Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

Гордость Верхнеуслонского района: Герой соцтруда Николай Фролов

Главное богатство страны, района, села - это люди. Они - творцы истории, созидатели, продолжатели добрых традиций своих отцов и дедов. Наш небольшой по численности населения район может гордиться своими людьми. От бурлаков взяли они силу и сноровку, от разбойников Степана Разина - вольность духа и молодецкую удаль, от героев первых...

Главное богатство страны, района, села - это люди. Они - творцы истории, созидатели, продолжатели добрых традиций своих отцов и дедов.
Наш небольшой по численности населения район может гордиться своими людьми. От бурлаков взяли они силу и сноровку, от разбойников Степана Разина - вольность духа и молодецкую удаль, от героев первых пятилеток любовь к Родине, веру в завтрашний день.
На страницах районной газеты мы рассказывали о людях, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны. Это Герои Советского Союза - наши земляки Семен Коновалов, Александр Афанасьев, Алексей Исаев, Набиулла Зиннуров, Аким Гаврилов, Михаил Красавин. Чудеса мужества и героизма показывали они в бою с немецкими захватчиками. А сколько наших земляков вернулись домой, награжденные боевыми орденами и медалями.
Но закончилась война и на смену ратному подвигу пришел подвиг трудовой. На полях и фермах, в цехах заводов, на предприятиях трудились наши верхнеуслонцы. Они просто не могли работать плохо, отставать от своих старших товарищей. Им Родина поручила сделать богатой и могучей страну, а жизнь советских людей спокойной и счастливой.
Ради этой высокой цели жили и работали люди послевоенного поколения. И не просто работали, а добивались отличных результатов. А награды всегда находили своих героев. Мало кто (не побоюсь это утверждать) знает, что наш район является родиной трех Героев Социалистического труда. Их имена также золотом вписаны в историю России: Николай Лисин из Шеланги, Леонид Пушкарев из Нижнего Услона, Николай Фролов из Волкова.
Давно уже на карте района нет деревни Волково, как и других, близлежащих: Зеленого Бора, Ломовки, Чухманки, Гордеевки, Крутого оврага. Лишь Гаврилково стало дачным поселком, да сохранилась церковь в Тихом Плесе. А ведь в 30-ые годы в каждом селе был колхоз, открывались избы-читальни, школы, библиотеки. В 1931 году район приобретает самостоятельность, формируются руководящие органы, укрепляются партийные и комсомольские организации, ростки новой жизни появляются повсюду.
В декабре того же года в семье колхозного председателя и колхозницы Фроловых появляется на свет шестой ребенок. Назвали Николаем. Теперь в семье три сестры и три брата! Трудности не пугали, ведь жили верой в счастливый завтрашний день, смело шли «заре навстречу». Родители с утра до вечера на работе, особенно отец, у него то совещания в районе, то заседания правления колхоза. Уходил на работу, дети еще спали, возвращался-они уже спали. По дому управлялась ребятня, они и воды принесут, и грядки прополют, и стадо встретят. «У председателя дети к труду приучены, без дела не сидят», - говорили в деревне.
В Волкове перед войной была начальная школа. Туда-то и пошел, вслед за старшими братьями и сестрами, Коля. Учиться нравилось, на уроках слушал внимательно, запоминал. Особенно нравилось, когда учительница (а она сразу четыре класса вела одновременно) рассказывала о новых строящихся городах, заводах, которые благодаря воле и упорству советских людей, росли в Сибири и на Дальнем Востоке, на Украине и в Средней Азии.
- В школе нам рассказывали о Валерии Чкалове, Николае Островском, Аркадии Гайдаре. Мы учили стихи Пушкина и Некрасова. Многие из них и сейчас в памяти, - вспоминая детство, говорит Николай Васильевич.
Да тридцатые годы - это годы не только созидания и трудовых свершений, первых пятилеток, это еще годы, когда вокруг молодой советской республики бушевали войны, совершались диверсии. Война в Испании, Халкин-гол, финская компания. В воздухе пахло грозой и все тревожнее становилось на душе, все чаще, собравшись в избе председателя, деревенские мужики кумекали, прикидывали, взвешивали, размышляли. Многое тогда Николаю было трудно понять, но 22 июня 1941 года 10-летний мальчишка понял все: началась война.
- Как сейчас перед глазами проводы на войну. - Дети ревут, женщины голосят, надрывается гармошка, кто-то выкрикивает слова песни «Как родная меня мать провожала». Мужики с котомками, на подводах уезжали защищать Родину. Сколько их не вернулось с войны? Сколько детей осталось сиротами, жен - вдовами? Из нашей семьи на фронт призвали Анатолия. Всю войну прошел, был ранен, вернулся домой живым. А другой брат Александр был на брони. Работал на военном предприятии в Сибири. Ему тоже несладко пришлось. Моего отца, Николая Василия Ивановича на войну не взяли, года не подошли, а вот на рытье окопов он уезжал неоднократно. У нас родня в деревне большая была, - рассказывает наш герой.
Действительно Фроловых в Волкове много. Не поленилась, открыла Книгу памяти. Вот они Фроловы- Александр Андреевич, Иван Андреевич, Иван Петрович, Михаил Никифорович. Светлая им память!
- В войну учебный год начинался в октябре. Мы, школьники помогали колхозу убирать урожай, - продолжает Николай Васильевич. - После четвертого класса нас приняли в Каинковскую семилетнюю школу. Пять километров туда-пять-обратно по бездорожью. Учились в любую погоду, каждый день. Одежонка, обувь-все доставалось от старших братьев. В сильные морозы лицо укутывали платками, оставляя щелки для глаз. Но ведь мы были детьми и шалили, и озорничали. Бывало, пока идем изваляемся в снегу, пар идет от фуфаек. Родители ругали, конечно. А еще из детства запомнился большой огород, а там морковь, огурцы, помидоры, капуста, и огромные тыквы. Сколько воды я перетаскал для того, чтобы все это полить! Вся деревня воду брала из колодца. Свияга далеко, другой речки не было. Нашими кумирами после войны были Александр Матросов, Алексей Мересьев, молодогвардейцы, Зоя и Шура Космодемьянские. А еще мне очень нравилась книга Медведева «Сильные духом». Света тогда не было. Заберусь на печку, закрою занавеску и в полутьме читаю. Лампа, обычно семилинейная была, керосин экономили.
А еще Николай в детстве мечтал увидеть большие города, работать на большом заводе, чтобы рядом было много людей. Думал ли он тогда, что его детские мечты превратятся в явь. Сегодня это уже можно сказать точно, что это было начало его восхождения к Звезде Героя.
После окончания школы у Николая был выбор: остаться у старшего брата в Зеленодольске и учиться в техникуме или поехать к сестре в Казань. Он выбрал Казань-большой город-предел детских мечтаний! Устроился помощником фрезеровщика на обувной комбинат «Спартак». Работал и учился на вечернем отделении в техникуме легкой промышленности. А в 1951 году пришла повестка из военкомата и солдатская дорога привела его сначала в учебку в Москву, а затем в военное училище в Лениградскую область.
- Как военный специалист я попал под Москву, на строительство ракетодрома. Был ответственным за транспорт. Время для страны было непростое. Гонка вооружений, угроза войны.
В Советском Союзе создается космическая отрасль. И часть, в которой служил в глухих московских лесах под Можайском наш земляк, имела к этому самое непосредственное отношение.
- Сейчас уже можно о тех, военных секретах говорить, - улыбается Николай Васильевич, - служба действительно была сложная. А часть стояла за семью проволочными заграждениями. (В марийских лесах не так давно «остатки» такой ракетной части мне пришлось видеть и колючую проволоку в несколько рядов тоже -прим. автора). Я прослужил четыре с половиной года, а потом вернулся в Казань. Устроился на завод «Радиоприбор». Так и работал там до 2000 года.
Вот она и вторая составляющая детской мечты - работать на большом предприятии, осуществилась! 16 000 рабочих, филиалы по всему Советскому Союзу, сильная комсомольская и партийная организации, командировки. Работу фрезеровщика не бросил. Достиг совершенства и рацпредложений давал немало. Они экономили предприятию несколько десятков тысяч рублей. Вскоре о Николае Васильевиче уже говорили, как о лучшем рационализаторе не только завода, но и отрасти, прекрасном организаторе, активном общественнике. Коммунисты цеха избрали его своим вожаком. Им он и оставался до самого развала партии. И теперь вспоминая то время, он с гордостью и уважением говорит о людях, которые трудились с ним рядом, кто доверял ему свою судьбу, кто верил в него. У Николая Фролова всегда был крепкий тыл. Супруга Галина Николаевна поддерживала мужа во всем и подарила ему сына и дочку, а потом появились и внучки.
- Мне в жизни очень повезло. Я родился в прекрасном районе, мечты мои сбылись, родные и близкие люди меня окружают. 54 года с женой прожили, теперь я один остался, но одиноким себя не чувствую, не дают, да и не привык. За жизнь много хороших людей встретил. Долгие годы был членом бюро обкома партии. Практически во всех районах побывал, всех руководителей помню. Добрые отношения и с бывшими руководителями республики Табеевым, Усмановым, Муратовым, Сабировым, Шаймиевым. Встречаемся, звоним друг другу. Темы для разговоров всегда находятся.
Застать дома Николая Васильевича непросто. Он то на встрече у Президента, то в Кабмине по общественным делам, то в родной уже теперь общественной организации «Герои Татарстана». Но при всей своей занятости, находит время для земляков. Он желанный гость, как в ветеранской организации района, где ветераны избрали его своим почетным членом президиума, так и в школах. Вместе с Любовью Смирновой, Газинуром Хайруллиным он побывал во многих наших образовательных учреждениях, встретился с ребятами, учителями, орденоносцами района. Когда идет он по школьному коридору, высокий, худощавый, аккуратный с Золотой Звездой Героя на лацкане пиджака, ребята смотрят на него с восхищением и гордостью. Потому что такие люди поистине гордость земли услонской!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: 250