Люди Верхнеуслонского района: приемная семья Масалии Маликовой из Набережных Моркваш
Масалия Маликова из Набережных Моркваш после смерти второго сына дала себе слово, что возьмет и воспитает ребенка из детдома. Поделится с малышом не только кровом, но и теплом своей израненной души. Свою жизнь Масалия Шакировна посвятила детям, отдав 38 лет учительству. Хороший человек, уважаемый коллега, любимый педагог - в профессиональной...
Масалия Маликова из Набережных Моркваш после смерти второго сына дала себе слово, что возьмет и воспитает ребенка из детдома. Поделится с малышом не только кровом, но и теплом своей израненной души.
Свою жизнь Масалия Шакировна посвятила детям, отдав 38 лет учительству. Хороший человек, уважаемый коллега, любимый педагог - в профессиональной сфере у нее всё сложилось успешно. Оно и понятно, ведь, у моей героини золотое правило: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой, и с детства усвоила, что успеха во всем можно добиться лишь упорным трудом. Но я хочу рассказать не о профессиональных качествах этой женщины, не об успехах в общественной жизни, а о самом дорогом, что у нее сегодня есть - ее дружной семье.
Испытания, которые выпали на ее долю, далеко не каждый смог бы стойко перенести и не сломаться. Когда утонул 9-летний сын, она была уверена, что никогда уже не сможет стать прежней, не сможет больше радоваться жизни, улыбаться. Казалось, ее сердце не в состоянии справиться с этой безмерной тоской по сыну и нестерпимой болью. Но у нее росли еще два сына. Они стали для матери смыслом всей жизни, опорой и надеждой. Однако, впереди ей были уготованы новые испытания.
Когда 16-летнему Рашиду врачи поставили диагноз - рак четвертой степени, под ногами обрушилась земля. Операция продлила жизнь сыну на полгода. Мать сделала всё, чтобы он жил, в глубине души надеясь на чудо. К сожалению, чуда не произошло. Рашид понимал, что умирает. Обезумевшая от горя мать, не скрывала слез: «Сыночек мой любимый, как же мне облегчить твою боль, что еще сделать, чтоб ты поправился?».
- Мамочка, не плачь, я вас не оставлю, я снова рожусь и буду рядом с вами, - превозмогая боль, утешал мальчишка плачущую маму.
Умер Рашид 3 февраля 1999 года. Не выдержал повторного удара судьбы муж, стал заливать горе вином. А Масалию Шакировну одолевал панический страх за жизнь и здоровье теперь единственного сына - Рамиля.
- Когда похоронила сыночка Рашида, дала слово - взять из детдома ребенка, сделать счастливым хоть одного обездоленного человечка, - вспоминает она. - Долго решалась, родственники отговаривали. Но я не могла успокоиться, меня терзала одна мысль: почему умирают мои дети, в чем провинилась я перед всевышним? А потом решила: без трудностей ничего не бывает, возьму ребенка и воспитаю!
В Нурлатском детдоме приметила она 7-летнюю, не по возрасту маленькую, грустную, неуверенную в себе Дашу, которую вернули из приемной семьи. А тут медсестра со своими советами: «Зачем берете, она вся больная, берите другую».
-А мой ребенок этот! - отрезала Масалия Шакировна. - Вы бы своего больного ребенка отдали в детдом?
Извинилась тогда медсестра, сказала, что у нее самой ребенок страдает астмой.
Сначала взяла Дашу погостить к себе на месяц - это необходимая процедура для приемных родителей. А через месяц Даша наотрез отказалась возвращаться в детдом. «А вдруг ты меня там оставишь? Ты моя мама, от тебя я никуда не уеду, я люблю тебя и не хочу больше теряться», - со слезами говорила малышка. Мать послушалась и не повезла ее в Нурлаты, за что получила большой нагоняй от руководства детдома.
В свои семь лет Даша была 1 метр 8 сантиметров ростом, а весила 14 килограмм. Мать купила козу, чтобы всегда было свежее молоко. По советам врачей, девочка-то отстает в весе, каждое утро варила каши.
- Мамочка, не вари кашу, - попросила тогда Даша. - Я ее в детдоме наелась. Хочу, чтобы у нас дома всё было по-другому.
Малышка очень любила рисовать, на всех ее рисунках присутствовал дом. С прозорливостью старца рассуждала она, что самое главное в жизни человека - дом и семья, где тебя любят и ждут, только тогда ты будешь счастливым.
Очень радовалась мама тому, что Рамиль проявлял большую заботу о сестренке, покупал ей сладости, учил пользоваться компьютером, заботился о ней на правах старшего брата.
Масалия Шакировна часто вспоминает предсмертные слова сына о том, что он не оставит мать, вновь родится. Даша родилась спустя два дня после смерти Рашида. Много общего находит мать в их характерах, привычках и не сомневается в том, что душа сына вселилась в Дашу, что сам Господь подарил ей эту девочку.
- Я не представляю своей жизни без Даши, - признавалась женщина. - Не столько я ей нужна, сколько она мне!
А Даша, которую дважды брали из детдома в семьи и снова возвращали, считала, что мам может быть много, но она хочет быть рядом только с одной из них - самой настоящей и любимой, какой у нее никогда раньше не было. Говорила, что только теперь у нее в жизни всё по-настоящему - дом, семья, любимые мама и брат Рамиль.
С тех пор пролетело почти 10 лет. Даша в этом году окончила девять классов и поступила на дошкольное отделение Арского педагогического колледжа.
- Могла дочь поступить в педколледж и в Казани, но у меня к столице душа не лежала, - объясняет мать, - город большой, особого пригляда там не будет. А в Арске хорошо, живут в общежитии вместе с девочками из детских домов и многодетных семей. С куратором группы общаемся, каждый день по несколько раз созваниваемся с Дашей. А как же, контролировать надо! И сына Рамиля так же воспитывала, каждый его шаг знала. Это приобщает к порядку, к ответственности.
К слову, Рамиль после школы окончил техникум, ушел в армию, а после службы пригласили парня работать в Казань, в систему МВД, где сегодня он и трудится. У него уже семья, растет сынишка, живет в Морквашах. По-прежнему обожает он свою любимую сестренку, встречает ее каждые выходные из Арска и провожает.
Мать научила дочь всему: Даша прекрасно готовит, убирается дома, ничего ей не стоит покормить скотину и подоить козу.
- Нельзя воспитывать детей нравоучениями, не надо говорить, что можно, а что нельзя - считает мать. - Если работаешь, поставь ребенка рядом, если отдыхаешь - вместе отдыхайте.
Масалия Шакировна узнавала, что мать Даши болела, умерла, когда девочке было два года, что есть 15-летний брат Адель, который воспитывается в одном из детских домов республики. Женщина мечтала найти мальчишку, чтобы брат с сестрой знали друг друга, общались.
Поиски не давали результатов. Оказалось, что Адель выучился на сварщика, после чего в детдоме вручили парню сберкнижку и проводили, как говорится, на вольные хлеба. В Казани жил брат матери, где парнишка и был прописан. Накопления со сберкнижки быстро улетучились, совершил кражу и посадили его в тюрьму на 4,5 года.
Срок отбывал Адель в Менделеевске. Когда узнали о его местонахождении, оставалось сидеть парню полгода. Даша с мамой поехали к нему на свидание.
- Это не ко мне, это не Даша, она была совсем маленькой, крошечной, - бормотал парень, увидев сестренку.
А потом они кинулись друг к другу, обнялись и плакали навзрыд. У Даши вопросы были только про маму: «Какая она была? Какого цвета были ее волосы, глаза? Я похожа на нее? Почему она умерла?».
- За четыре года никто ко мне не приезжал. Мне стало легче, когда вы приехали. Я чувствую себя нужным! - восклицал Адель.
Масалия Шакировна наказала парню, чтобы после освобождения приехал к ним в Моркваши. Он приехал, два с половиной месяца жил у Маликовых. Помогли ему оформить документы, устроился на работу в Казани.
-Мы с ним общаемся, - говорит Даша. - Знаю, что он мой брат, но Рамиль мне ближе, он самый родной и любимый, потому что воспитывал меня. А теперь есть еще любимый племянник Тимерхан. Очень скучаю, без них и любимой моей мамочки не представляю жизнь свою.
- У дочери доброе отзывчивое сердце. Хочу, чтобы стала она порядочным человеком, чтобы не локтями и зубами прокладывала дорогу себе, а трудолюбием, умом и порядочностью. А вы знаете, какая она у меня умница! Молитвы знает. С малых лет, когда я читала молитвы, она прислушивалась, запоминала, - с восхищением рассказывает мать.
Еще есть одна мечта у моей героини - найти могилу матери Даши и Аделя, поставить памятник. Пока выяснила только то, что похоронена она в Казани. Масалия Шакировна сделала все, чтобы Даша, как можно больше узнала о своей матери, научила молиться за нее, говорила: «Твоей маме нужна теперь только молитва». Уверена, что Даша не станет хорошей матерью, если не будет хранить в сердце образ женщины, давшей ей жизнь.
Даша часто говорит маме, что никуда от нее не уйдет, даже, когда станет совершеннолетней.
- Я и сама не представляю жизни без своей дочурки. Это уже навсегда! - говорит счастливая мать.
Она заслужила свое счастье и счастье своих детей.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев