Волжская новь

Слово молодым: "Тукай это татарстанский Пушкин"

Габдулла Тукай оставил великое бесценное наследие своему народу. Его произведения полны искренности, доброты, веры и надежды, а главное - любви к своей родине. Жестокие испытания судьбы не уничтожили в поэте веры в человека. Он смог сохранить в себе то человеческое начало, которое рождается вместе с нами в нашей душе. Он...

Габдулла Тукай оставил великое бесценное наследие своему народу. Его произведения полны искренности, доброты, веры и надежды, а главное - любви к своей родине. Жестокие испытания судьбы не уничтожили в поэте веры в человека. Он смог сохранить в себе то человеческое начало, которое рождается вместе с нами в нашей душе. Он не предал себя и был верен своему народу, не взирая на бессердечность, равнодушие и лютость окружающего мира.

Тукай родился в семье муллы, однако когда мальчику не было и пяти месяцев отец скончался. Мать, Мамдуда, вскоре вышла замуж. В доме отчима Габдулла жил на половине прислуги, но главное - рядом была мама. Счастье Тукая длилось не долго, и в возрасте четырех лет он остался круглым сиротой. Именно с этого момента и начинается его горькая жизнь в людях.

Отчим отправил Тукая к дедушке Училе, в полуголодной семье которого и так было шесть детей, поэтому мальчика восприняли враждебно. Дед был вынужден отправить его в Казань на Сенный базар, где сироту приютил ремесленник Ново-Татарской слободы Мухаммедвали. И, казалось бы, вот оно - счастье, но вновь грянула беда - новые родители заболели и вернули юного Тукая к дедушке, который в скором времени отдал мальчика на воспитание крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай. Из воспоминаний поэта: «Выходим из дедушкиного дома, садимся на арбу дяди Сагди. Дед с бабушкой (видимо, чувствуя неловкость перед дядей Сагди) вышли меня провожать. У телеги бегают босоногие мальчишки, собравшиеся посмотреть на мой отъезд. Телега тронулась. Мы с дядей Сагди сели рядом. По дороге: «Вот сейчас приедем в Кырлай, там уж и мама твоя, наверное, вышла тебя встречать. Аллах даст, у нас молоко, катык, хлеба много, поешь досыта», - утешал он меня такими словами, обещая счастье, которое ожидало меня через две-три версты. Давно не слыша ни одного доброго слова, я очень радовался в душе».

Именно кырлайский период является самым благополучным периодом в детстве Тукая. Здесь нет нужды в хлебе. Здесь он впервые начал учиться, приобщаться к труду. Тукай напишет позже: «Деревня Кырлай была местом, где открылись мои глаза на мир». Действительно, именно в Кырлае будущий поэт впервые осознал чувство любви к своему народу и родине, и это чувство он продолжил развивать и раскрывать на страницах своих произведений.

«С отцом были мы очень дружны. Ни разу не сказал он мне резкого слова,» - вспоминает Тукай. Вскоре в Кырлай приезжает дядя Бадретдин, который намерен забрать мальчика в Яик, где живет его родная тетя с семьей. «Одев меня в мой старый бешмет и обув в худые валенки, тут же вывели меня и посадили на арбу. Мать с отцом со слезами проводили меня до полевых ворот. Наконец, мать: «Не забывай нас! Не забывай! Забудешь - станешь головёшкой в аду!» - выкрикнула последние свои слова, и мы выехали из деревни».

Восьмилетним мальчишкой он уехал отсюда в совсем незнакомый город на Урале-реке, а вернулся уже зрелым публицистом, сатириком, общественным деятелем, признанным поэтом, великолепно владеющим, помимо родного татарского, русским, арабским, персидским и турецким языками.

В 1907 году начинается плодотворный казанский период, в рамках которого Тукай выпустил более 30 книг. На этот период приходится и расцвет его поэзии. Известные и весьма значимые журналы того времени с яростным желанием публикуют новые творения поэта. Тукай возымел небывалое общественное признание и влияние. В своих произведениях он поднимал актуальные социальные вопросы и активно боролся с реакционными проявлениями. Его девизом стало: «С кем только жизнь в злой распре не бывала? В борьбе ты ей не уступай нимало!»

Со временем Тукай начинает скучать в стенах родной и горячо любимой Казани. Творческое пламя начинает угасать и сменяется душевным надломом. Он решает отправиться в путешествие. Так, он побывал в Нижнем Новгороде и Симбирской губернии.

В 1911-1912 годах здоровье поэта ослабевает, но это не останавливает его совершить поездку в Астрахань, во время которой он знакомится с жизнью народов Поволжья. Весной 1912 года он вновь отправляется в путешествие по маршруту Уфа-Петербург и знакомится с Мажитом Гафури, который был очень близок Тукаю духовно и творчески. Поэт возвращается в Казань в начале 1912 года. Будучи уже тяжело больным, он продолжает усердно работать в типографии, вдыхая губительные пары свинца, писать и писать о тяжкой жизни тогдашнего общества, при этом закрывая глаза на собственную, ведь с каждым днем набирает силу серьёзное заболевание - туберкулез.

Смерть Хусаина Ямашева стала ещё одним сильным ударом для Тукая, и в 1913 году здоровье поэта вновь резко ухудшается, но он продолжает писать. В этот период более полно раскрывается тема патриотизма, гражданственности и любви к народу в творчестве Тукая.

Перед отъездом в Клячкинскую больницу Тукай зашел проститься к старому знакомому Ф.Амирхану. Фатих сказал ему:

- Выздоравливай скорей, чтобы нам с тобой поскорей свидеться!

На что Тукай ответил :

- Ты уж не спеши свидеться со мной, живи-ка подольше.

Тукай осознавал, что это последнее его путешествие.

В Клячкинской больнице Тукай скончался 2 апреля от туберкулеза, не дожив до 27 лет. Он ушел из жизни в самом расцвете таланта. Вся мировая литература в тот день потеряла еще одного гения. Татарские газеты посвящали ему специальные номера, где публиковали письма сочувствия со всех уголков страны. Это была великая трагедия.

Габдулла Тукай постоянно вел непримиримую борьбу не только с жестокостью общества, но и собственными иллюзиями и предрассудками. Он всегда находился в поисках истины. Он желал отыскать тот «Святой Грааль», именуемый правдой и справедливостью. Тукай, как никто другой, знал детскую душу, любил и уважал ее. Он написал около 150 стихотворений для детей. Тукай сохранил в себе то человеческое начало, пронес его через все нелёгкие испытания судьбы, и в этом есть его истинное величие.

Произведения Тукая и по сей день издаются огромными тиражами. Ими зачитываются тысячи людей во многих частях мира. Тукай продолжает жить и, как бы странно это не звучало, служить своему народу и родине. И в моей душе теплится надежда, что и через десятки лет татарский народ будет чтить этого бессмертного гения и творца.

               

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Теги: 250
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: