Место поиска - Суаярвский плацдарм
Белоснежный, комфортабельный автобус плавно затормозил у лукойловской заправки. Из раскрытых дверей на встречу мне «высыпал» весь отряд «Нефтехимик».
Мы не виделись целый год, с прошлой вахты в Карелии. Сейчас путь снова держим туда, в места, ставшие родными даже для меня. Дорога дальняя, но водители Максим и Евгений блестяще справляются со своими обязанностями. Выехав из Нижнекамска 4 августа, на место прибыли ранним утром 6 августа. За окнами одна область сменяла другую: Татарстан, Чувашия, Нижегородская, Владимирская, Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская... Мелькали названия населенных пунктов, рек и речушек, все чаще по обочинам попадалось воинских захоронений, среди них мемориал «Мясной бор». По этим местам, более восьмидесяти лет назад, как катком прокатилась война. Здесь шло горестное отступление почти до Москвы, отсюда фашисты драпали назад в свою Фатерланд.
... Самая большая остановка была в с. Ладога Ленинградской области. Стоит оно на р. Волхов и соединяется с Ладогой каналом. Отсюда до Санкт-Петербурга чуть более 100 км. В 8 веке русичи призвали сюда на княжение Рюрика. Он и заложил деревянную крепость, которая во время набегов часто горела. Затем, уже Вещий Олег, повелевал отстроить каменные стены, толщина которых была три метра. В 1704 году по указу Петра первого был основан город Новая Ладога, после чего древний город Ладога стал именоваться Старой Ладогой. Это был город с большой судьбой, славной историей. Ладогу еще называли «Древней столицей Северной Руси». Мы знакомимся со Староладожской крепостью, другими памятными местами города. В сквере, где стоит памятник основателям Ладоги Рюрику и Олегу, понимаю, что именно отсюда «сбирался вещий Олег отмстить неразумным хазарам». В окрестностях Старой Ладоги находится и могила Олега, умершего от укуса змеи. Как бы хорошо мы не знали историю своей страны, всегда найдется такое, чему откровенно поражаешься. Так и на этот раз.
Отдохнув и перекусив в кафе, покидаем прекрасное село и в путь! Часа в четыре просыпаемся и первый вопрос: чего стоим? Но посмотрев в окна, поняли, мы уже на месте!
Вскоре перегрузили все вещи на «Газель» и поехали на место стоянки нашего лагеря, на берег озера Колласъярви (название - финское, как, впрочем, и все, что здесь расположено). Озеро чистейшее, расположено в 10 км от пос.(и железнодорожной станции) Лоймола и в 11 км от пос. Пийтсиеки. Недалеко от автомобильной трассы 86К-13 (Суоярви – Койриноя). Площадь озера 0,5 кв. км., имеет продолговатую форму (вытянуто с севера на юг). Дорога знакомая. Центральный лагерь уже заполнен отрядами. В этом году их около 20. Часть отряда выехала раньше нас и успела не только поставить столовую, хозблок, баню, но и наварить варенья из голубики и приготовить завтрак.
Нас пока 19. Должны подъехать еще трое. Размещаемся в просторных палатках по одному. Поисков «Нефтехимика» хорошо поддерживает Сибур. Все необходимое: поисковое и костровое оборудование, продукты, транспорт, экипировка, командировочные...
Все ребята работают в нефтяной и газовой отрасли. Четверо моих коллег – журналисты. Каждая поездка – это особая страница шестнадцатилетней истории этого отряда. Все годы его руководителем является Ольга Ланцова, поисковый стаж ее исчисляется ни одним десятком лет. Работает отряд результативно. География его экспедиций – Волгоградская, Ростовская, Ленинградская, Тверская, Смоленская, Новгородская области, Кавказ, Карелия.
В период с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года здесь проходила «Зимняя война» между СССР и Финляндией...
Поисковые работы на Суоярвском плацдарме по поднятию останков бойцов и командиров Красной Армии начались в этих краях с 2008 года, после полученного официального разрешения властей. Координатором работ и руководителем объединенных поисковых отрядов является Смирнов Константин. Совсем недавно он переехал из Москвы по постоянное место жительства в Лоймолу, чему несказанно рад.
Нынешняя экспедиция у «Нефтехимика» рассчитана на три недели. Время не так уж и много. По приезду, не дожидаясь открытия вахты, отправляемся к месту работы. Старая военная дорога разбита, перегорожена сваленными деревьями, торчащими из земли огромными валунами. Но водитель Ильнур виртуозно все это объезжает. Ему тоже не терпится скорее включиться в работу. Ребята щупами, минниками проверяют почву. Через какое-то время «выстрелило», зацепились. Настроение сразу зашкаливает! Споро работают ребята лопатами, снимая дерн. Дальше сложнее. Мешают корни деревьев и большое количество камней, которыми придавлены бойцы. В ход идут пилы и веревки. Пядь за пядью очищают поисковики яму. На глубине более чем двух метров в два слоя лежат останки бойцов Красной Армии. В шапках, подшлемниках, валенках, шинелях. Расима, заведующая музеем отряда, работая на эксгумации в яме, никак не может сложить «пазлы»: кому принадлежат челюсти, руки, позвонки, мозг, ноги, найденные вещи и боеприпасы... Это действительно очень сложно. Но надо. Нельзя допустить, чтобы останки ног одного положили другому бойцу. В яму наскоро, в короткие промежутки между боями, сволокли 29 красноармейцев. У части из них красные нашивки, кубари, что указывает принадлежность к МНС (младшему начальствующему составу).
Состояние останков плачевное: время и влажность сделали свое дело. Сырые шинели, валенки, портянки, носки, перчатки, варежки... Зато они хорошо сохранились. Тошнотворный запах. Трупный. Пьем молоко. Кружится голова. Часто уходим подальше от раскопа, чтобы глотнуть свежего воздуха. Итак, целую неделю.
Возвращаемся с работы ближе к шести. Отвозит и привозит нас все та же «Газель». На ней попутно и дрова в лагерь привозим. Дежурные готовят ужин, топят походную баньку. Одни сразу в озеро, другие с веничком в баню. Заработал генератор, подключили телефоны. Связь в лагере плохая. Приходится подниматься по лесной дороге на «точку». Это примерно километр. По одному ходить не рекомендуют. Тем более, что в районе мемориала видели медведицу с двумя медвежатами.
Еду готовили на костре, с собой брали в лес самовар, продукты и наскоро готовили перекус на газовой плитке. После обеда минут сорок на отдых и снова за работу. Из-за жары в этом году мало было грибов. Но кое-где у воды появлялись белые, подберезовики и подосиновики. Их жарили и с удовольствием ели. Отряд участвовал на ежегодном открытии Вахты-2022 и Свече памяти.
Отряд «Нефтехимик», в составе которого я работаю второй год, поднял в Карелии останки 29 бойцов. К сожалению, все безымянные, пропавшие без вести. Но теперь они похоронены с воинскими почестями на мемориале. Проведена и гражданская панихида. Их души больше не бродят неприкаянными, а упокоены в братских могилах.
Ну, а в музее нашего отряда в Молодежном клубе появились новые экспонаты с Суоярвского плацдарма. И любой может их увидеть.
Вечером, 16 августа отряд провожал на с Ляйсан на станцию. Поезд увозил нас в Санкт-Петербург. А оттуда самолетом мы улетали в Волгоград. Где начиналась другая вахта с родным отрядом «Боевое братство».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев