В Верхнеуслонском районе помнят своего земляка Кафиля Амирова
24 мая 2020 года Татарский мир отметил «Ураза-байрам». Это дата знаменательна еще тем, что 24 мая 1949 года в деревне Нариман родился Кафиль Фахразеевич Амиров.
Он - заслуженный юрист РФ, профессор, философ, экс-прокурор РТ, фото-журналист, один из авторов буклета «Сайдаш аланында»,оставивший нам свое уникальное творческое наследие. О нем и его наследии я собираюсь повествовать читателю, с которым имел счастье не раз общаться.
Около ста лет назад состоялось историческое событие в жизни татар- возвращение татар на места обитания предков на правом берегу Волги. И возникли там деревни Брек, Кызыл Байрак,Шура, Бахчасарай, Нариман и другие, относящиеся теперь к Верхнеуслонскому району Республики Татарстан. В эти дни отмечает столетие село Брек. В Обращении к В.В.Путину ( «ЗП»20-26 июня 2019г) мы пишем, что «в настоящее время просвещение, культура в них находятся в состоянии упадка». Способны ли татары возродить эти деревни? Еще в 2000 году академик М.Махмутов в своих аналитических статьях «Нет ли снижения интеллектуальных возможностей россиян?», писал: «Нарушение экологии человека — это снижение интеллектуального уровня, ухудшение здоровья, потеря нравственных устоев, растерянность, …. и недоверие к власти». Нет ли этого у жителей упомянутых деревень? Татарская пословица гласит «болезнь скрыть- мертвым быть». Татары не позволят себе быть мертвыми и найдут в себе силы для развития своей национальной культуры, опираясь на гумилевский пассионарный этногенез. Для раскрытия темы возвращения татар сделаем экскурс в историю . Эти ранее пустовавшие земли еще со времен Ивана Грозного, когда татарам запрещалось заселяться близ городов ,а потом до революции 1917 года принадлежали итальянскому маркизу , благодаря усилиям многих известных государственных деятелей состоялось переселение. Среди них Шигаб Шарафутдинович Ахмеров – первооткрыватель таланта Салиха Сайдашева. Но эти земли имеют еще более глубокую историю. Равиль Бухараев в своей книге «Сказ о Казани» на странице 44 приводит извлечение из статьи Л.Гумилева «Корни нашего родства»: «Тысячу лет назад два крупнейших государства Восточной Европы - Киевская Русь и Волжская Булгария – заключили мирный договор , который, несмотря на то, что славяне приняли христианство , а тюрки попрежнему чтили мусульманство, благотворно сказывался на отношениях между народами почти 250 лет, вплоть до Батыева разгрома». Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство, Казанская Губерния – таковы страницы истории нашей земли, нашего народа. Через эти страницы смотрел на мир Тукай и, как поэт, воспел свою родную землю и народ. В стихотворении «В саду знаний» - самом первом опубликованном в 1905 году поэт с гордостью обозначил просветительскую сущность своего творчества, принадлежность к своим предкам – булгарам «Пусть увидят, что на свете еще булгары живут, Пусть увидят наше счастье, сами к счастью повернут» . А в 1906 году в стихотворении «Самому себе» он скажет так: Мне счастье дороже жизни, Дождусь ли я для них хорошей жизни? До срока думой тяжкою состарен, Я сам татарин, истинный татарин. Известный поэт и крупный издатель Закир Рамиев (Дэрдменд) - современник Тукая написал такие строки: Татарин я. Татарства не стыжусь, От имени отцов не откажусь. Татарин я, татарин родовой. Кто скажет нет- рискует головой! Через страницы творчества Салиха Сайдашева смотрел на мир К.Ф. Амиров К.Ф.Амиров своим талантом фото- журналиста оставил нам летопись «Праздника искусств» в Кызыл Байраке- посвященного С.Сайдашеву. Это он, «повесив на отдых » мундир Прокурора Республики устремлялся в дни «Праздника искусств» в Кызыл Байрак, чтобы своим искусством фото-журналиста запечатлеть мгновения встреч и событий . И вот итог : в 2008 году им совместно с журналистом Г.Ризвановым издается буклет «Сайдаш аланында», в котором представлены история возникновения села Кызыл Байрак, мастерски сделанные фотографии видов чудной природы. Читая этот сборник – буклет , ощущаешь. как Кызыл Байрак становится местом путешествия в страну Сайдашстан, как из года в год приумножает интеллектуальный потенциал района, прославляет его. Из сборника узнаем, какие слова здесь произнес в 2000 году драматург Туфан Минуллин :«Сайдаш и Тукай- жизнеутверждающие символы татарского народа . Если мы забудем Сайдаша и Тукая татарский народ потеряет себя .Вот почему это место , называемое Кызыл Байрак , должно стать в будущем святым для нас». Тема его диссертации на соискание кандидата философских наук «Правовая культура как фактор развития социальной активности трудового коллектива» . как и все его творческое наследие, востребованы как воздух не только в Верхнеуслонском районе. Именно эта работа вдохновила нас к созданию в общественного движения «Правовая культура : от права силы к силе права». На стр.138 диссертации со ссылкой на Макаренко А.С. он пишет « воспитывая в коллективе дисциплину, мы должны добиваться не внешнего порядка, т.е. простого послушания, а сознательной дисциплины . т.е. такого поведения, чтобы человек всегда , при всех условиях умел выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества и найти в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы трудности и неприятности…». На стр.153 читаем: «Правовая культура не создает потребностей, ни интересов , ни целей деятельности социального объекта, но она в осуществлении этих интересов и целей вносит определенный порядок, гарантирующий их достижение и осуществление. Стремление к удовлетворению потребностей как бы «втягивает субъекта в определенную , обусловленную потребностями и интересами , конкретную форму деятельности , в процессе которой его сознание фиксирует не только сам процесс или акт удовлетворения интереса, но весь путь к нему , все те связи и отношения , которые ему предстоит преодолеть и освоить в качестве единственного условия его реализации . Вторгаясь в деятельность , правовая культура, в свою очередь, становится объектом заинтересованного отношения к ней со стороны субъекта, воспринимается с точки зрения поиска средств и методов решения важных для него задач.». К.Ф.Амиров обладал уникальным умом, он внутренне был свободным человеком, наполнившим творчеством все сферы своей жизнедеятельности. Мощная энергетика, юмор, веселость излучалась при общении с ним. Он- автор более сотен научных работ, десятков книг по истории Казани, по истории казанских улиц. Один из исторических трудов опубликован на английском языке. Академия наук РТ планирует 17 декабря 2020г провести в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Круглый стол «Творческое наследие Салиха Сайдашева и ориентиры развития национального музыкального искусства» и мне было предложено внести свои предложения в концепцию мероприятия и принять участии в его организации . И вот я вношу предложение : в концепцию этого мероприятия в полной мере, наряду с проведением «Ахмеровских чтений» вписывается и проведение «Амировских чтений», ибо творческая деятельность Ш.Ш.Ахмерова и К.Ф. Амирова слились в проникновении к жизнедеятельности Салиха Сайдашева. Если Ш.Ш.Ахмеров был первооткрывателем таланта С.Сайдашева , то К.Ф.Амиров своим талантом фотожурналиста оставил нам летопись «Праздника искусств» в Кызыл Байраке, посвященного С.Сайдашеву.
(продолжение следует)
Адлер Фарукшин
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев