Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Последний подарок маркизы

Описываемые мною события из уст знающих людей Верхнеуслонского района произошли без малого несколько годов до празднования 100-летия Гребеневского винокуренного завода маркизы Елизаветы Михайловны Паулуччи.

В царские времена завод справно работал, поставлял спирт на военные предприятия. В годы Великой Отечественной войны поставлял продукцию для нужд народного хозяйства и Красной армии. До 1985 года он функционировал, выпуская натуральную продукцию для медицинской отрасли и нужд военной промышленности. А отходами от производства спирта, бардой, пользовались аграрии Верхнеуслонского и соседних районов. Домашних животных в личных подворьях и на ферме кормили горячей бардой и от этого получали рекордные привесы. Советские граждане и сельскохозяйственные предприятия сдавали на завод излишки собранного картофеля и получали деньги.

Но вот настал злополучный год. К власти пришли «новые люди с жёнами». В стране развернулась перестройка. Под видом борьбы с пьянством пищевую промышленность, в состав которой входил Татспиртпром, стали планомерно уничтожать. При попустительстве и безынициативности местного руководства и дирекции завода, осенью 1985 года, как раз тогда был объявлен Горбачевым закон о трезвости, предприятие не дало продукции. Более 180 рабочих остались без средств к существованию, скотина без кормов. Многие семьи покинули родные места в поисках работы. Если в то время одна семья содержала как минимум корову, быка, овец, поросенка и кур, то в настоящее время во всей деревне только четыре хозяйства пенсионеров содержат коровы. Да и в отношении их особо активные граждане с менталитетом перестроечного времени грозят штрафом за «удобрение газонов». Лучше бы взяли пример с других районов, где гордятся наличием животных во дворе местного жителя и всячески помогают им.

И так, после ликвидации предприятия, осень 1985 года, зима 1986 для местного населения была архитрудной. Помимо того, что в течении века сложившийся уклад жизни порушился, обострились различные заболевания на нервной почве, со всеми вытекающими последствиями. Первого апреля, полвосьмого утра, мужики - бывшие передовые работники завода, встретились у проходного завода обсудить новости. Лица мужиков хмурые, жены ругаются, семью содержать надо. Затылки чешут, госреформаторов ругают, а кругом весна красота, скворцы поют, погода шепчет займи и выпей, а негде и не на что. В этой группе коренастый такой мужик активист и любитель книг говорит:

- Не могла же маркиза с собой увезти во Францию сто пудов золота, точно припрятала, надо его найти!

Бывший слесарь высказал мысль: «А спиртопровод-то цел». Сварщик поддержал: «Да я сам его латал, там трубы со времен маркизы надежные, закопаны глубоко, перед спиртовой цистерной сварены в форме «колена». Единогласно решили: заняться раскопками! Взяли лопаты, подрядили односельчан помоложе и стали копать, где указали старшие товарищи. Копают час-два, вдруг лопата издала металлический скрежет и вот она труба. По тем временам, болгарок не было, пропиливали металлической ножовкой, труба действительно была из нержавеющей стали толстостенная, не одно полотно сломали, но своё дело сделали. В пропил стала просачиваться чистая как слеза жидкость с характерным запахом спирта. Любитель книг толстячок набрал сочившуюся жидкость в миску, хвать её в рот, жадно выпил, глаза полезли на лоб, нос побагровел от жжения, чуть не задохнулся. Через пару глубоких выдохов баском на «о» упоминая «чужую мать» произнес: «Чистейший спирт ректификат. Спасибо покойной маркизе Елизавете Михайловне. Набирай, товарищи». И тут всё произошло как в фильме «Не валяй дурака», когда персонаж Михаила Евдокимова вытащил из воды бочку спирта и всех угощал.

А наша деревня гуляла неделю, кто-то спал рядом с трубой, кто-то из запасливых подарок маркизы домой тащил, кто-то в армию проводы справил, а по возвращению со службы свадьбу играл.

Есть еще в деревне свидетели той находки, которые с восхищением вспоминают о работе своего завода и качестве его продукции, с грустью признавая истину: «Что имеем - не храним, потерявши плачем».

Роман Огурцов, д. Нариман

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Верхний Услон Волжская новь История села спиртзавод