Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

"Принципиальный татарин" из Верхнеуслонского района Равиль Шафигуллин о своей службе в Чернобыле

31 год прошёл с тех пор, как в апреле 1986 года произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, который потряс весь мир. Масштабы этой трагедии могли бы стать неизмеримо больше, если не самоотверженность участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС из всех уголков Советского Союза, в том числе и из нашего района.

Сегодня в Верхнеуслонском районе проживают пять ликвидаторов этой аварии:
Михаил Варакин из Макулова, Сулейман Мухамеджанов из Верхнего Услона, Ильбрус Тухбеев из Татарского Маматкозина, Александр Якимов из Соболевского, Вагапов Мансур из Коргузы и Равиль Шафигуллин из д. Гребени. Все они прошли испытания на мужество и стойкость. Сегодня мы беседуем с одним из них - учителем Шеланговской школы Равилем Шафигуллиным.
- В 1985 году многих перспективных ребят призвали в Армию со студенческой скамьи, и учеба продолжилась в учебном подразделении одной из военных частей. После учебки комбат озвучил приказ о том, что меня, сержанта, оставляет в учебном взводе для обучения молодого пополнения солдат нового призыва, - вспоминает Равиль Азатович. - Мы жаждали тогда романтики, хотели быть похожими на своего командира, командовавшего взводом в Афганистане, удостоенного за мужество правительственных наград. Поэтому и немудрено было, что мечтали отбыть в Афганистан для выполнения интернационального долга. Но нас для дальнейшего прохождения срочной службы определили в Прикарпатский военный округ. Это была весна 1986 года. Рано утром 2 мая сводное подразделение младших командиров погрузили на поезд и отправили к месту службы. В поезде следовали вместе с гражданским населением, проживающим в восточной части Украины, по пути люди старшего возраста угощали пирогами, сладостями, девушки знакомились с нами, обещали писать письма, словом были окружены любовью и заботой. В Тернополь прибыли утром. Выгрузились из поезда и строем пошли к месту сбора и распределения. Для поддержания духа ведущий строй офицер скомандовал: «Песню запевай! «Россия, любимая моя, как дорога ты для солдата, родная русская земля!» На чистеньких и пустынных улицах города мы вдруг почувствовали: обстановка изменилась, с какой-то ненавистью открываются форточки в окнах домов, её обитатели не радуются и не машут платочками, как это было сутки назад.
Равиль Азатович рассказывает, как их, молодых сержантов, направили в город Овруч Житомирской области. По пути следования ребята видели маленькие аккуратные побеленные хаты местных жителей, цветущие каштаны. На станции Коростень в вагон вошли люди в белой закрытой униформе и стали замерять радиационный фон в вагоне. Такая неожиданная встреча ребят с воинами дозиметристами застала врасплох. Началась служба. Задача подразделения состояла в обеспечении жизнедеятельности, охраны, сопровождения высокопоставленных военнослужащих части и проверке транспорта на наличие радиации.
- За период службы не было допущено ни одного промаха, - говорит мой собеседник. - Помню, в один из сентябрьских дней 1986 года в части находилась правительственная комиссия по ликвидации аварии. Перед заступлением на боевое дежурство нас инструктировали на бдительность, так как были заменены образцы пропусков на режимную территорию. В послеобеденное время военнослужащий без опознавательных знаков на погонах предъявил документ, не соответствующий представленным образцам и попытался пройти на территорию. Тогда я применил приемы боевого самбо, задержал военнослужащего и вызвал командира роты. В ходе разбирательства было установлено, что это генерал- майор из Москвы, не выписавший пропуск. Командир роты тогда снял меня с поста и объявил трое суток ареста, а перед генералом извинился. После отъезда правительственной комиссии в подразделение прибыл подполковник особого отдела дивизии, лично поблагодарил меня за бдительную службу, вручил Благодарственное письмо от имени советского правительства за ответственное исполнение порученного дела, дал увольнение на один день с посещением мемориала славы героев-партизан в местечке Словечно в составе старших офицеров. После этого случая меня стали называть принципиальным татарином и без надобности в районе КПП не появлялись
Служил в подразделении со мной веселый шустрый водитель Петр Иванов из Ульяновска. Он всё время твердил: дайте мне серьезное задание. Назначили его водителем бронетранспортера, в этот день он обслуживал группу дозиметристов, осуществлявших замер радиации в «Рыжем лесу». Местность называлась так потому, что наиболее сильно было подвержено радиации, деревья стали рыжими. В пути бронетранспортер заглох. Петру одному пришлось выйти из-под защиты брони и в течение 15 минут ремонтировать транспорт. За это время его организм хватанул большую дозу радиации. После прибытия в часть его пошатывало при ходьбе, от веселья не осталось и следа. Мечтал, что по демобилизации приедет домой, женится, купит корову и будет молоко попивать и детей воспитывать. Сбылись ли его мечты? Петра направили в санбат и больше его в части мы не видели.
В ходе командировок нашему земляку особенно было тяжело видеть огороженные колючей проволокой населенные пункты, откуда были эвакуированы жители. Их вывезли в срочном порядке, а принадлежащие им братья меньшие: собаки, кошки, куры остались. Чуть позднее жители старшего поколения стали возвращаться в свои дома, говорили, что если бог их позовет к себе, то пусть лучше это случится в своей хате. Сама природа осенью 1986 года одарила, жителей щедрым урожаем яблоки груши уродились гигантских размеров, старики говорили, что им 80 лет, а такие крупные яблоки видят впервые.
- Нам читали лекции о мерах безопасности при нахождении на зараженной радиацией территории, - рассказывает Шафигуллин. - Но в первое время чётко разработанных правил и методик не было, да и специальных средств индивидуальной защиты не хватало. Пользовались марлевыми респираторами. Но были в СМИ и такие публикации, что в небольших дозах радиация способствует росту, только нельзя кушать семя, так как радиационные нуклиды скапливаются в них и, в первую очередь, поражают потомство. Но разве солдат, совсем еще ребенок 18-19 лет, будет слушать, когда кругом все цветет и благоухает, а лакомые фрукты всюду поспели и висят над головой.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

1

1

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: 250