Переломные изменения в преподавании родных языков
Сложный этнический состав населения республики обуславливает сложную языковую ситуацию и ставит с особой остротой проблему языковой политики. При этом, обязанность по проведению языковой политики берет на себя государство – как гарант исполнения и защиты языковых прав населения. Государство принимает основные принципы политики в отношении языков, которые имеют хождение на его территории и реализует эту политику в виде языкового планирования.
Напомним, Госдума в первом чтении приняла законопроект об изучении национальных языков, - методист по национальному образованию и межрегиональному отдела образования Гульгена Давлетшина. - Его суть заключается в том, чтобы государственные языки республик изучались добровольно. Это вызвало волну бурных обсуждений в обществе, однако федеральные власти знают, как сильно жители регионов обеспокоены этом проектом.
Изучение татарского языка в школах республики - тема, которая не теряет своей актуальности и в этом году. Власти все еще решают, как создать комфортное и продуктивное обучение татарскому языку.
Для нашего русскоязычного района этот вопрос весьма проблематичен. Потому что количество детей татарской национальности в нашем районе составляет всего 14,2%.. Это значит, что только для данного контингента татарский язык является родным.
Для системного развития национального образования в республике принята Концепция развития национального образования до 2030 года, разработаны муниципальные планы по реализации концепции и дорожных карт, реализация которых наша задача! В том числе создание условий для обучения на родном языке.
В то же время в целях привлечения общественного внимания к проблемам сохранения и развития языков в условиях поликультурного пространства и сохранения позитивной атмосферы реализации Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», во всех ОУ района проведены мероприятия, способствующие изучению родного языка, литературы, культуры и укреплению единства российских наций, - продолжает Давлетшина. - Да, в соответствии с законом обучение осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних на основе свободного выбора языка, изучаемого родного языка.
От многих факторов зависит, какой язык выбирают родители как родной. Но это прежде всего показатель работы учителя! Перед учителями родного языка ставятся большие задачи. Требование дня-увлекательная организация содержания обучения, основанная на уровне владения языком ребенком, с использованием эффективных методов обучения. Конечно, пробуждение национального самосознания у родителей, тесное взаимодействие с ними-это тоже важное направление работы.
Был проведен детальный анализ состояния преподавания татарского языка как родного и в нашем районек. Республиканские показатели следующие: всего 43% учащихся изучают татарский язык по программам татарских классов и татарских групп (в нашем районе – 727 уч. - 39,8%), 57% - русский язык в группах (в нашем районе - 1193 уч. - 60,2%).
К сожалению, в ходе изучения родного языка часто происходит механический набор групп. Если в школах с русским языком обучения наблюдается сокращение татарских групп, то в национальных школах большинство изучают татарский язык из учебников татарской группы.
Хотелось бы, чтобы эти вопросы не рассматривались формально.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев