К юбилею Верхнеуслонского района: дисциплина удовлетворительная, посещаемость слабая
Работая в архивах (Ф.344), обнаружила интересный документ, датированный 1928 годом "Доклад инспектора роно Филиппова на заседании комиссии по изучению фактического состояния школ 1 ступени Теньковского района". Думаю, многим педагогам будет интересно знать, как жили и работали их коллеги девять десятилетий назад. В докладе речь идет о четырех школах: 1. Коргузинская...
Работая в архивах (Ф.344), обнаружила интересный документ, датированный 1928 годом "Доклад инспектора роно Филиппова на заседании комиссии по изучению фактического состояния школ 1 ступени Теньковского района". Думаю, многим педагогам будет интересно знать, как жили и работали их коллеги девять десятилетий назад.
В докладе речь идет о четырех школах:
1. Коргузинская глубинная опорная четырехлетка;
2. Майданская рядовая, четырехлетка с четырьмя комплектами;
3. Ямбулатовская трехлетка чувашская с одним комплектом с двумя группами;
4. Кзылбайракская татарская однокомплектная с двумя группами.
"Майданская и Коргузинская школы производят прием детей ежегодно. Остальные - через год. В текущем году процент охвата детей школой составляет 69 %. Дети - татары обслужены школой на 68%. Кроме того, в татарских селениях Шуро, Тукай, Янги-Болгары открыты лик.пункты для детей и взрослых. Дети занимаются днем, а взрослые - вечером. Отказа о приеме в школу из-за отсутствия мест, не было, за исключением Майданской.
Занятия во всех школах начинались юридически 15 сентября. Но в связи с продолжительностью осенних работ на гумне и по обработке льна, нормальная посещаемость, а, следовательно, и нормальные занятия начинались к концу октября. Учебный год заканчивался 10 мая.
Далее в докладе говорилось о состоянии школ. Школы в Коргузе, Ямбулатове вполне удовлетворяют требованиям гигиены, приспособлены для занятий. Но требуется конопатка некоторых бревен и фундамента. В Майданах здание ветхое, совершенно не приспособленное. Занятия проходят в две смены.
О школьном инвентаре: им школы снабжены, за исключением хозяйственного. Мебель отремонтирована и пополнена. Учебно-наглядных пособий не хватает. Письменными принадлежностями ученики обеспечены слабо. Учительские библиотеки имеются в Коргузинской и татарских школах. Для внеклассного чтения учебников недостаточно, за исключением Майданской школы
Сады-огороды используются школами с целью привития детям навыков рационального ухода за землей и садами, но инвентаря нет.
Во всех школах организованы школьные советы, куда вошли партийные, комсомольские, советские, профсоюзные работники. В Ямбулатове школьный совет не переизбирался в течение четырех лет. Основные обсуждаемые вопросы - планы.
В школах принята звеньевая система самоуправления в форме старостата.
Технических работников в школах сметой не предусматривалось. Квартирный вопрос решается таким образом: в Коргузе, например, хорошая квартира у заведующего, трое других учителей живут в одной квартире. В Майдане казенную квартиру имеет заведующий, но квартира очень плохая.
Дисциплина, отмечает инспектор, в школах удовлетворительная, посещаемость слабая, но это обусловлено условиями крестьянской жизни. В некоторых школах ненормальные отношения между мальчиками и девочками. Наблюдается курение и пьянство в дни религиозных праздников.
Краеведческая работа ведется в форме изучения флоры и фауны края, наблюдения над основной производственной деятельностью и изучением географии края. В большинстве школ методом изучения грамоте принят метод Шапошникова - "Метод живых звуков". В национальных школах плохо обстоят дела с русским языком, из-за отсутствия учебников.
Два раза в год проводится врачебный осмотр учащихся, но он носит поверхностный характер.
Таким было положение в школах за три года до образования Верхнеуслонского района. В следующий раз мы расскажем вам, как изменилось состояние дел в образовании в 1938 году.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев