Два села с одинаковым именем
Эти два населенных пункта расположены в разных районах Татарстана, и разделяют их десятки километров. И, тем не менее, общим у них является не только название. Судьбы этих поселений во многом схожи с судьбами тысяч сёл нашей республики и всей России. В этом мне довелось убедиться, посетив сначала Верхнеуслонский, а затем и Спасский район, побывав в двух сёлах с одинаковым именем – Куралово.
Большинство поселений вблизи Казани до её завоевания Иваном Грозным принадлежали непосредственно самому хану. Во многих из них проживали так называемые полоняне – взятые во время завоевательных походов в плен или, как тогда говорили, «в полон», угнанные на чужбину люди. Как правило, это были искусные мастера-ремесленники – кузнецы, гончары, плотники, кожевенники и прочие умельцы.
ПОЛОНЯНЕ ИЛИ БЕЖЕНЦЫ?
Судя по названию, в поселении, основанном неподалёку от древнего Булгара, проживали когда-то такие пленники-рабы, по-татарски – «куллар». Вероятнее всего, таким же поселением было и другое село, находившееся в так называемой горной стороне – на землях нынешнего Верхнеуслонского района, на берегу речки Сульчи. Надо сказать, что к середине XVI века, к моменту завоевания Казани Иваном Грозным, полонян на территории ханства, по данным известного историка, автора научного труда «Очерки по истории Казанского ханства» Михаила Худякова, насчитывалось немало – до ста тысяч человек. После присоединения казанских земель к русскому государству все эти пленники получили возможность вернуться на родину. Однако более половины из вчерашних полонян – около 60 тысяч – остались жить на земле, которая стала для них вторым домом. От татарского слова «куллар», как полагают некоторые историки, и возникло название двух сёл Куралово. С подобной версией согласны не все. Некоторые краеведы полагают, что названия сёлам дали татарские беженцы, которые после падения Казани в массовом порядке покидали захваченные земли. Якобы сёла, лежавшие на их пути «к Уралу», стали для них своего рода перевалочным пунктом. Отсюда и название – Куралово. Так это или нет, сегодня утверждать сложно. Первые же официальные упоминания о селе Куралове, том, что находится в Спасском районе, относятся к более позднему XVIII столетию.
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ МОСТ И ЦАРСКАЯ ОХОТА
Когда-то давно Волга находилась от этого села довольно далеко, и лишь после строительства в середине прошлого века Куйбышевской ГЭС воды великой реки поднялись и подошли к селу Куралову почти вплотную. Известно, что в XVIII веке селом владели представители известного дворянского рода Молоствовых, которым, кстати, помимо Куралова, принадлежал ряд других сёл на этих землях. Род сей оставил глубокий след в истории Казанского края. В начале XIX века поместьем в Куралове владел Таврион Христофорович Молоствов – офицер русской армии, герой Отечественной войны 1812 года. Он участвовал в заграничном походе русской армии, сражавшейся против Наполеона Бонапарта, и был награжден медалью за взятие Парижа. В 1824 году Таврион Молоствов вышел в отставку и обосновался в своём имении в Куралове. В дальнейшем усадьба перешла к вдове Молоствова Александре Богдановне, а от неё – к их детям. С именем Молоствовых связано строительство в Куралове православной церкви – в известиях по Казанской епархии от 1870 года упоминается о построении и освещении в селе Куралово храма. Молоствов устроил при церкви и приходское училище. Храм сгорел в конце 1900 года, но уже на следующий год в селе построили новую церковь.
Некоторые краеведы полагают, что названия сёлам дали татарские беженцы, которые после падения Казани в массовом порядке покидали захваченные земли. Якобы сёла, лежавшие на их пути «к Уралу», стали для них своего рода перевалочным пунктом. Отсюда и название – Куралово
Кстати, как уверяли меня старожилы, кураловские окрестности знамениты ещё и тем, что здесь поблизости пролегала дорога императрицы Екатерины II, посетившей летом 1767 года город Спасск и руины древнего Булгара. Путь, по которому государыня вместе со свитой посетила уездный город в 1767 году, проходил по старой мощённой булыжником дороге, от которой и сейчас кое-где остались фрагментарные участки. Их и сегодня можно найти в районе деревни Екатериновки, названной, как полагают, в честь матушки-государыни. Тогда же в самые кратчайшие сроки неподалёку для проезда царицы был построен каменный мост, который сохранился до наших дней и поныне находится в довольно сносном состоянии. А ещё Молоствовы были известными в губернии конезаводчиками и на научной основе занимались разведением и улучшением пород лошадей – как рысаков для упряжек, так и скакунов, без которых не обходилась ни одна псовая охота. Её господа-помещики устраивали часто. А однажды поохотиться сюда приезжал даже сам император Александр III – по приглашению тогдашнего генерал-губернатора Молоствова. После революции владелец покинул своё поместье. Барская усадьба Молоствовых в селе Куралово – памятник архитектуры XIX века – сохранилась до наших дней. А теперь перенесёмся за десятки километров от Спасского района, на верхнеуслонские земли, в село, которое также называется Куралово.
ПОСЛЕДНИЙ ПОМЕЩИК «ГОРНОЙ СТОРОНЫ»
Асфальтовая лента шоссе нырнула под уклон, стволы берёз и строгих зелёных сосен обступили дорогу почти вплотную. Смешанный лес высится на горе, у подножия которой и раскинулось это верхнеуслонское село. По словам старожилов, деревья эти сажали ещё до революции – при последнем барине Василии Обухове, у которого в Куралове, помимо имения, находился винокуренный завод. История не сохранила имени первого кураловского помещика, которому было пожаловано село в «горной стороне». Можно лишь предположить, что это был один из служивых людей Ивана Грозного, участник штурма Казани осенью 1552 года. Много позже, в 1850 году, хозяева поместья в Куралове сменились. Имение было продано новому владельцу – родовитому казанскому дворянину, коллежскому асессору Обухову. С деятельностью последнего хозяина усадьбы связано немало больших начинаний. Он активно занялся сельским хозяйством и прежде всего молочным животноводством, основав рядом с селом крупную ферму. А в 1905 году построил в селе винокуренный завод, производивший свыше 60 тысяч вёдер спирта в год. Завод этот, на котором работали 24 человека, был оснащён паровым двигателем мощностью в 22 лошадиные силы. Позже, уже в годы советской власти, здесь же начали расширенное производство патоки. Как видим, история двух этих сёл, несмотря на различия, во многом похожа. И сегодня в них живут и трудятся люди, судьбы которых накрепко связаны с родной землёй-кормилицей Предвижу ироничную ухмылку читателя: спаивал, мол, барин своих мужиков, наживая капитал на роковом пристрастии нашего человека к спиртному. Однако именно при Василии Обухове в Куралове построили кирпичное здание новой школы взамен старой, бревенчатой. Несколько лет назад довелось беседовать с уроженцем села, 84-летним пенсионером Павлом Берёзкиным, который подробно поведал мне о последнем барине и его благих деяниях.
– Мой дед эту школу своими руками строил вместе с другими кураловскими мужиками, – вспоминал Павел Семёнович.
Он рассказывал, что, несмотря на своё богатство, последний барин был человеком добрым, справедливым и честным. После революции уехал за границу, приказав перед этим своему управляющему поделить всех своих лошадей, весь скот между крестьянами поровну… Может быть, поэтому желающих грабить поместье своего благодетеля среди кураловцев не нашлось – потрошили покинутую барскую усадьбу комбедовцы из соседних сёл. А в тридцатые годы на землях бывшего барина образовали сначала колхоз, а затем совхоз «Кураловский» – некогда одно из лучших животноводческих хозяйств республики. Да и спиртзавод, построенный последним помещиком и национализированный в годы советской власти, прослужил несколько десятилетий и был закрыт лишь в восьмидесятые годы прошлого века – во времена горбачёвского сухого закона.
РАЗНЫЕ СУДЬБЫ – ОДНА ИСТОРИЯ
Как видим, история двух этих сёл, несмотря на различия, во многом похожа. И сегодня в них живут и трудятся люди, судьбы которых накрепко связаны с родной землёй-кормилицей. На полях бывшего совхоза с привольным именем «Волга», основанного когда-то на пахотных угодьях господ Молоствовых, сегодня урчат двигателями тракторы семи фермерских хозяйств. А на верхнеуслонских чернозёмах трудится современная мощная техника инвестора ОАО «Красный Восток Агро». Несколько лет назад в спасском Куралове отвели место под новый храм вместо когда-то разрушенной церкви. А в верхнеуслонском Куралове собираются облагораживать родник, известный старожилам под названием Зыбочка. Говорят, когда-то одному из местных жителей села у этого родника было видение Богородицы, качающей детскую колыбель-зыбку. Вода в этом источнике и поныне чиста и прозрачна, как и в давние времена Казанского ханства.
Артем Субботкин
Источник: http://rt-online.ru/dva-sela-s-odinakovym-imenem/
© Газета Республика Татарстан
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев