Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

До Казани на пароме можно было доехать за 10 копеек

Вот она, Казань, совсем рядом. Если с услонского берега приложить ладони к глазам и пристально вглядеться в противоположный берег Волги, можно увидеть Казанский Кремль, речной порт...

С очень давних времен с началом навигации в Верхнем Услоне скапливались десятками и сотнями бурлацкие ватаги, в которые сбивались крестьяне из приволжских сел. Торговый люд, подрядчики нанимали людей, которые водили суда на лямке от Астрахани до Нижнего, до Рыбны. Услон славился, как бурлацкая биржа труда вплоть до 1870 года, когда на смену лямке пришел пар.

Казанский паром, соединявший Казань с нашим берегом был построен в Швеции в 1895 году по заказу казанского купца Ковалева.

В то время было трудно переправляться на другой берег реки на примитивных лодках-дощанках. И дело не только в том, что многие казанцы имели за Волгой сады и поместья, увеличивался поток транзитных людей, следовавших из центральной части на восток, на Урал, Сибирь и обратно. Прямого судоходного сообщения не было. Не было еще и железнодорожного моста через Волгу. Он был открыт лишь в 1913 году.

Чтобы достичь правого берега Волги, парому требовалось полчаса. Стоимость билета с человека 10 копеек, с головы скота – до 50 копеек. Такие цены были доступны человеку среднего класса. Говорят, что ходил паром с такой точностью, что по причальному гудку можно было сверять часы.

В Казани паром приставал у дальних, «балкадинских» пристаней, у водозабора. Затем был остров Маркиз - место отдыха казанцев. Он был покрыт густой растительностью. Для отдыхающих до войны здесь играли музыканты, кругом были навесы от солнца, продавали квас и воду. Во время заполнения Куйбышевского водохранилища, вода затопила берега и Маркиз исчез. Далее путь пролегал до Верхнего Услона и Печищ.

После революции пароходное сообщение между Казанью, Верхним Услоном, Печищами и другими правобережными населенными пунктами на некоторое время прервалось.

Паром участвовал в Гражданской войне, его активно использовали красные части, именно красноармейцы присвоили ему имя «Волгарь». Судно прослужило более полувека (до 1956 г.) до заполнения Куйбышевского водохранилища, после чего плавание по вновь образованному «морю» на «Волгаре» стало небезопасным. Да и сам «Волгарь» устарел физически и морально.

В советские годы связь с городом по Волге осуществляли паромы «Окский» и «Пионер». В 2017 году, впервые с конца 80-х годов прошлого века, вновь заработала паромная переправа, которая наладила бесперебойное сообщение между Верхним Услоном и поселком Старое Аракчино.

Сейчас от Казани до Верхнего Услона можно добраться двумя путями - по мосту через Волгу и паромом. В первом случае придется проехать 51 километр, во втором 8,5.

- Город хоть и близок, но человеку, не имеющему автомобиль, добраться до Казани бывает сложно. Если в 80-ые года ОМики «ходили» через каждый час, да еще через каждые 40 минут «Ракеты», то сейчас рейсы на пароход сократили до трех. Единственный автобус до города - кураловский. Когда, навигация останавливается, бывает пускают «газельки», но они очень часто ломаются или ходят не по расписанию, - обсуждают проблему местные жители. Альтернатива добраться на другой берег всегда есть. Кому-то удобно на пароме, кому-то - на ОМике, хотя стоимость гораздо выше.

 

фото https://pastvu.com/ps?f=r!3348

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Галерея

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Волжская новь история Паромная переправа