Евгений Алексеев: "Я принял присягу на верность СССР"
Для Евгения Алексеева, прошедшего Афганистан, 15 февраля - это не только День воинской славы, это часть его жизни, наверное, самая значимая и запоминающаяся.
Мы сидим у Жени дома, и он вспоминает: друзей, командиров, обстрелы, свою палатку, военный Кабул, дворец Амина, гибель ребят и многое другое.
Он, единственный из услонцев, прошедших Афган, пришел 15 февраля на митинг в Парк Героев. В Введенку не поехал. Да и обида осталась, когда ему сказали, что «призывался-то ты не отсюда». Сын кадрового офицера, прошедшего Великую Отечественную, награжденного орденами и медалями, он хорошо понимает значение слов «есть такая профессия – Родину защищать». Они с отцом, Василием Сидоровичем этим и занимались, шли одной дорогой – дорогой Победы! Женя всегда гордился и отцом, и мамой, которая девчонкой хлебнула войны полной ложкой на Украине. Комсомолка, она была всегда там, где трудно. Перегоняла в безопасные районы скот, спасала во время бомбежек людей, уходила от фашистской погони, от местных полицаев. Бог хранил девушку. Все пережила и все сохранила в памяти. После ее смерти, дети найдут ее воспоминания и в 2013 году передадут в редакцию.
Как губка, впитывал Евгений рассказы ветеранов, которые часто появлялись в их доме или в школе.
- Тогда в школу приходили работники военкомата. Они рассказывали о военной службе, о поступлении в военные училища, агитировали. Мы с Анатолием Федоровым записались в Пермское военное авиационно-техническое училище. Учеба к концу подходила, я усиленно занимался спортом, особенно лыжами, хорошо разбирался в технике. И вот, закончились экзамены. Приходит мне вызов в училище. Для родителей это было неожиданно, да и я, если честно, забыл о заявлении.
В Пермь из Верхнеуслонского района проехали трое: Евгений, Анатолий и еще Юрий Фадеев из Уланова.
- Так уж получилось, что зачислили только меня, как успешно сдавшего экзамены. Жаль, было, конечно. Ребята уехали домой, а для меня началась военная жизнь. Мне так все нравилось и все у меня получалось, и с ребятами отношения складывались, и командиры были довольны. В школе тройки в дневнике и аттестате, а тут через три года - красный диплом и лейтенантские погоны! А дальше Чехословакия и служба в отдельной авиационной эскадрилье тактической разведки. После пяти лет службы за границей, эскадрилью переводят в Союз, в г.Чертков Тернопольской области (Прикарпатский ВО). Слово Афганистан уже витало в воздухе. Командиры понимали, что наступает их черед защищать рубежи Родины.
Сентябрь 1979 года. Эскадрилья готовится для передислокации. Усиленная подготовка машин, документации, летного состава. В первой группе летит лейтенант Алексеев. Путь МИГов лежит через Львов в Узбекистан, в небольшой приграничный с Афганистаном военный городок Карши (вот почему Евгений «призывался не от нас» - прим.авт.). На аэродром возле городка один за другим приземлялись советские авиаполки из Венгрии, Польши, Чехословакии.
- Наша задача была подобрать комплект по специальности. А летчики учились летать в горной местности. Наша эскадрилья должна была заменить уже отработавшую там первую эскадрилью и 17 января отдел обработки информации (ООИ) прибыл в Баграм, но потом передислоцировался в Кабул. Эскадрилья получила официальное наименование 263-ей отдельной авиационной эскадрильи тактической разведки ВВС 40 армии и номер в/ч 92199. Мы проводили фотосъемку местности, фотографировали дворец Амина в Кабуле, который сильно пострадал при обстреле.
Именно для дневной и ночной фотосъёмки использовались МИГ-21Р с фотоаппаратами АФА-39 и АШФА. Разведчики использовались при ночных ударах - они освещали район штурма осветительными бомбами САБ-100 и САБ-250. Они участвовали в поиске и уничтожении караванов с оружием, также по ночам.
Иногда разведчики вели "свободную охоту" - самостоятельный поиск и уничтожение противника. Лётчики эскадрильи также проводили радиотехническую разведку. Самолёт с контейнером "Р" летел вдоль границы с Пакистаном, а аппаратура "засекала" и записывала все радиосигналы сопредельной стороны. Собранная таким способом информация не обрабатывалась специалистами 263 ораэ - контейнеры пересылали в Москву.
- Наша работа заключалась в том, чтобы техника, аппаратура, электрооборудование вертолетов всегда были исправны. Мы отвечали за жизнь летчика, за боевую машину. А еще мы ждали возвращения наших МИГов и радовались, как дети, увидев их на подлете. Считанные минуты уходили на замену фотоаппаратов. В полной темноте вынимали пленку, упаковывали ее в контейнер и отправляли по назначению на расшифровку. В обратном порядке проделывали то же самое. И вот уже вертолет отправляется на очередное задание. А мы смотрим ему вслед и мысленно желаем возвращения. При этих словах сразу вспомнился техник Макарыч из замечательного военного фильма «В бой идут одни старики».
И все это выполняла группа АФО нашего земляка, лейтенанта Евгения Алексеева. От четкой, слаженной работы группы, от доверия и взаимовыручки зависела человеческая жизнь. И Евгений очень хорошо это понимал. Он тоже хотел живым вернуться к семье, к сыну. На войне каждый делает свое дело.
Отец Анатолия старший техник – лейтенант, начальник артиллерийских мастерских 829-того Черниговского артполка, награжденный в августе 1943 года медалью «За отвагу», буквально через месяц при форсировании Десны, вновь проявляет героизм и мужество. Вторая его награда – орден Красной Звезды. Дороги отца и сына сплетаются в одну, несмотря на разницу в годах. Когда Евгений вернулся с Афгана, он уже иначе глядел на жизнь, он стал мудрее, сильнее, наверное, мужественнее.
- Почему-то тогда мне очень захотелось пройти по тем местам, где воевал отец, где мама -комсомолка не покорялась фашистам, - рассказывает ветеран боевых действий.
Ну, а после распада Советского Союза капитан Алексеев, боевой офицер, не стал принимать присягу на верность Украине.
- Я принял одну присягу, присягу на верность СССР. Кому-то это не понравилось. Пообещали отправить в «тьму-таракань». У меня уже была выслуга лет, поэтому вскоре пришлось уйти из армии.
Вернувшись в Верхний Услон, Евгений Васильевич возглавил афганскую организацию. Сегодня с благодарностью и ностальгией вспоминает свою боевую молодость, Афганистан со злым «афганцем», верблюжьей колючкой, горящими, как свечка, бэтеэрами, крепкой мужской дружбой...
Римма Троицкая, с.Верхний Услон
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев