Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

История села Коргуза: Жадный бай, пирог с золотом и село у лесного ручья

Никто не знает, когда пришли сюда первые татарские поселенцы. Точно известно лишь то, что верхнеуслонское село Коргуза было известно ещё с первой половины ХVI века. Есть лишь предположение, что основали село на берегу лесного ручья вынужденные переселенцы, которых согнали с берегов крупных рек после завоевания Казани воины Ивана Грозного.

Согласно устному преданию, первым поселенцем этих мест был богатый бай по прозвищу Каря-хузя, что значит «скупой хозяин», «скряга». Здесь, под покровом лесного бора, он поселился вместе со своими слугами, которые распахивали под пашню лесные поляны, сеяли рожь и ячмень, занимались охотой и рыболовством на безымянной тогда ещё речке. Только недолго продолжалось их безмятежное житьё.  

С ПРИХОДОМ СТЕНЬКИ РАЗИНА

Вспыхнувшее во второй половине «бунташного» для России семнадцатого столетия восстание донского казака Степана Разина докатилось и до этих глухих мест. Наследники бая Каря-хузи, напуганные появлением в окрестностях их села разбойничьих шаек и отрядов мятежного атамана, громивших барские усадьбы местных богатеев, в страхе бежали из села, перебравшись в относительно спокойную Казань.

Село обезлюдело, впрочем ненадолго. Вскоре сюда пришли новые поселенцы. Кто были эти люди? История об этом умалчивает. Можно лишь предположить, что это были русские, возможно участники Разинского восстания, жестоко подавленного в 1671 году.

Во всяком случае, именно тогда село переименовали на русский лад, и оно стало называться Коргуза, а безымянную балку к северу от села, там, где неподалёку пролегал тракт из Казани на Симбирск, нарекли Залесным оврагом.

Год от года население Коргузы росло. Согласно переписи 1763 года, здесь проживали 556 лиц мужского пола, а к 1821 году уже 868 человек. Местные крестьяне, отличавшиеся свободолюбием и независимым характером, были причислены к разряду государственных, или экономических, и барина-помещика над собой никогда не знали.  

ЦЕМЕНТ ДЛЯ ХРАМА НА ЯИЧНОМ БЕЛКЕ

О строительстве в селе православного храма мне в своё время подробно поведала бывшая ученица Коргузинской средней школы, член совета местного краеведческого музея и группы «Поиск» Алёна Царёва.

Обычно храмы строились на пожертвования богатых купцов или помещиков. Поскольку таковых в Коргузе не было, крестьяне на сходе решили собрать деньги сами. Каждый двор – а к тому времени их в селе насчитывалось без малого шестьсот – выделил определённую сумму, внеся деньги главе попечительского совета Ивану Тюркину. Ему крестьяне доверяли полностью. И не ошиблись: уже в 1887 году началось строительство.

– Для этого в конце улицы Егорьевской построили цех по производству кирпича, – рассказала Алёна Царёва. – А руководил бригадой строителей архитектор Лев Хрощонович.  

Помимо собранных на строительство Никольского храма денег, каждый крестьянин после работы в поле должен был на своей лошади сделать две ходки за кирпичом, который затем женщины доставляли носилками по строительным лесам каменщикам. Кроме того, каждый двор предоставил по двести куриных яиц – их для прочности добавляли в раствор для кирпичной кладки

Население активно помогало строителям. Как вспоминал старожил села Никита Гужов, согласно решению сельского схода, помимо собранных на строительство денег, каждый крестьянин после работы в поле должен был на своей лошади сделать две ходки за кирпичом, который затем женщины доставляли носилками по строительным лесам каменщикам. Кроме того, каждый двор предоставил по двести куриных яиц – их для прочности добавляли в раствор для кирпичной кладки.

Многие из сельчан внесли на постройку храма весьма значительные суммы. Так несколько тысяч рублей на храм пожертвовали зажиточный крестьянин Игнат Осянин и его жена Фёкла.

Никольский храм, построенный в 1893 году, и ныне виден издалека. Высота его колокольни достигает 25 метров. Церковь пережила годы безбожничества, и сегодня двери храма вновь открыты для верующих.  

ЗА ЗЕМЛЮ, ЗА ВОЛЮ!

Конечно, жизнь крестьян патриархальной сельской глубинки не всегда была гладкой и сладкой. Особенно остро стоял земельный вопрос. К началу двадцатого столетия в Коргузе проживали уже более четырёх тысяч человек, и нехватка пахотной земли ощущалась довольно остро.

Этим обстоятельством воспользовались представители различных политических партий – от марксистов до эсеров, активно действовавших тогда в России. После того как народовольцы потерпели неудачу с хождением в народ, вести политическую пропаганду среди крестьянства попробовали большевики. Так в Коргузе под видом кузнеца поселился социал-демократ Степан Лашманов. Он не только занимался перековкой крестьянских лошадей и починкой сельхозинвентаря, но и вёл среди сельчан антиправительственные разговоры. Вскоре вокруг него стали собираться недовольные властью селяне – Иван Шемуранов по прозвищу Танин, Семён Макаров и другие коргузинцы.

Об этом не замедлили сообщить куда следует местные зажиточные крестьяне, и вскоре из Свияжска в село прибыли жандармы. Правда, кузнеца Лашманова успели предупредить, и он скрылся, покинув село. При загадочных обстоятельствах погиб другой участник марксистского кружка – Иван Шемуранов. Его труп со следами удушения был найден в деревянном срубе во дворе у местной крестьянки. Версия убийства на почве ревности, которую пытались навязать следствию местные богатеи, сразу же была взята под сомнение. Ещё один участник антиправительственных сходок Семён Макаров также покинул родное село, перебравшись в Казань, где устроился работать в булочной Деренкова. Здесь ему пришлось трудиться бок о бок с будущим буревестником революции Максимом Горьким.  

ДАР С ЦЕННОЙ НАЧИНКОЙ И КРЕСТЬЯНСКИЙ БУНТ

Наступил 1905-й – год первой русской революции. По всей России прокатилась волна вооружённых выступлений. Не обошла стороной революционная волна и старинное село Коргузу. После Столыпинской земельной реформы, которую в советских учебниках истории образно называли «последним клапаном» для выпуска пара народного недовольства, воспользоваться результатами пре­образований поспешили прежде всего нечистые на руку чиновники и зажиточные крестьяне. Конечно, жизнь крестьян патриархальной сельской глубинки не всегда была гладкой и сладкой. Особенно остро стоял земельный вопрос. К началу двадцатого столетия в Коргузе проживали уже более четырёх тысяч человек, и нехватка пахотной земли ощущалась довольно остро

Причиной массового выступления местных крестьян стало взяточничество чиновника-землемера, прибывшего в село для передела границ земельных наделов между двумя соседними сёлами – Коргуза и Большие Меми. Староста села Коргуза по прозвищу Буряк, воспользовавшись случаем, пригласил чиновника отобедать. В Коргузе землемера встретили с почестями – кроме щедрого угощения с не менее обильными возлияниями, землемеру преподнесли на блюде пышный пирог с начинкой из… золотых монет.  

После такого подношения государев человек без лишних колебаний прирезал к коргузинским полям приличный участок земли, принадлежавший ранее крестьянам соседнего села Большие Меми. Кроме того, несколько десятин земли были отняты в пользу коргузинцев у крестьян села Кильдеева. Разгорячённый выпивкой чиновник, пользуясь полнотой своих полномочий, хотел прирезать коргузинским богатеям ещё один крупный участок – от речки Креметь почти до свияжского берега, но те, опешив, лишь замахали руками: «Благодарствуйте, батюшка-барин, мы и этого не обработаем!»

Естественно, такой «справедливый» передел вызвал у соседей возмущение, которое вылилось в массовую драку между крестьянами трёх сёл. В земельной разборке приняли участие без малого триста человек. Не обошлось без жертв и увечий. И хотя протест удалось погасить, угли конфликта продолжали тлеть вплоть до 1917 года.  

В ГОДЫ ВОЙНЫ И ГРАЖДАНСКОЙ СМУТЫ

Август 1914 года – начало Первой мировой войны, в которую вступила и Россия. На фронт ушли многие коргузинцы. Среди них – Корней Елистратов, Дмитрий Абызов, Георгий Макаров, Аверьян Гужов и другие. Кто-то погиб на полях сражений, кто-то пережил жестокую мясорубку и вернулся домой после ранений и контузий с совершенно иными взглядами на жизнь. Стали поднимать пришедшее в упадок за четыре года войны хозяйство. А тут ещё дороговизна на всё и вся, нехватка предметов первой необходимости. Недовольство политикой, которую проводило сначала царское, а затем и Временное правительство, росло. Поэтому весть об Октябрьском перевороте, которую донесли до них прибывшие из Казани Георгий Макаров и Андрей Мошков, многие фронтовики встретили с радостной надеждой. Вскоре в Коргузе сформировали органы советской власти. Однако не прошло и года, как вспыхнула Гражданская война.

Из Коргузы ушли добровольцами в Красную Армию вчерашние фронтовики – Андрей Мошков, Георгий Зиновьев, Георгий Макаров, Иван Грачёв, Иван Хрящёв, Михаил Абызов, братья Михаил, Василий, Егор и Никита Бочковы и многие другие. Почти половина из них участвовали в боях с белочехами и колчаковцами на территории Казанской губернии, остальные воевали против белых на Туркестанском фронте.

Некоторые из сельчан навсегда связали свои судьбы с Красной, а затем и с Советской Армией. Таковыми стали служивший под командованием Михаила Фрунзе Георгий Макаров, прошедший путь от рядового до генерал-лейтенанта, и майор Пётр Додонов.  

ОТ ГОЛОДОМОРА И КОЛХОЗА ДО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В 1921 году в Поволжье разразился голод. Стояла небывалая засуха: зима выдалась малоснежной, лето – почти без дождей. Яровые культуры погибли полностью, озимые дали мизерный урожай. Каждая семья смогла собрать всего по 3–5 пудов зерна. Люди покидали село, уходили в город на заработки. Десятки домов коргузинцев стояли с заколоченными крест-накрест окнами. Люди буквально зверели от голода. Так, на сельском сходе был насмерть забит крестьянин Николай Тювин, которого обвинили в краже двух снопов зерна с чужого поля.

После инспекционной поездки по Поволжью всесоюзного старосты Михаила Калинина населению Коргузы выделили несколько десятков пудов зерна из Смоленской губернии. Привезти зерно поручили братьям Авериным. При перевесе доставленного хлеба недосчитали пару пудов. Возмущённые сельчане жестоко избили одного из братьев, другому удалось бежать. Всего в тот страшный год от голода в селе умерли более четырёхсот человек.

Именно голод стал главным мотивом для создания колхоза в Коргузе. Крестьяне поняли, что выжить они смогут, только работая сообща. Сначала было трудно, но в тридцатые годы, когда хозяйство возглавил Иван Никитин, на колхозных полях стали выращивать неплохие урожаи. По-ударному трудились на жатве колхозницы из звена бригадира Евдокии Раковой. На вязке снопов они перевыполняли установленную норму в десять раз. Колхоз «Первомайский» из года в год занимал первые места и по надоям в районе.

Не разучились в Коргузе работать и сегодня. В селе два фермерских хозяйства. Одно из них возглавляет Александр Жестков. Хозяйствует уже не первый год – производит мясо и молоко. На ферме у него 100 голов КРС, из которых 27 – дойные коровы, остальные – бычки на откорм. Кормовая база для фермы у Александра тоже солидная – 180 гектаров пашни, где он выращивает многолетку на сено для своих бычков и бурёнок. А в этом году впервые засеял 50 гектаров зерновыми. Урожай ячменя не обманул ожиданий фермера – сейчас он завершает его уборку на последних гектарах. Так что зимой фермерские бурёнки голодать не будут. А значит, будет на столах у коргузинцев и каймак, и блины со сметаной…

Источник: http://rt-online.ru/zhadnyj-baj-pirog-s-zolotom-i-selo-u-lesnogo-ruchya/
© Газета Республика Татарстан

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: коргуза История села