Глас народа – маяк проблемы
Первоочередной задачей в системной антикоррупционной работе, включающей диагностику и измерение коррупции, является регулярное выявление и изучение зон риска, уязвимых и слабых мест в жизни общества, которые могут являться очагом возникновения коррупции. На основе таких анализов могут быть разработаны целенаправленные меры по предотвращению коррупции, а также введены механизмы контроля. Помогает «Народный...
Первоочередной задачей в системной антикоррупционной работе, включающей диагностику и измерение коррупции, является регулярное выявление и изучение зон риска, уязвимых и слабых мест в жизни общества, которые могут являться очагом возникновения коррупции. На основе таких анализов могут быть разработаны целенаправленные меры по предотвращению коррупции, а также введены механизмы контроля.
Помогает «Народный контроль»
С 2012 года в республике работает государственная информационная система «Народный контроль», которая обеспечивает информационную открытость органов государственной власти и взаимодействие с населением, являясь одним из инструментов антикоррупционной политики. У жителей республики есть возможность рассказать о своих проблемах, проследить за решением вопроса с момента регистрации заявки до момента вынесения решения и определения ответственных лиц. В прошлом году в «Народный контроль» поступило более 21 000 обращений от татарстанцев. Число поступивших обращений в расчете на 10 000 населения выше среднереспубликанского значения отмечается в Казани - 20 обращений на 10 000 населения, Бугульминском - 58 обращений на 10 000 населения и Альметьевском - 57 обращений на 10 000 населения, районах. Наименьшее число обращений поступило от жителей Сабинского, Алькеевкого, Кайбицкого районов.
Недовольства в системе образования
По данным социологического исследования 50% опрошенных жителей Татарстана отметили коррумпированность преподавателей ВУЗов, 16% респондентов - руководителей детских дошкольных учреждений, 12% - учителей и директоров школ.
Сегодня в республике действует новая трехлетняя программа по строительству детских садов. В 2014 году введено в эксплуатацию 54 детских сада. По итогам 2013 года в целом по республике обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях составляет 115 детей на 100 мест. Несмотря на то, что действующие программы нацелены на уменьшение напряжения при устройстве детей в детские сады, недовольство в сфере дошкольного образования сохраняется. Каждый четвертый респондент (22%) высказал неудовлетворенность дошкольным образованием. Из них 49,5% отмечают высокий уровень платы за посещение ребенком детского сада, 37,8% - недостаточное количество детских садов, 37,8% - трудности при устройстве ребенка в желаемый детский сад, 32,2% - высокую наполняемость групп, 27,2% - постоянные денежные поборы. Удовлетворены системой дошкольного образования жители 11 районов: Алексеевского, Апастовского, Атнинского, Дрожжановского, Лаишевского, Муслюмовского, Спасского, Тетюшского, Тукаевского, Тюлячинского, Ютазинского.
В сфере образования реализуются несколько программ. В 2014 году в рамках реализации программы по капитальному ремонту работы велись в 159 школах в 45 районах. Приоритетной оставалась работа по повышению социального статуса учителя.
За девять месяцев текущего года средняя заработная плата педагогов достигла более 28 000 рублей. Создана грантовая поддержка. Однако при этом более 2% выпускников 11 классов не получили аттестат по итогам 2012-13 учебного годов в четырех муниципальных образованиях, по итогам 2013-14 - в 12.
Около 32% жителей Татарстана считают, что случаи коррупции в высших учебных заведениях наблюдаются, как при поступлении в ВУЗ, так и в процессе обучения. Нехватку мест в общежитиях отмечают более трети опрошенных жителей 17 муниципальных образований, в том числе и Верхнеуслонского.
Как обстоят дела в здравоохранении
По мнению жителей Татарстана, врачи и медработники по уровню коррумпированности входят в тройку лидеров наиболее коррумпированных профессий, занимая второе место (56,7%). Второй год подряд более 40% опрошенных жителей Бугульминского, Высокогорского, Зеленодольского, Нижнекамского районов, Казани и Набережных Челнов высказывают неудовлетворенность качеством медобслуживания. В 15 муниципальных образованиях более 30% респондентов отмечают проблемы с очередями к участковым врачам. Наиболее остро эта проблема стоит перед жителями Бугульминского, Верхнеуслонского, Заинского, Зеленодольского районов. Не во всех муниципальных образованиях доступны населению врачи узкой специализации, что также является причиной возникновения коррупционных ситуаций. О недостаточном количестве койко-мест в стационарах высказались более 30% жителей Высокогорского, Зеленодольского, Лениногорского, Мамадышского районов. Наибольшее число жителей, отметивших, что «за все нужно отблагодарить медперсонал» проживают в Высокогорском, Верхнеуслонском, Зеленодольском районах, Казани и Набережных Челнах (более 20% опрошенных).
Есть ли коррупция в ЖКХ
По данным «Народного контроля» количество опубликованных обращений граждан о проблемах в сфере жилищно-коммунальных услуг составило 1655 единиц, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2013 году (679 обращений). По результатам соцопроса 2014 года случаи злоупотребления должностным положением, связанные с привлечением аффилированных лиц в жилищно-коммунальном хозяйстве, знакомы 18% опрошенных. Наибольшая доля населения, отметившего аффилированность сферы ЖКХ (более 80% опрошенных), наблюдается в Агрызском, Дрожжановском, Лениногорском районах. Свыше 30% жителей указали на аффилированность ЖКХ в Верхнеуслонском, Заинском, Пестречинском и еще пяти районах.
По данным социологического исследования 26% населения республики недовольны качеством жилищно-коммунальных услуг. Доля респондентов, указывающих на плохую освещенность улиц, дворов, подъездов за последние три года уменьшилась незначительно. Сократилось число респондентов, отмечающих проблемы с вывозом мусора. Данную проблему два года подряд озвучивают более 40% опрошенных Высокогорского, Верхнеуслонского, Камско-Устьинского, Мензелинского районов.
Коррупционные преступления в муниципальных образованиях
Правоохранительными органами республики ведется активная работа по пресечению коррупционных правонарушений. По данным МВД республики в 2014 году количество выявленных должностных преступлений составило 700 (в 2012 году - 922 преступления, в 2013 году - 1094), в том числе 267 случаев взяточничества, 184 - служебного подлога, 125 случаев, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями, 99 - превышения должностных полномочий, 25 - халатности. Фактом для возбуждения уголовного дела в 45% случаев является получение взятки, в 56% - дача взятки.
В 2014 году положительная тенденция в работе правоохранительных органов отмечается в 13 районах республики. Наиболее значительный рост выявления коррупционных преступлений зафиксирован в Менделеевском и Сабинском районах, г. Набережные Челны. Выявление преступлений той же направленности выше среднереспубликанского значения - в 12 районах, том числе Верхнеуслонском.
Народ не дремлет
Обращения, поступающие от граждан на должностных лиц района, являются маяком, сигнализирующим о наличии проблем. В 2014 году в Аппарат Президента республики поступило 55 обращений, содержащих информацию о фактах коррупции и злоупотребления служебным положением: в 2,3 раза меньше, чем в 2013 году. Среди обращений 87,3% жалоб поступило на должностных лиц органов местного самоуправления, 12,7% - на должностных лиц министерств и ведомств республики. Наибольшее число обращений поступило от жителей нашей столицы (5 обращений). По три обращения из Арского и Сабинского районов. По два обращения в своей копилке имеют еще семь - Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Камско-Устьинский, Спасский, Ютазинский, г. Набережные Челны.
За последние четыре года в Аппарат Президента и Кабинет Министров не поступало обращений на должностных лиц Кайбицкого района.
Профилактика прежде всего
По данным МВД в 2014 году 245 лиц привлечено к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений. Среди них: 20 работников республиканских органов власти и учреждений, 23 сотрудника федеральных органов власти и учреждений, 91 работник муниципальных органов власти и учреждений, три работника высших учебных заведений, 12 сотрудников правоохранительных органов, 96 граждан по фактам дачи взяток.
91 служащий муниципальных органов власти и учреждений привлечен к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений. Среди них: 34 глав (руководителей исполкомов) сельских поселений, 25 работников образования, 27 - исполкомов муниципальных образований, два - учреждений здравоохранения, два руководителя муниципальных учреждений, один руководитель исполкома. Среди муниципальных служащих различного уровня вышеобозначенные факты привлечения к уголовной ответственности отмечены в следующих районах: Зеленодольском, Алькеевском, Лаишевском, Альметьевском, Пестречинском, Бугульминском, Тетюшском, Верхнеуслонском
Главное - не нарушать закон
По данным Прокуратуры республики в 2014 году в целом по всем муниципальным образованиям республики выявлено 1347 нарушений. Результатом эффективной профилактической работы кадровых подразделений является сокращение числа выявленных нарушений закона «О муниципальной службе». Так, активная профилактическая работа кадровых служб с муниципальными служащими в период с 2012 - 2014 гг. привела к снижению выявленных нарушений в Бавлинском, Буинском, Лаишевском, Рыбно Слободском, Тукаевском муниципальных районах и Казани. В Сармановском, Альметьевском, Мензелинском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Ютазинском, Муслюмовском, Нурлатском районах работа с муниципальными служащими заметно активизирована, но пока, число нарушений закона «О муниципальной службе» не становится меньше.
Проведение экспертизы - важное направление
Качество внутренней экспертизы во многом зависит от квалификации осуществляющих ее специалистов. По итогам 2014 года в 24 муниципальных образованиях республики присутствуют специалисты, прошедшие специальное обучение. Но, несмотря на присутствие квалифицированных специалистов по проведению антикоррупционной экспертизы, органами прокуратуры выявлено значительное число коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах (проектах актов) Лениногорского, Нурлатского, Верхнеуслонского, Мензелинского, Альметьевского районов (более 40 нарушений). В данном случае, работа специально обученных специалистов либо неэффективна, либо специалистов данной категории недостаточно для осуществления экспертизы большого количества нормативно-правовых актов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев