Общественные советы в Татарстане. Все под контролем?
История Общественных советов началась в Татарстане еще в 2009 году. Удалось ли им за столь немалый срок стать реальными институтами гражданского общества? Или повсеместно - для галочки - пригрелись у власти «свадебные генералы»? Разбирался наш корреспондент.
Я слежу за тобой!
В 2014 году Госдумой РФ был принят один из важнейших для гражданского общества нормативных документов - закон «Об основах общественного контроля в РФ». Таким образом государство вложило в руки общественников вполне конкретные механизмы по надзору за деятельностью органов власти, местного самоуправления и бюджетных организаций. Одним из субъектов этого закона являются общественные советы…
- Удивительно, но об этом законе мало, кто знает, - комментирует ситуацию заместитель председателя Общественной палаты РТ Кирилл Пономарев. - Он действует уже несколько лет, но почти никем не используется. Сегодня мы стараемся его продвигать. Не так давно совместно с Управлением Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики организовали онлайн совещание с представителями муниципалитетов. Постарались дать постатейные комментарии к закону. Хотим подвигнуть людей к его применению.
Сегодня в республике действует 30 общественных советов при министерствах и ведомствах и более 40 - при муниципальных органах власти. Именно они были призваны стать связующим звеном между чиновниками и гражданском обществом, решать важнейшие проблемы, мониторить исполнение законов, контролировать качество социальных услуг, включаться в вопросы противодействия коррупции… Работа в этом направлении ведется уже несколько лет. А итоги? Много ли резонансных дел было решено с участием общественных советов?
- Давайте будем объективными, - призывает Кирилл Пономарев. - Есть у нас и рабочие общественные советы и, к сожалению, неэффективных тоже хватает. Почему этот вопрос возник? Я считаю, что во многом проблема кроется в неинформированности наших граждан: мало кто из них вообще знает о существовании общественных советов. Не обращаются же! В итоге основной институт гражданского общества, наделенный вышеупомянутым законом функциями общественного контроля, остается в тени.
Когда не всё равно
Двенадцать человек под председательством Мунира Гафиятуллина осуществляют мониторинг в сфере государственных закупок. Все должно быть по закону - главный принцип, которым здесь руководствуются.Наверное, это и есть пример общественного контроля в действии.
Понятно, что таким малым составом, да еще и на добровольных началах, проверить весь оборот невозможно. Общий объем контрактов, заключенных в прошлом году, составил почти 75 млрд. рублей - внушительная сумма! Тем не менее, результаты у Общественного совета при Госкомитете РТ по закупкам есть. Им выявлено более пятидесяти нарушений. По словам председателя, их причина -чаще всего банальная некомпетентность. В борьбу с нею также включается Общественный совет. В ход идут тематические семинары и круглые столы с приглашением экспертов.
- Мы не можем привлечь кого-то к ответственности или требовать смещения человека с занимаемой должности. Все наши решения носят рекомендательный характер. Если выявляем нарушение, направляем информацию в соответствующие органы.
- К вам прислушиваются?
- Еще ни разу не отказали. По всем эпизодам приняты меры, вплоть до отмены госзаказа.
- А представители бизнеса со своими жалобами обращаются?
- Считаю, оказывать помощь тому или иному субъекту рынка было бы в корне неправильно. Роль нашего Общественного совета - не участие в конфликте интересов, а выявление нарушений законодательства, которые допускаются заказчиками.
Ближе к народу
В казанской школе №55 скандал. Ученики ловят в тарелках с несъедобным супом мух, родители пишут жалобы в Роспотребнадзор и прокуратуру. Не получив должного содействия, обращаются за помощью к прессе.
- А почему не в Общественный совет? - интересуюсь у активистки-родительницы.
- Мы о его существовании даже и не знали… - удивляется она.
Провожу эксперимент, пытаясь «достучаться» до Общественного совета при Министерстве образования РТ. На сайте ведомства нужный раздел есть, вот только координаты самого совета отсутствуют. В приемной предоставить их также не могут, отправляя к специалистам. Еле дозвонившись, все же получаю телефон секретаря Общественного совета.Ура, Любовь Лисенкова сразу же берет трубку.
Казалось, кто ищет, тот всегда найдет, но все же согласитесь, цепочка длинновата. При том, что, совет при Минобразе - скорее правило, чем исключение.
- Наша основная беда - общественные советы пока далеки от населения, - комментирует ситуацию Кирилл Пономарев. -Сегодня работа большинства из них ведется через сайты министерств, а надо, чтобы действовала постоянная - не виртуальная - приемная. Им нужно быть ближе к народу!
Не откладывая в дальний ящик
В этот кабинет идут вереницей. Вот замглавврача местной больницы просит решить вопрос с жильем для молодого фельдшера: «Удержать бы специалиста!». За ней - пенсионер с личной болью: «Можно ли помочь с сеном?»… Круг вопросов, с которыми жители Верхнего Услона обращаются в Общественный совет при главе района, поражает размахом. Идут со всем наболевшим. Каждый вторник. Потому что верят: им помогут.
- Мы график приема населения четко соблюдаем, - рассказывает председатель Общественного совета Рифкат Халиков. - Более того, успешно практикуем совместный прием населения с депутатами, а также представителями местной власти. Зачем это нужно? В первую очередь, для обратной связи. Ведь, если граждане обозначаютпроблемы, они сами автоматически становятся участниками процесса их решения. Наша задача - довести дело до конца, сделать так, чтобы процесс этот не забуксовал.
Деятельность вехнеуслонских общественниковпример того, как должен работать подобный совет. Схема проста, но показательна. Так, обратились к ним жители одного из домов по улице Заовражная. Крыша течет, фасад облупился - подрядчикподвел с качеством строительных работ. Рабочая комиссия трижды указывала на недостатки, но с него словно «с гуся вода». Общественный совет, используя данное законом право, инициировал проверку. В комиссию призвал работников исполкома, юристов, строителей, организовал встречу с жильцами.
- Заставили подрядчика исправить свои ошибки! - говорит Халиков. - Не слезли с него, пока не добили вопрос. Мы проблемы людей стараемся сразу же разрешить, не откладывая: звоним чиновникам, выезжаем на место. Знаете, нерешаемых практически нет. Бывают сложности, когда требуются большие капитальные вложения. Такие дела мы держим на контроле.
В последний вторник месяца к совместному приему граждан подключается глава администрации района. А для пущей эффективности приглашается пресса.
- Это инициатива нашего совета, и мы рады, что идею поддержала власть - говорит Халиков. - Глава нашей администрации утверждает, что в составе такой комиссии ему даже удобнее и легче работать. Так что процесс этот взаимовыгодный.
От формализма к действию
Одна из проблем общественных советов, вероятно, кроется в принципе их формирования. Ведь, первоначальный состав собирали сами органы власти, при которых они создавались. Часто это приводило к организации формальных советов - вроде бы есть, но, главным образом, на бумаге. Президент РТ Рустам Минниханов не раз ставил вопрос ребром: «Чиновники, пусть и бывшие, не должны численно преобладать в общественных советах. Это приведет к подмене самой сути их работы». А что на деле?
- Согласен, далеко не все общественные советы были сформированы правильно, - говорит Кирилл Пономарев. - Есть и такие, где присутствуют чиновники, или просто понабрали «своих». Они нежизнеспособны. Знаете, создать не формальный Общественный совет - задача не из легких. Тем не менее, со временем ситуация исправляется. В общественных советах предусмотрена ротация. По многим параметрам, включая активность человека. Пропустил пару заседаний? Освободи место!
- И много желающих?
- Я сам являюсь членом Общественного совета при Минюсте РТ и председателем совета при Госкомитете РТ по туризму. Так у нас всегда конкурс! Люди хотят участвовать в общественной жизни. Постепенно те, кто пришел только ради надписи в визитке, отсеиваются…
- Поначалу многие изъявляют желание работать в нашем совете, но по истечении времени, оно у них пропадает, - рассказывает Мунир Гафиятуллин. - Работу общественников в сфере закупок кроме как рутиной и не назовешь. Тратить личное время, просматривая тонны чужой документации - желающих еще поискать надо. Но, к счастью, они находятся - это люди с активной жизненной позицией, которым не все равно.
В Общественном совете при главе Верхнеуслонского района Рифкат Халиков председательствует почти три года. Вспоминает, что не всегда здесь жизнь била ключом. За решение чужих проблем денег не платят - все на общественных началах, а сил и времени такая работа занимает много.Сегодня в этом совете 19 человек: председатели общественных организаций, депутаты, представители духовенства и просто активные граждане. «Золотой состав» формировался почти два года.
- Сначала активности было мало, - рассказывает Халиков. - Но постепенно каждый из нас стал осознавать свою полезность. Это же призыв души - чувствовать свою значимость!
Общественный резонанс
Должны ли общественники стремительно реагировать на все чрезвычайные ситуации, происходящие в их поле ведения? Вероятно, да. Любой эксцесс должен стать поводом для проверки. Будь то авария на производстве, межконфессиональный конфликт или обман дольщиков жилья. Есть ли сегодня такое на практике? По словам Кирилла Пономарева, резонансные дела пока что остаются без внимания общественных советов. Активисты выходят с пикетами, пытаясь хоть как-то изменить ситуацию, но никому из них даже в голову не приходит обратиться прежде в Общественную палату или соответствующий совет.
- Может, они просто не верят, что им смогут помочь? - задаю насущный вопрос.
- Если руководствоваться этой логикой, не будет никогда у нас действенных общественных советов. В отличие от простых активистов мы можем инициировать проверки, публиковать их результаты, делать запросы, на которые нам обязаны отвечать, ссылаясь на конкретные документы. Мы можем созывать собрания и призывать к ответу виновных должностных лиц.
- С какими проблемами люди могут к вам обратиться?
- С любыми! Да, у нас не столь много полномочий, чтобы заставить власть что-то сделать, но побудить ее к действию мы можем.
По словам Кирилла Пономарева, в истории татарстанских общественных советов еще не было случаев, когда обратившемуся отказали или дали формальный ответ. Если бы такой факт дошел до Общественной палаты, она бы сразу вмешалась.
Более того, состав палаты был специально расширен за счет привлечения к ее работе представителей общественных советов. Чтобы через них можно было контролировать работу на местах.
Напоследок прошу Рифката Халиковара скрыть секрет успешности его Общественного совета.
- А наше дело правое! Но, конечно, и глава нас поддерживает, - отвечает он. А я думаю, что вот такой тандем власти и общественников - идеальный ключ к решению всех проблем. Правда, для этого «созреть» должны обе стороны. В Верхнем Услоне, вероятно, это произошло.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев