рассказала Ирина Дадыкина, в свое время славилось своим театром.

- Село принадлежало также служивому татарину Юматову, в честь которого и было названо. Но после завоевания этих мест Иваном Грозным у него появились новые хозяева - Петр и Борис Есиповы. Братья поделили владения почти поровну: одному - шесть дворов, другому - пять. Было это в XVI веке, - поведала она.

А в XVIII веке сюда приехал наследник рода Павел Есипов. Во время службы в Москве он узнал, что такое театр. И, приехав к родным пенатам, начал создавать свой собственный - настолько его впечатлило увиденное в Москве. Похоже, его почти безнадежная затея удалась. Во всяком случае, есть воспоминания, что, когда Казань посетил Петр I, его развлекали актеры именно из есиповского театра. А сам Есипов якобы не преминул воспользоваться случаем и обратился к Петру с просьбой открыть театр уже в Казани. Императору идея понравилась, и вскоре на окраине города появилось новое здание театра.

Известный советский писатель Валентин Пикуль в своем рассказе «Есиповский театр» оставил такие строки: «На этот раз я приглашаю своего читателя в… театр. Только не в московский или петербургский, которые подробно описаны в наших солидных монографиях, - нет, я заманиваю вас в глухомань старой русской провинции, где в конце восемнадцатого столетия насчитывалось около двухсот частных театров с крепостными Анютками и Тимохами, которые по вечерам, подоив коров или наколов дровишек, дружно входили в благородные роли Эвридик и Дидон, Эдипов и Фемистоклов…»

В XVIII веке в село Юматово приехал наследник рода Павел Есипов. Во время службы в Москве он узнал, что такое театр. И, приехав к родным пенатам, начал создавать свой собственный - настолько его впечатлило увиденное в Москве


Драматурга Сергея Геркена история есиповского театра также вдохновила на создание музыкального произведения, получившего название «Крепостная актриса» и посвященного истории крестьянки Грушеньки, которая погибла по вине хозяина театра.

После смерти Павла Есипова казанский театр продали под нужды местного монастыря. Однако род Есиповых продолжался и переплелся сначала с родом Геркенов, а затем и с родом Боратынских: дочь русского поэта Евгения Боратынского в 1866 году выходит замуж за юматовского дворянина Ивана Геркена. Сам поэт в селе Юматово, похоже, так и не побывал. А вот трое его детей: Лев, Александра, Мария, а также внучка Юлия, как рассказала Ирина Дадыкина, даже похоронены именно здесь.

ЗАВИДНОЕ ЗАМУЖЕСТВО

Еще одна деревня с изюминкой - Каинки. Она славится плеядой известных ученых, родившихся и живших там. Но не только.

Владельцем села был Иван Симонов, ректор Казанского университета, участник первой кругосветной экспедиции в 1819 году, доказавшей существование материка Антарктида.

Его дочь вышла замуж за не менее известного ученого - востоковеда и китаеведа Василия Васильева, который более десяти лет прожил в Поднебесной и в Россию вернулся с огромной коллекцией предметов и научными работами, пополнившими фонды музея и библиотеки Казанского университета. Он завещал похоронить себя здесь, в Каинках, и тело ученого привезли в родное село из Петербурга, где он прожил последние годы. Однако, к сожалению, судьба захоронения Василия Васильева в советские годы оказалась очень печальной, как и участь всего, что связано с дворянством.

Владельцем села Каинки был Иван Симонов, ректор Казанского университета, участник первой кругосветной экспедиции в 1819 году, доказавшей существование материка Антарктида


Внук ученого, известный философ Николай Васильев, в отличие от деда, своими глазами видел, как крестьяне громили их родовую усадьбу в Каинках. В своих мемуарах он описывает, как вытаскивали во двор рояль и распиливали его, приговаривая, что «штуковина большая, в избу целиком не полезет», как вывешивали в хлевах огромные зеркала. После разорения усадьбы Николай Васильев оказался в психиатрической больнице - не выдержал увиденного. А надгробие его деда закатали в фундамент колхозных по-строек, и с тех пор уже нельзя точно установить, где оно находилось.

Но самая необычная деталь истории села Каинки в том, что сестра Николая Васильева чуть позже вышла замуж за студента юридического факультета Казанского университета Александра Керенского. Этого студента в будущем ждала судьба председателя Временного правительства России и эмигранта.

БИОГРАФИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

История Бурнашевского сельского поселения богата, но и сегодня здесь есть на что посмотреть и чем заняться. Одним только прошлым сыт не будешь.

Как рассказал Сергей Осянин, сейчас поселение переживает период уверенного роста по всем позициям. Свою роль здесь играет воздвигнутый неподалеку Иннополис, который открыл для молодежи, в том числе и местной, широкие перспективы как для образования, так и для дальнейшей работы. До наукограда здесь и ехать совсем недалеко.

Закономерно, что растет и самообеспечиваемость бюджета: еще в прошлом году она составляла 60 процентов, а в этом году уже около 80.

- В последние четыре года мы наблюдаем рост рождаемости, это обнадеживает, - говорит Сергей Осянин. - Еще важнее, что начался рост трудоспособного населения. Во многих селах, как и здесь раньше, население росло в основном за счет пенсионеров, но в Бурнашевском поселении благодаря соседству с Иннополисом, горнолыжным спортивно-оздоровительным комплексом, осиновской птицефабрикой и другими предприятиями появились новые возможности для жизни и работы.

Кто знает, сколько еще великих имен и историй подарит Татарстану Бурнашевское сельское поселение…

Роман Медников, "Республика Татарстан"

Дата:13.07.2016 Выпуск: №99 (28093)

               

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Теги: 250
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: