Волжская новь

Гордость Верхнеуслонского района: Леонид Пушкарев из Нижнего Услона

Вот уж поистине это о нем: «Где родился там и пригодился». А родился Леонид Пушкарев в Нижнем Услоне, в селе, что стоит у самой красавицы-Волги. И когда певица Людмила Зыкина пела о Волге, о причале, о друзьях, о том, без чего «на свете жить нельзя», потомственному речнику казалось, что это...

С раннего детства Леня на Волге. Он любил ее до самозабвения. Любил тихую, раздольную, когда водная гладь отражала облака, прибрежные кусты, деревья. Любил грозную, могучую, бурлящую, какую увидел под Сталинградом в сорок втором. А осенью, когда пароходы торопились в затоны, он расставался с ней до весны… Нижнеуслонские мальчишки на самодельных лыжах скользили с крутого берега на покрытую толщей льда и снега Волгу. Все это было в его жизни. Обо всем этом он вспоминал часто и рассказывал своим внукам о незабываемом детстве.
Его трудовая биография речника началась в грозном сорок первом, когда пареньку едва исполнилось четырнадцать. Но по военным меркам он был уже «мужичком». Взяли матросом на пароход «Иркутск». Здесь же трудился и отец Василий Дмитриевич. Через десять лет Леонид Пушкарев уже капитан! В трудные военные и тяжелые послевоенные годы закалялся характер речника, его волю, ответственность. С годами росло мастерство, сноровка, приходил опыт. О его новаторских способностях скоро заговорили по всей Волге. Часто видел он с какой натугой тянули тяжелые груженые баржи маломощные буксирчики. Часто, особенно, где сильное течение, или в бурю, канаты не выдерживали и баржи пускались в свободное плавание. Видел это Леонид и работала напряженно мысль: как изменить, чем заменить.
Весной 1951 года Пушкарев получает приказ срочно доставить на Ветлугу баржи с удобрениями. И тут же в голове родилась идея, как эффективнее выполнить эту задачу. Поделился с начальством. Это была победа! Новый способ толкания барж применили, однако столкнулись с огромными трудностями: крепления состава были ненадежными, суда плохо слушались руля. Многие тогда засомневались в его надежности и работали по старинке. Так что рационализатору пришлось непросто. Вряд ли кто теперь скажет, сколько ночей напролет просидел он за расчетами, чертежами, сколько раз доказывал в разных инстанциях, что дело это экономически выгодное. Надо лишь довести до ума. Другой бы отступился, махнул рукой. Что ему до этих барж. Но отступать не в его правилах. Ему удалось сконструировать специальное устройство, с помощью которого составу была придана жесткость в местах соединения. Кроме того, Пушкарев разработал схемы расположения барж с учетом их конструкции и осадки. И как итог огромной работы, торжества человеческой мысли - мы сегодня видим на всех реках, морях баржи, которые передвигаются пушкаревским методом.
Позднее теоретики подсчитали: по сравнению с вождением барж на буксирном тросе, пушкаревский метод толкания повышал скорость движения состава на пятнадцать процентов, уменьшая при этом расход топлива и смазки на тонну перевозимого груза, улучшая устойчивость состава на курсе и повышая безопасность их вождения. В целом же метод толкания намного облегчил условия труда несамоходных судов.
В 1954 г. Была разработана временная инструкция по формированию и учалке типовых толкаемых составов на внутренних водных путях. На этот метод перешли все двадцать пароходств страны. Но поначалу толкание применялось только при движении вверх пол реке. Капитан Пушкарев один из первых применил его к несамоходным судам при движении вниз по течению реки.
Когда возникла необходимость усовершенствовать сцепные и рулевые устройства, Леонид Васильевич с большой отдачей сотрудничал с представителями институтов водного транспорта, конструкторскими бюро.
С конца лета пятьдесят третьего Пушкарев назначается капитаном теплохода «Адмирал Ушаков».
В 1960 году на Навашинском заводе завершилось строительство самого крупного в мире на тот момент грузового теплохода «Долго-Дон-1». Командовать этим уникальным кораблем было доверено нашему земляку.
За годы работы у Леонида Пушкарева не было ни одной аварии, а на груди заслуженные награды: медаль «За трудовое отличие», орден Трудового Красного Знамени, Большая серебряная медаль ВДНХ. Он заслуженный рационализатор РСФСР, Почетный работник флота.
Чем измерить любовь речника к Волге? Не она ли обеспечила ему славу при жизни и намного лет вперед?! Его здоровая, нравственно чистая натура не допускала компромиссов с неправдой. Он умело сочетал строгость с веселостью, а его вольная манера обращения обычно никого не смущала.
Назначение на должность капитана-наставника Пушкарев принял с достоинством опытного речника и решением получить высшее образование в институте водного транспорта. Следуя мудрому изречению «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться», опытный капитан обучал плавсостав и учился сам. К этому времени у него уже были свои научные труды: «Спецлоция Волжского и Камского бассейнов», «Проводка судов в ледовых условиях» и др. Позже, работая в должности начальника судоходной инспекции Волжского речного пароходства, Пушкарев использовал весь свой богатый судоводительский и исследовательский опыт работы на речном транспорте.
Родина высоко оценила заслуги Леонида Васильевича Пушкарева, наградив его в 1966 году Золотой Звездой Героя Социалистического труда.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что дело потомственного речника в надежных руках. Вся его семья связала свою жизнь с Волгой. Двое сыновей, дочь пошли по стопам родителей. Подросли внуки, правнуки, которые гордятся своим легендарными дедом!
Леонид Васильевич скончался 7 ноября 1995 года и похоронен в Нижнем Новгороде на кладбище «Марьина роща».

               

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Теги: 250
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: