Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Километры дорог деда Василия

Житель Верхнего Услона Василий Фомин недавно отметил две знаменательные даты - свой 90-й день рождения и 72-летие водительского стажа.

Несмотря на свой солидный возраст, по сей день остается он преданным профессии, выбранной когда-то в юности, и не мыслит свою жизнь без руля и дороги.Все жители района с симпатией и уважением относятся к статному, красивому и бодрому ветерану, который, будучи давно на заслуженном отдыхе, долгие годы ездил за рулем «Тойоты», а в последние годы пересел на отечественный автомобиль.

Как известно, любой может научиться водить машину, но стать шофером высокого класса, как Василий Иванович, дано далеко не каждому. Если сложить километры дорог, что наш земляк исколесил за 70 лет, будучи за рулем автомобиля, получится, что земной шар он объехал не один раз. Последние дальние свои поездки совершил он в апреле и конце мая этого года: в Ульяновскую область съездил на 80-летие младшей сестры, а потом съездил на родину, к могилам матери и родных (отец навеки остался на поле битвы в 1942 году).

Ветеран и сегодня не утратил интереса к жизни. Общаться с ним одно удовольствие - память изумительная, а рассказать ему есть чего.

Родился на стыке трех областей - Ульяновской, Самарской и Татарстана - в деревне Тумба Алькеевского района.

С малых лет познал труд. Когда началась Великая Отечественная война, совсем еще мальчишкой пошел рабочим в леспромхоз Тельманский, который располагался в родной деревне моего героя. Объединял он тогда пять районов и считался самым большим предприятием в республике, где в годы войны в основном изготавливали тару для боеприпасов и приклады для винтовок. Работали днем и ночью в любую погоду.

В 1943 году 16-летнего Василия отправили в Казань, учиться на водителя.

- Через два месяца я вернулся домой, - вспоминает ветеран сегодня. - Если б не уехал тогда из города, то с голоду бы умер.

Потом до конца войны работал он на лесозаводе учетчиком леса.

- Тогда были газогенераторные машины, которые ездили на дровах, - рассказывает ветеран. - В лес на таких машинах невозможно было доехать, на тракторах буксировали их, а потом по лежневке (это дороги, где с двух сторон стелили доски в виде рельсов) 35 километров везли лес до завода. Фар у машин не было. По ночам на капот ложился стажер и освещал дорогу факелом, намоченным в керосине.

Уже после войны выучился наш Василий Фомин на водителя в Зеленодольской автошколе. Основа шоферских знаний была заложена именно там, в автошколе, и заложена основательно. До сих пор помнит он и добрым словом вспоминает инструкторов. А

практические навыки получил он в своем леспромхозе, на газогенераторном лесовозе «ЗИС-21».

В 1972 году, после закрытия предприятия в родном селе, Фомины переехали в Верхний Услон. Здесь глава семьи устроился водителем в райпо.

- В 1972 году не было у нас урожая, - вспоминает ветеран. - Тогда из Татарстана 100 машин, из них 25 из Верхнего Услона, послали за картофелем в Белоруссию. Вот тогда-то мы и привезли колорадского жука.

Василий Иванович помнит все даты и события. Рассказывает, как 22 апреля 1977 года образовалась в Верхнем Услоне Сельхозхимия. Пригласили его в новую организацию.

Осенью руководители направляли людей, технику на помощь совхозам в уборке урожая. Моему герою тоже пришлось поработать на полях района. Однажды, когда он возился возле машины, устраняя неполадки, сшибло его комбайном. Получив тогда перелом плеча, Фомин не уступил руль другому водителю. Приказал ему сесть справа и переключать скорость, а сам рулил. Так и доехали до гаража, только потом отправился в больницу.

- Не даю я машину никому - ни детям, ни внукам, ни коллегам, - говорит и сегодня.

Десять лет проработал в коммунальной службе района, откуда и вышел на пенсию. Наличие многочисленных наград и отсутствие аварий говорят о том, что шофер он от Бога. Среди множества своих наград ветеран особо выделяет медали «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны», которым награжден в 1948-м и «За трудовое отличие» в 1953 году.

В архиве Василия Ивановича хранится много фотографий. Каждая - воспоминания о прошлом. Пересматривая старые снимки, о любом из них может рассказать очень многое. Вот супруга Тамара Андреевна, с которой прожили 65 лет, вырастили и воспитали четверых детей. Вот дочери Людмила и Надежда, сыновья Геннадий (ныне покойный) и Анатолий, а вот семь внуков и 15 правнуков, 2 праправнука. Всех дедушка любит и ценит.

В юности и молодости пережил немало испытаний, терял близких. Уже в зрелом возрасте судьба приготовила ему еще одно испытание. В 2010 году умерла любимая жена Тамара Андреевна. Боль и утрату помогают пережить ему дети и внуки, всячески стараются окружить его теплом и заботой, дарить ему радость.

- Сегодня почти у каждого второго есть водительские права, но далеко не все могут похвастаться хорошими навыками вождения,- рассуждает ветеран. - Мало знать, на какую педаль нажимать, надо правильно оценивать обстановку на дороге, уступать, не лезть на рожон, действовать в зависимости от сложившейся ситуации, иногда для этого требуются секунды.

На мой вопрос «В чем секрет долголетия?», Василий Иванович отвечает чуть подумав:

- Да нет никакого особого секрета и нет ничего необычного. У каждого из нас свои интересы в жизни. Так сложилось, что мой интерес в технике и постоянном движении, лежать на диване у телевизора не могу и не хочу. Машина и трасса для меня - это жизнь.

Дай Вам Бог, Василий Иванович, еще долгих и активных лет жизни и счастливых дорог!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: 250

2
X