Реклама
Водонос, Георгий Храбрый, Георгий Победоносец, Егорий, Егорий весенний, Юрий вешний, Юрий теплый, Егорий голодный, Егор – ленивая соха, Егорьев день, праздник пастухов, скотопас: в старину день имел массу названий.
В шестой день последнего месяца весны скот первый раз выгонялся в поле, на подножный корм. Это был большой праздник пастухов, соответственным образом обставлявшийся разными обрядами, действами, приговорами да песнями. Скот гнали вербовыми веточками, специально заготовленными в вербное воскресенье. В поле ставили стол, на него – икону, и проходил молебен. После пастухов потчевали мирской сытной яичницею, одаряли деньгами и холстом, чтобы они все лето не спали.
Делать что-либо из шерсти (вязать, прясть и просто брать шерстяные нитки в руки) воспрещалось, а то волк на скотину нападет.
Георгий Победоносец, святой этого дня, почитался как покровитель всех земных плодов и полей, а потому 6 мая обязательно освящали посевы и сами поля. Также Георгий был покровителем рек и источников, оттого в народе его и прозвали Водоносом. Соответственно, колодцы тоже надо было освятить. Победоносец защищал домашний скот, крестьяне всегда обращались к нему с просьбой уберечь коров, овец и лошадей. Наибольшей силой обладала молитва, обращенная к святому, именно в скотопас.
Традиционно заботу о скоте в этот день поверяли святому Егорию. Сам пастух при этом нередко заключал (или обновлял) договор с лешим. По народным представлениям, этот человек точно знал условия заключения и соблюдения подобного соглашения, которое обычно включало жертву лесному хозяину. В этой роли часто выступало молоко, а для того чтобы скрепить договоренность, пастух произносил заговор и кидал замок, запертый на ключ, в лес. Леший должен был поднять его и отпереть или запереть в зависимости от пожеланий человека.
Вообще святой Георгий воспринимался нашим народом не только как защитник скота, но и как хозяин всех лесных зверей. Крестьяне верили, что сегодня он разъезжает на белом коне по лесам и дает животным разные наказы.
Святой Георгий являлся также покровителем невест, а потому в этот день девицы молились угоднику о даровании им хороших женихов и ходили разубранными.
В некоторых областях проводили обряды, связанные с заботой о лошадях. Коней купали, мыли, а также кормили крестами, испеченными еще на Крещенье.
Как известно, с Юрьева дня крестьяне всегда назначали сроки и заключали торговые сделки. Работники нанимались с весеннего Юрия до Семенова дня или Покрова.
С сегодняшнего дня начинали сажать морковь, свеклу и другую рассаду.
Роса Юрьева дня считалась целительной. По народным поверьям она могла излечить даже самых безнадежно больных. Люди просили святого Егория отомкнуть землю и выпустить росу, помогающую от семи недугов и сглаза.
С Егория всегда начинались хороводы, а вот посиделки откладывались до 8 ноября (Дмитрия).
Основные приметы:
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа