Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Потомственный речник Леонид Пушкарев из Нижнего Услона

Теперь его имя носит теплоход «Капитан Пушкарев»

Нижний Услон богат своей историей, богато людьми, которые своей жизнью, талантом, героическими и трудовыми подвигами известны не только в районе, в Республике, но и далеко за её пределами. В «День Волги» я хочу рассказать о замечательном человеке, нашем земляке, чья жизнь неразрывно связана с родной рекой.

Леонид Васильевич Пушкарев родился 10 июня 1926 года в селе Нижний Услон, Верхнеуслонского района ТАССР, в семье потомственных речников. Его отец Василий Дмитриевич долгие годы трудился на пароходе «Иркутск», который для его сынишки стал настоящим домом. Вместе с родителями, каждую навигацию, бороздил он на «Иркутске» волжские просторы от весны и до глубокой осени, изучил его так, как береговые мальчишки, родной двор. Судьбе было угодно, что здесь же началась его трудовая биография речника. Едва исполнилось Леониду 15 лет, началась Великая Отечественная война. Как и всем мальчишкам в грозном сорок первом хотелось Леньке на фронт, но для фронта был он еще мал. Ждал его другой фронт –трудовой. Взяли Леонида Васильевича матросом, на ставший уже родным, пароход «Иркутск». Зимой 1941 года выпало на его долю первое испытание «Недалеко от Кинешмы пришлось пароходу «Иркутск» освобождать из ледового плена пассажирский пароход «Советская республика», на котором везли, более тысячи, эвакуированных детей. Чтобы пробиться к скованному льдом пароходу пришлось пешнями пробивать бороздку во льду, «по ней и шли… да так шли, что все плицы в колёсах сломали, а вместо них был сплошной лёд». Спасенный пароход вывели на воду, он пошёл своим ходом, а пароход «Иркутск» там и остался зимовать. На ремонте своего парохода Леонид Васильевич обморозил ноги, чудом удалось спасти тогда его жизнь. В трудные военные и тяжелые послевоенные годы закалялся характер речника, его воля и ответственность.

Через 10 лет, в 1951 году Леонид Васильевич стал капитаном на родном «Иркутске». 28 августа 1953 опытному капитану доверили командование самым мощным по тем временам теплоходом «Адмирал Ушаков». И здесь в полной мере проявились его организаторские способности. Пушкарев разработал метод толкания судов (взамен вождения барж на буксирном тросе), который повышал скорость движения состава на 15 процентов, уменьшая при этом расход топлива и смазки на тонну перевезенного груза, улучшая устойчивость составов на курсе и повышая безопасность их вождения. Он предложил и осуществил толкание составов из нескольких барж в кильватерном счале, а также буксировку большегрузных плотов. Вряд ли кто теперь скажет, сколько ночей напролет просидел он за расчетами, чертежами, сколько раз доказывал в разных инстанциях, что дело это экономически выгодное. Надо лишь довести до ума. Другой бы отступился, махнул рукой. Что ему до этих барж. Но отступать не в его правилах. Ему удалось сконструировать специальное устройство, с помощью которого составу была придана жесткость в местах соединения. Кроме того, Пушкарев разработал схемы расположения барж с учетом их конструкции и осадки. И как итог огромной работы, торжества человеческой мысли на «Пушкаревский метод» перешли все 20 речных пароходств нашей страны.

В 1960 году Леонид Васильевич Пушкарёв назначается капитаном первого на Волге крупнотоннажного теплохода «Волго - Дон 1». Личный девиз капитана «Люблю, чтобы трудно было, новенькое люблю что-нибудь сделать». Судоводительские приёмы капитана новатора нашли широкое применение на Волге и за её пределами.

В 1964 году Л.В. Пушкарёв большой мастер своего дела становится капитаном – наставником по всем 25-ти теплоходам типа «Волга-Дон». Под командованием Пушкарёва теплоходом за рейс из Владимировки в Дзержинск доставлялось 7,6 тысяч тонн соли вместо положенных по норме 5 тысяч тонн. Повышение скорости и сокращение рейсового времени достигались за счет рациональной балластировки. При этом команда машинного отделения научилась править гребные винты и менять насадки без захода в док. Все вместе давало лишние 7 суток эксплуатационного времени.

В 1963 году окончил Горьковское речное училище имени И.П. Кулибина с правом занимать должность капитана на судах всех групп.

С 1964 года – капитан-наставник Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП) (город Горький).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1966 года за досрочное выполнение заданий семилетнего плана по развитию речного транспорта и выдающиеся производственные успехи Пушкарёву Леониду Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Когда капитану-наставнику присвоили звание Героя Социалистического труда мнение было единодушным- заслуженно! Знали работой своей, мастерством, заслужил он эту награду. И знали, что не зазнается, не возгордится, останется прежним Пушкарёвым. Вот как рассказывал о нашем земляке Голубков А.Б, заслуженный строитель России. « В мае 1970 года в Самаре случилась авария. «Волго -Дон» снес пролёт моста. Я возглавлял комиссию по наведению наплавного моста из барж 942 проекта. Строительную часть я представлял хорошо, а что бы справится с речными проблемами, мне в помощь направили капитана наставника Пушкарёва. Я, конечно знал, что это величина, но встречаться с ним не доводилось. И честно говоря, волновался, такой ас, а я им командовать должен. А Леонид Васильевич запросто взял рукавицы и сам включился в работу. И был один момент, который всех поразил. Мост не разводился, просто одна баржа выводилась, и ставилась к берегу, и через это пролёт надо было провести теплоход «Максим Горький» с зерном вверх по Волге к элеватору. Никто из самарских судоводителей за это не брался: ширина пролёта метров 60, да ещё течение. Пушкарёв встал за штурвал судна и так провел судно, словно по километровому створу, отшвартовался у стенки элеватора. Все ахнули, так ювелирно было сработано! С его легкой руки и другие капитаны освоили эту трассу».

В 1973 году Пушкарёв назначается начальником судоходной инспекции Волжского бассейна, где проработал до ухода на заслуженный отдых. И в этой должности он пользовался большим уважением. Очень человечный. О своей профессии Леонид Васильевич говорил так: «Я на реке родился, всю жизнь работал на Волге. И скажу, что наша профессия - не из лёгких, чтобы с ней ужиться, надо быть крепким человеком». Вся жизнь Леонида Васильевича Пушкарева была посвящена любимой реке, любимой работе и когда певица Людмила Зыкина пела о Волге, о причале, о друзьях, о том, без чего «на свете жить нельзя», потомственному речнику казалось, что это о нем, его семье, о Нижнем Услоне. Сегодня можно с уверенностью сказать, что дело потомственного речника в надежных руках. Вся его семья связала свою жизнь с Волгой. Двое сыновей, дочь пошли по стопам родителей. Подросли внуки, правнуки, которые гордятся своим легендарным дедом!

С 1987 года – на пенсии. Ушел из жизни 7 ноября 1995 года. Похоронен Леонид Васильевич Пушкарев в Нижнем Новгороде на кладбище «Марьина Роща».

Герой Социалистического труда; Почетный работник речного флота; Заслуженный рационализатор РСФСР.

Имеет награды - Ордена Ленина (1966), Трудового Красного Знамени (1958), Медаль «За трудовое отличие», Медаль ВДНХ СССР - за успехи в народном хозяйстве. Имя нашего знаменитого земляка носит теплоход «Капитан Пушкарёв».

Нина Морозенкова,

Заведующая Нижнеуслонской сельской библиотекой.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Волжская новь Верхний Услон потомственный речник капитан Пушкарев