Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Славный путь верхнеуслонцев на полях сражений и в тылу

Невозможно рассказать в одном материале обо всем, но мы постараемся напомнить, каким был этот путь к победе 1945 года в нашем районе

Наше дело правое. Враг будет разбит.

Победа будет за нами.

Этими словами закончил свое выступление по радио народный комиссар Иностранных Дел СССР А.М. Молотов. Оно прозвучало 22 июня 1941 года в 12 часов дня. Так страна узнала о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. И с этого момента все было подчинено одному: ПОБЕДЕ!

Начинается отсчет скорбных, горьких 1418 дней и ночей.

Невозможно рассказать в одном материале о каждом из них. Но мы постараемся напомнить о том каким был этот путь к Победе 1945 года нашего района.

22 июня вторая половина дня: состоялось бюро райкома КПСС. Главный вопрос – о мобилизации.

Она началась в 00 часов 23 июня.

И вот уже нарочные верхом на лошадках поскакали по району с первыми повестками о мобилизации.

23 июня район провожал первых мобилизованных на фронт Андрея Васильевича Королева из Ташевки, Курылева Николая Петровича из Свияжска, Марахтанова Михаила Константиновича из Верхнего Услона. Все они были 1910 года рождения.

А война уже полыхала по всем границам от Балтийского до Черного моря. В первые часы войны вступил в бой под белорусским г. Жуляны наш земляк из д. Соболевское Михаил Мартышин. Это только один пример, а сколько их было солдат – срочников, призванных на военную службу в 1937-1940 годах. Это они сдерживали противника на границе в первые часы и дни войны. Самые большие потери несла тогда Красная Армия. Чудеса мужества и героизма, стойкости показал гарнизон Бреста. Они сражались более месяца и не знали, как далеко уже ушла война. Да, враг был силен. Но он еще не знал, какой ужас придется пережить и ему. Он не мог знать слов нашего князя Александра Невского, а мы, русские, знали: «Кто с мечом на Русь придет – от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля Русская!»

С 23 июня по всему району проходят митинги. А на страницах районной газеты публикуются письма жителей района. Вот одно из них из с. Уланова от Ивана Григорьевича Лукоянова. «Провожая своего сына Александра на фронт, наказал ему: будь, сынок беспощаден к врагу, храбро сражайся с гитлеровскими бардами, без промаха бей фашистов, а мы будем честно работать в колхозе. На днях провожу и второго сына. И ему мой наказ будет таким же. Сам я инвалид 2-ой группы, но в такие грозные дни не могу сидеть дома. Правление колхоза удовлетворило мою просьбу: послало взамен ушедшего сына на тракторные курсы в Макуловскую МТС... Заверяю вас, товарищи колхозники, что на своей машине я заменю в работе обеих сыновей, ушедших на фронт».

Судьба Александра до сего времени не известна. Из 12 Лукояновых, ушедших на фронт в годы войны в родное село вернулись двое. Вот она горькая статистика войны.

Наш район перед войной имел 92 населенных пункта, 28 сельских Советов и население 41,5 тыс. человек.

За годы войны были призваны и мобилизованы на фронт около 11, 5 тыс. человек, в том числе более 300 женщин. Вернулись около 6 тысяч.

Мы до сего времени не можем сказать точную цифру. На это есть несколько причин. Первая: не все архивы открыты. Вторая- район имел совершенно другие границы. И третья – я уже выше говорила, что в войне участвовали те, кто находился на действительной службе, ну и не менее существенная: перед войной многие верхнеуслонцы проживали и были призваны со всех уголков СССР. Наша цель: собрать и назвать каждого земляка, независимо откуда он был призван. В КНИГЕ ПАМЯТИ района это будет сделано по максимуму.

А теперь о тех, кто остался в тылу. Это были старики, женщины и дети. Голод, непосильная работа, тревожные сводки Совинформбюро, первые похоронки... Казалось, все это не пережить.

3 июля 1941 года было выступление по радио председателя ГКО тов. Сталина. Его слова тронули и всколыхнули сердце каждого.

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы Красной Армии и флота! К вам обращаюсь я, дорогие мои!» Первые слова обращения. И последние «Все силы народа - на разгром врага! Вперед за нашу Победу!»

Именно-все силы! И откуда они только брались у наших бабушек, мам? «Да, разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила. Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла» писал поэт Михаил Исаковский.

Обратимся к фактам.

Хорошую инициативу проявили школьники колхоза «13 годовщина Октября» (Печищи). Бригада из десяти человек заготовила 27 центнеров веточного корма.

Сельхозартель колхоза им. Ворошилова (Харино) 15 июля сдала на склад Торгплодовощ 722 кг земляники.

Телеграмма за подписью предрика Семенова наркому мясо-молочной промышленности ТАССР.

«Просим оказать помощь в снабжении мясо-молочными продуктами детей сотрудников НКИД СССР, эвакуированных из Москвы 585 человек, детей работников кинофикации, проживающих в Ташевке -200 человек, детей работников метро, проживающих в Свияжске - 155 человек, детей, вышедших из госпиталей и проживающих в Верхнем Услоне - 37 человек.»

Всего на конец июля в район прибыло 3110 человек. С каждым днем число эвакуированных из Смоленска, Киева, Москвы, Ленинграда, Волхова росло. Приезжали не только семьи, приезжали детские дома, интернаты, пионерские лагеря и целые предприятия г. Москвы.

Среди эвакуированных была Софья Борисовна Либкнехт- вторая жена немецкого революционера Карла Либкнехта. Некоторое время она проживала в Верхнем Услоне. 2 декабря 1941 года в адрес руководства района пришла телеграмма: «Организуйте переброску семьи Либкнехт С.Б. из Услона в Казань. Срок переброски по указанию Либкнехт».

Обстановка на фронте с каждым днем накалялась. Получив отпор у стен Москвы, враг рвался к Волге и на Кавказ. Согласно решения ГКО, население мобилизуют на строительство военных укреплений. К середине октября район должен был поставить3800 человек трудоспособного населения и 300 подвод лошадей.

Из воспоминаний Екатерины Ронжиной из Сеитова о том времени: «Стояла осень. Начались заморозки. Нас посадили на подводу и отправили в Апастовский район. Народу там собралось много. Почти все такие же девчонки. Жить было негде. Редко, кого в домах селили, больше в землянках. Бани не было, так до дома и терпели. Вши заедали. Одежонка - фуфайка да юбка. Каждой бригаде давали задание. Кто рвы противотанковые копал, кто гнезда пулеметные, кто камнем брустверы выкладывал. Земля мерзлая, если не поддавалась-взрывали. Страшно было и тяжело».

На заседании бюро РКПСС 10 сентября был рассмотрен вопрос «О сборе с населения одежды для РККА». В Фонд обороны стали поступать вещи. С большой любовью были собраны посылки от учителей и учащихся Верхнеуслонской школы, сберкассы, почтового отделения, к-за им. Кирова (поселок). Колхоз «Вперед» (Нижний Услон) выделил 40 кг шерсти, 50 кг – артель им. Дзержинского (Уланово). Сбор теплых вещей продолжался и в 1942 году. Из отчета районной комиссии: «За 15 дней сентября на складе имеются следующие вещи: варежки, перчатки шерстяные – 80 пар, носки шерстяные -6 пар, шапки-ушанки - 51 пара, варежки ватные 11 пар, носки ватные-20 пар, брюки ватные -23 пары, телогрейки ватные -22 пары, рубашки верхние 11 пар, рубашки нательные-11 пар... Всего 21 наименование. Все вещи упакованы и подготовлены к отправке 21 сентября».

Но фронту нужны были не только теплые вещи. Фронт надо было кормить. И тыл, голодая сам, отдавал для защитников Родины последнее. Пахали, сеяли, убирали урожай в

основном на лошадях, да еще на бабах. Ведь не случайно говорили они о себе: «Я и лошадь, я и бык. Я и баба, и мужик».

И снова строки из постановления пленума райкома партии: «Завершить в кратчайший срок, но не более чем за 2-3 дня уборку бобовых и крупяных культур. Заскирдовать в течение 3-5 дней имеющиеся не заскирдованные хлеба. Скирдование производить только вручную. Форсировать обмолот хлебов. Организовать во всех колхозах круглосуточную работу молотилок. Обмолот завершить к 1 ноября».

Силы нашим труженикам тыла давала вера в правое дело, вера в Победу.

В ноябре сорок третьего молодежь Сабинского района вышли с инициативой о сборе средств на строительство танковой колонны «Колхозник Татарии». Наш район живо откликнулся на это обращение. Вот только один пример. На собрании в колхозе «3-й Интернационал» (Янги Болгары) выступила колхозница мать троих детей Загидуллина: «Я с большой охотой отдаю свои сбережения в сумме 800 рублей. Пусть танки, построенные на наши трудовые рубли, еще сильнее бьют фашистскую мразь». В этот вечер было собрано 19500 рублей.

Танковую колонну на фронт сопровождала делегация Татарии, среди которых был и наш земляк, кузнец Г. Билялов из Янги – Болгар.

Как и везде в стране, в районе действовала талонная система снабжения хлебом. Вот эти нормы хлебных карточек:

- рабочим всех категорий – 600 г на день;

- служащим и иждивенцам -400 г;

- детским яслям (в счет отпуска на дом) – 200 г;

- учащимся – 50 г.

1943, 1944, 1945... Они мало чем отличались от первых двух военных лет. Разве что, в деревнях и селах появились фронтовики-инвалиды. Они как могли помогали женщинам и детям давать сельхозпродукцию фронту. Да семьи, потерявшие на войне кормильцев, получали скудные пенсии.

Но село держалось по-прежнему на женских и неокрепших детских плечах. И так до Победы!

Римма Троицкая

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Волжская новь Верхний Услон День Победы судьбы людские фронт тыл